4.1. Основные понятия
Программным обеспечением (ПО) автоматизированной системы называют совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для ее отладки, функционирования и проверки работоспособности.
Для того, чтобы реализовать обработку каких-либо данных с помощью ЭВМ, необходимо описать процессы обработки данных. Это описание должно быть формализованным, чтобы требуемый процесс выполнялся автоматически на компьютере. Такое формализованное описание называется программой. Программа составляется на удобном для человека формализованном языке программирования, с которого она автоматически переводится на язык соответствующего компьютера с помощью другой программы, называемой транслятором. Программисту, прежде чем составить программу на языке программирования, приходится проделывать большую подготовительную работу по уточнению постановки задачи, выбору метода ее решения, выяснению специфики применения требуемой программы, прояснению общей организации разрабатываемой программы и многое другое. Эта информация фиксируется в виде отдельных документов (программной документации).
Программа или логически связанная совокупность программ на носителях данных, снабженная программной документацией, называется программным средством (ПС). Программа позволяет осуществлять некоторую автоматическую обработку данных на компьютере. Программная документация позволяет понять, какие функции выполняет программа, как подготовить исходные данные и запустить программу, что означают получаемые результаты. Кроме того, программная документация помогает разобраться в самой программе, что необходимо, например, при ее модификации.
Все программы по характеру разработки и использования можно разделить на два класса - утилитарные программы и программные продукты (изделия). Утилитарные программы («программы для себя») предназначены для удовлетворения нужд их разработчиков и не предлагаются для широкого распространения.
76
Программные изделия предназначены для удовлетворения потребностей пользователей, широкого распространения и продажи.
Программное изделие должно быть соответствующим образом проверено и подготовлено к эксплуатации, иметь необходимую программную документацию, обеспечено сервисом и гарантией надежной работы, иметь товарный знак изготовителя. Только при таких условиях созданное ПС может быть названо программным изделием. Путь от «программ для себя» до программных изделий достаточно долгий, он связан с изменениями технической и программной среды разработки и эксплуатации программ, с появлением и развитием самостоятельной отрасли - информационного бизнеса, для которой характерны разделение труда фирм-разработчиков программ, их дальнейшая специализация, формирование рынка программных средств и информационных услуг. Программные изделия могут создаваться как:
индивидуальная разработка под заказ;
разработка для массового распространения среди пользователей.
При индивидуальной разработке фирма-разработчик создает оригинальное изделие в соответствии со спецификой обработки данных для конкретного заказчика. При разработке для массового распространения фирма-разработчик, с одной стороны, должна обеспечить универсальность выполняемых функций обработки данных, с
другой стороны, гибкость и настраиваемость изделия на условия конкретного применения.
Программные изделия разрабатываются на основе промышленной технологии выполнения проектных работ с применением современных инструментальных средств программирования. На создание программных изделий затрачиваются значительные ресурсы (трудовые, материальные, финансовые) и требуется высокая квалификация разработчиков. Как правило, программные изделия требуют сопровождения, которое осуществляется специализированными фирмами распространителями программ (дистрибьюторами), реже - фирмами-разработчиками. Сопровождение программ массового применения сопряжено с большими трудозатратами - исправление обнаруженных ошибок, создание новых версий программ и т.п.
77
Программные изделия в отличие от традиционных изделий не имеют строго регламентированного набора качественных характеристик, задаваемых при создании программ, либо эти характеристики невозможно заранее точно указать или оценить, так как одни и те же функции обработки, обеспечиваемые программным средством, могут иметь различную глубину проработки. Даже время и затраты на разработку программных продуктов не могут быть определены с большой степенью точности заранее.
Основная категория специалистов, занятых разработкой программ - это программисты. Программисты неоднородны по уровню квалификации, а также по характеру своей деятельности. Обычно программисты делятся на системных и прикладных. Системный программист занимается разработкой, эксплуатацией и сопровождением системного программного обеспечения, поддерживающего работоспособность компьютера и создающего среду для выполнения программ, обеспечивающих реализацию функциональных задач. Прикладной программист выполняет разработку и отладку программ для решения функциональных задач АИС. При создании сложных программных комплексов появляется новая квалификация -программист-аналитик, который анализирует и проектирует комплекс взаимосвязанных программ для реализации функций предметной области. В процессе создания программ на начальной стадии работ участвуют и специалисты -постановщики задач.
Как правило, в составе АИС используются базы данных. Если база данных обеспечивает работу многих приложений, возникает проблема поддержки базы данных, которая выполняется администратором базы данных. Основным потребителем прикладных программ в АИС служит конечный пользователь (end user). Конечный пользователь, как правило, не является специалистом в области программирования, т.е. не владеет методами и технологией проектирования и создания программ, но должен иметь элементарные знания и навыки работы с вычислительной техникой. Возможна также эксплуатация программ квалифицированными программистами или специально обученными техническими работниками - операторами ЭВМ. Взаимодействие специалистов различного вида, участвующих в разработке и эксплуатации программ, показано на рис. 4.1.
