5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
Можно выделить, по крайней мере, три группы участников процесса автоматизации управления. Во-первых, это пользователи средств автоматизации (конечные пользователи – end users). Обычно они не обладают глубокими знаниями в сфере ЭВМ и программирования, однако являются профессионалами в своей предметной области (каждый на своем уровне иерархии управления). Именно для них создается АИС, их профессиональные потребности должны быть учтены при проектировании и внедрении АИС в организации.
Во-вторых, это разработчики средств автоматизации - аналитики, проектировщики, системные и прикладные программисты, специалисты по компьютерным сетям и т.п. Как правило, они не являются специалистами в предметных областях конечных пользователей.
В-третьих, это менеджеры проектов, связанных с внедрением информационных технологий в организации (в настоящее время часто используют термин ИТ-менеджер), которые организуют весь процесс автоматизации, начиная с момента осознания конечным пользователем необходимости автоматизации, заканчивая внедрением и последующей эксплуатацией автоматизированной системы в организации.
Внедрение современных информационных технологий в практику работы организационно-экономической системы приводит, как правило, к реорганизации информационных процессов организации с учетом возможностей новых технологий, вплоть до реструктуризации самой системы. Успешное проведение таких действий предполагает участие персонала организации в разработке АИС. Опыт информатизации во многих сферах общественного производства показал, что будущие пользователи создаваемой АИС должны принимать достаточно активное
111
участие в процессе разработки системы, особенно на первых и последних этапах ЖЦ. Нарушение этого требования неизбежно приведет к неудаче проекта, обусловленной либо практической бесполезностью созданной системы, либо неудобством ее использования. Печальный опыт многих неудачных разработок представлен в шуточной форме на рис. 5.4. Этот рисунок появился в одном из солидных американских периодических изданий около 30 лет назад, однако до сих пор некоторые проекты завершаются аналогичным образом.
Рассмотрим, в чем должно заключаться участие конечных пользователей в процессе разработки системы.
На стадии анализа требований к системе разработчики АИС выполняют обследование организации и пытаются сформулировать требования к будущей АИС со стороны конечных пользователей. Получить эту информацию практически невозможно без взаимодействия с конечными пользователями, работающими на всех уровнях управления. Кроме того, только пользователи могут проверить правильность (и своевременно указать на ошибки) представлений, сформировавшихся у разработчиков по результатам обследования и анализа организации.
На стадии проектирования разработчики определяют функциональную архитектуру создаваемой АИС, при этом формируются описания автоматизируемых функций и функциональных задач, подлежащих реализации в составе АИС. Разработка этих описаний также предполагает активное участие пользователей, так как никто, кроме специалиста-профессионала, не сможет дать полной и точной информации об информационном содержании каждой задачи, об особенностях алгоритмов решения задач и других деталях, необходимых для реализации функциональных задач в виде прикладных программ.
Описание задачи, выполненное по определенным требованиям, называется постановкой задачи (в ЕКС АС эти требования определены). Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний той предметной области, для которой делается постановка, но и знаний компьютерных информационных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются во много раз по своим последствиям, если они обнаруживаются на конечных фазах создания АИС.
112
Причина заключается в том, что эта ошибка находит свое воплощение не только в одной прикладной программе, но и в других взаимосвязанных прикладных программах, в базах данных, в системе документации. Исправление этого шлейфа ошибок требует практически повторения полного цикла проектирования системы. В таблице 5.1. представлены относительные трудозатраты на исправления ошибок, выявленных на различных стадиях разработки программного обеспечения АИС.
Таблица 5.1.
Распределение трудозатрат на исправление ошибок по этапам жизненного цикла ПО
Этапы жизненного цикла | Затраты на устранение ошибок (%) |
Анализ требований | 9 |
Проектирование | 6 |
Программирование | 10 |
Отладка | 12 |
Внедрение и сопровождение | 63 |
На стадии внедрения конечный пользователь должен принять участие в испытаниях и пробной эксплуатации прикладных программ, входящих в состав специального программного обеспечения АИС. Работая с компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, выявить неточности в реализации алгоритмов их решения, скорректировать формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие в пробной эксплуатации - это также способ активного обучения пользователя работе в среде АИС, его адаптация к новым условиям работы, новой технологии. Опыт показывает, что у специалиста складывается совершенно новое отношение к работе в условиях АИС, создание которой предусматривает широкий охват автоматизированной обработкой выполняемых им функций.