78
ПО современных АИС является их важнейшим и наиболее дорогостоящим компонентом, в значительной степени определяющим сроки и стоимость (не менее 50 %) разработки всей системы, а также эффективность выполнения функций системы.
Рис. 4.1. Взаимодействие специалистов при разработке и эксплуатации ПО
Основные термины и определения, связанные с ПО, приведены в документах Единой системы программной документации (ЕСПД). ЕСПД - это комплекс государственных стандартов (ГОСТ 19), устанавливающих правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Следует отметить, что отдельные положения ЕСПД, разработанного около 20 лет назад, уже устарели с точки зрения создания современных распределенных комплексов прикладных программ. Однако в настоящее время в распоряжении российских разработчиков ПО АИС других отечественных стандартов нет.
В стандартах ЕСПД установлены требования, регламентирующие разработку, сопровождение, изготовление и эксплуатацию программ, что обеспечивает возможность:
унификации программных изделий для взаимного обмена программами и применения ранее разработанных программ в новых разработках;
снижения трудоемкости и повышения эффективности разработки, сопровождения, изготовления и эксплуатации программных изделий;
автоматизации изготовления и хранения программной документации.
79
Содержание основных групп документов ЕСПД представлено в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Содержание основных групп документов ЕСПД
Код Группы | Содержание документов |
0 |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
- Глава 1, Основные сведения об информационных технологиях обработки экономической информации 7
- Глава 2 Основные сведения об автоматизированных информационных системах………….38
- Глава 3. Информационное обеспечение автоматизированных систем ...59
- Глава 4. Программное обеспечение автоматизированных систем 76
- Основные понятия 76
- Глава 5. Проектирование автоматизированных информационных систем 93
- Глава 6. Основные сведения о компьютерных сетях
- Основные понятия 116
- Глава 7. Основы защиты информации в автоматизированных системах 137
- Основные понятия 137
- Введение
- Глава 1
- Основные сведения
- Об информационных технологиях
- Обработки экономической информации
- 1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
- 1.2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- 1.3. Информационные технологии обработки экономической информации
- 1.3.1. Информационная технология обработки данных
- 1.3.2. Информационные технологии автоматизированного офиса
- 1.3.3. Информационные технологии управления
- 1.3.4. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3.5. Информационные технологии экспертных систем
- 1.3.6. Нейросетевые технологии
- 1.4. Государственная политика в области информатизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие автоматизированной информационной системы
- 2.2. Классификация экономических автоматизированных информационных систем
- 2.3. Структура автоматизированной информационной системы
- 2.3.1 Функциональная часть автоматизированной информационной системы
- 2.3.2. Обеспечивающая часть аис
- 2.4. Свойства и характеристики аис
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 информационное обеспечение автоматизированных систем
- 3.1. Основные понятия
- 3.2. Документы в автоматизированной системе
- 3.3. Классификация и кодирование
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- 3.4.1. Понятие базы данных
- 3.4.2. Базы данных и файловые системы
- 3.5. Проектирование и эксплуатация баз данных
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 программное обеспечение автоматизированных систем
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Виды программного обеспечения автоматизированной системы
- 4.2.1. Системное общее программное обеспечение
- 4.2.2. Сервисное общее программное обеспечение
- 4.2.3. Прикладное общее программное обеспечение
- Пакеты прикладных программ
- Прикладные программы офисного применения
- 4.2.4. Инструментальное общее программное обеспечение
- 4.2.5. Специальное программное обеспечение автоматизированных систем
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5
- 5.1. Современные подходы к автоматизации управления в организационно-экономических системах
- 5.1.1. Кусочная автоматизация
- 5.1.2. Автоматизация по участкам
- 5,1.3. Автоматизация по направлениям
- 5.1.4. Полная автоматизация управления организацией
- 5.1.5. Подходы к проектированию автоматизированных информационных систем
- 5.2. Стандартизация деятельности, связанной с разработкой автоматизированных информационных систем
- 5.3. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы
- 5.3.1. Понятие и модели жизненного цикла аис
- 5.3.2. Представление процесса разработки в екс ас
- 5.4. Некоторые вопросы проведения автоматизации в организации
- 5.4.1. Управление процессом автоматизации
- 5.4.2. Стратегия автоматизации
- 5.4.3. Реорганизация деятельности организационной системы
- 5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.5. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- Основные функции уровней модели osi
- Глава 7 основы защиты информации в автоматизированных системах
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Угрозы безопасности информации в эис
- 7.2.1. Случайные угрозы
- 7.2.2. Преднамеренные угрозы
- 7.2.3. Последствия реализации угроз, специфические для эис
- 7.3. Методы и средства защиты информации в информационных системах
- 7.4. Комплексный подход к защите информации в автоматизированных системах
- Вопросы для самоконтроля
- Примеры современных программных средств в экономической сфере Система «1с: Предприятие»
- Система «Галактика»
- Литература