На стадии сопровождения разработчики производят доработку созданной АИС путем исправления обнаруженных ошибок, устранения незначительных дефектов, связанных с ошибками или недочетами проектирования. Эти работы выполняются на основании данных, представляемых персоналом АИС, в том числе и конечными пользователями.
113
Рис. 5.4 Классическая иллюстрация неудачной разработки автоматизированной системы организационного управления
Таким образом, роль конечного пользователя в процессе разработки АИС определяется необходимостью активного взаимодействия с разработчиками при выполнении работ, связанных с проектированием, испытанием и сопровождением системы. В процессе этого взаимодействия пользователь должен предоставить разработчикам исчерпывающую информацию о характере и сущности решаемых им задач, добиться правильного понимания своих потребностей, а также проверить качество реализации соответствующих функциональных задач в составе АИС.
- Глава 1, Основные сведения об информационных технологиях обработки экономической информации 7
- Глава 2 Основные сведения об автоматизированных информационных системах………….38
- Глава 3. Информационное обеспечение автоматизированных систем ...59
- Глава 4. Программное обеспечение автоматизированных систем 76
- Основные понятия 76
- Глава 5. Проектирование автоматизированных информационных систем 93
- Глава 6. Основные сведения о компьютерных сетях
- Основные понятия 116
- Глава 7. Основы защиты информации в автоматизированных системах 137
- Основные понятия 137
- Введение
- Глава 1
- Основные сведения
- Об информационных технологиях
- Обработки экономической информации
- 1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
- 1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- 1.3. Информационные технологии обработки экономической информации
- 1.3.1. Информационная технология обработки данных
- 1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
- 1.3.3. Информационные технологии управления
- 1.3.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
- 1.3.6. Нейросетевые технологии
- 1.4. Государственная политика в области информатизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
- 2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
- 2.3. Структура автоматизированной информационной системы
- 2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы
- 2.3.2. Обеспечивающая часть аис
- 2.4. Свойства и характеристики аис
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 информационное обеспечение автоматизированных систем
- 3.1. Основные понятия
- 3.2. Документы в автоматизированной системе
- 3.3. Классификация и кодирование
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- 3.4.1. Понятие базы данных
- 3.4.2. Базы данных и файловые системы
- 3.5. Проектирование и эксплуатация баз данных
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 программное обеспечение автоматизированных систем
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Виды программного обеспечения автоматизированной системы
- 4.2.1. Системное общее программное обеспечение
- 4.2.2. Сервисное общее программное обеспечение
- 4.2.3. Прикладное общее программное обеспечение
- Пакеты прикладных программ
- Прикладные программы офисного применения
- 4.2.4. Инструментальное общее программное обеспечение
- 4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5
- 5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах
- 5.1.1. Кусочная автоматизация
- 5.1.2. Автоматизация по участкам
- 5,1.3. Автоматизация по направлениям
- 5.1.4. Полная автоматизация управления организацией
- 5.1.5. Подходы к проектированию автоматизированных информационных систем
- 5.2. Стандартизация деятельности, связанной с разработкой автоматизированных информационных систем
- 5.3. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы
- 5.3.1. Понятие и модели жизненного цикла аис
- 5.3.2. Представление процесса разработки в екс ас
- 5.4. Некоторые вопросы проведения автоматизации в организации
- 5.4.1. Управление процессом автоматизации
- 5.4.2. Стратегия автоматизации
- 5.4.3. Реорганизация деятельности организационной системы
- 5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.5. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- Основные функции уровней модели osi
- Глава 7 основы защиты информации в автоматизированных системах
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Угрозы безопасности информации в эис
- 7.2.1. Случайные угрозы
- 7.2.2. Преднамеренные угрозы
- 7.2.3. Последствия реализации угроз, специфические для эис
- 7.3. Методы и средства защиты информации в информационных системах
- 7.4. Комплексный подход к защите информации в автоматизированных системах
- Вопросы для самоконтроля
- Примеры современных программных средств в экономической сфере Система «1с: Предприятие»
- Система «Галактика»
- Литература