3.2 Семейство стандартов на системы качества
ISO 9000
3.2.1 ISO-9000: кому это нужно?
До того как были приняты первые стандарты на системы качества (СК) почти все сделки стоимостью свыше тысячи долларов заключались только после того, как потребитель сам осмотрит завод поставщика и убедится в том, что поставщик действительно способен выпускать, что называется, не «халтуру» [131]. Поставщику приходилось выдерживать массу экзаменов от различных потребителей, требования которых порой значительно отличались друг от друга, и каждому угодить было невозможно. Те же проблемы были и у проверяющих: постоянные разъезды, трата времени, мучительные поиски компромиссов и т.д. Для упрощения процедуры предконтрактных взаимоотношений были разработаны специальные стандарты, в которых излагались минимальные требования к поставщику, предъявляемые подавляющим большинством потребителей. Впоследствии эти стандарты получили знакомое сегодня название – стандарты на системы качества.
С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие нет. И даже если какой-то потребитель выставлял более высокие требования, чем предусмотрено стандартом, то он скорее предпочитал вести разговор с тем поставщиком, который уже имел сертификат на стандартную систему качества, чем с кем бы то ни было еще. Те потребители, чьи требования укладывались в рамки стандартных, сразу могли заключать сделки с сертифицированными поставщиками без дополнительных проверок, если, конечно, система качества соответствовала тому стандарту, требования которого потребитель считал достаточными, и сертификат был подписан той организацией, которой он доверяет.
Сегодня в мире более трехсот тысяч предприятий сертифицировали свои системы качества по стандартам ISO (International Standard Organization) – ИСО серии 9000. В России их не так много, но их число прогрессивно увеличивается. Эти стандарты стали самыми популярными в истории ИСО из-за значительных рекламных преимуществ, которые они дают обладателю сертификата перед ближайшими конкурентами.
И они находят себе все большее применение не только в свободном бизнесе. Некоторые государственные организации, не имеющие прямых конкурентов, сертифицируют свои системы качества для завоевания к себе дополнительного доверия общественности, что особенно важно в странах, имеющих репутацию демократических, где все структуры управления во многом зависят от общественного мнения. Среди таких организаций – датская налоговая инспекция, правительство Австралии, ряд тюрем в США и Великобритании и пр. К примеру, британская тюрьма Doncaster из собственных средств разработала и сертифицировала систему качества по ИСО-9001 для привлечения к себе внимания государственных инвесторов и во многом преуспела, так как пресса сразу дала положительный отклик, укрепив за Doncaster имидж организации, которая больше других себе подобных заботится о правах человека. Авторы идеи все верно рассчитали, ведь у любой государственной организации (или у организации, работающей по госзаказу, а в США, к примеру, почти все тюрьмы – частные) всегда существует один-единственный потребитель – общество, которому она служит. И сертификация системы качества в этом смысле свидетельствует о приверженности организации интересам общества, т.е. интересам простого человека. Это новое применение для стандартов ИСО-9000, несомненно, прибавило им популярности. Явление массового увлечения этими стандартами по всему миру иногда называют ИСО-манией.
Таким образом, сертификация систем качества, а также консалтинг в этой области стал сегодня большим самостоятельным бизнесом, или даже отраслью промышленности. Органы по сертификации систем качества заинтересованы в привлечении все большего числа клиентов для завоевания влияния на этом рынке. С увеличением конкуренции увеличивается и рекламное давление и пропаганда стандартов. Иной раз из рекламы можно понять, что сертификация системы качества является непременной гарантией успеха в решении большинства проблем качества, с которыми поставщику приходилось сталкиваться до сих пор. Это не так. Известный американский специалист д-р Джуран высказал любопытную мысль на этот счет, заключающуюся примерно в следующем: высококлассная компания без проблем получит сертификат на систему качества, однако это не означает, что сертификат может сделать компанию высококлассной.
И действительно, в стандартах отражены всего лишь минимальные требования к поставщику, а не учебный курс по суперэффективным методам решения проблем качества (менеджмента качества). В стандарте ИСО-9004 содержатся некоторые рекомендации по методам построения системы качества, однако и они не могут гарантировать успеха, хотя, несомненно, во многом могут помочь.
В этом смысле очень опасно увлекаться модными течениями, одним из которых сегодня стала сертификация систем качества. К примеру, компания может внезапно решить, что волшебная сила сертификата способна чудесным образом поправить окончательно пошатнувшиеся дела, вывести на международные рынки, привлечь выгодных клиентов и, наконец, улучшить качество продукции. Она бросает все оставшиеся силы на скорейшее приобретение вожделенного сертификата. Нанимает консультантов, которые берутся написать все необходимые документы, проверить их на соответствие стандарту и сразу же выдать сертификат, как говорится, «без шума, без пыли». Очевидно, что таким образом компания не решит ни одной из поставленных задач. Открыть новые рынки и привлечь важных клиентов не удастся. Проблемы качества также не сдвинутся с места, так как ими никто и не начинал заниматься. При таком подходе критика вполне уместна.
Помните, лишь реальное качество продукции может зарядить энергией любой сертификат и оправдать затраченные усилия. Проблема в том, что для неподготовленного слушателя слово «сертификат» гораздо приятнее и понятнее, чем слово «качество». Это ошибка. Есть несколько способов ее избежать.
К примеру, многие зарубежные специалисты считают, что начинать работу по решению проблем качества целесообразно не с внедрения стандартов ИСО-9000, а с самооценки организации на соответствие критериям своей национальной премии качества.
Для проведения подобной самооценки вовсе не обязательно участвовать в соискании каких бы то ни было премий. Самооценку можно провести самостоятельно или при помощи консультантов, владеющих этой практикой. Этот метод позволяет прощупать организацию сверху-донизу, чтобы понять, есть ли прогресс, и где он нужен более всего. После того как общие показатели эффективности бизнеса начнут расти и последующая самооценка покажет более утешительные результаты – это будет означать, что система качества заработала. Останется только описать ее в документах, как того требует стандарт, и сертифицировать. Очевидно, что в таком случае подготовиться к сертификации системы качества будет намного проще, потому что система уже готова и ясно, что она работает, а значит, будет работать и сертификат.
Опыт последних десятилетий показал, что именно качество выпускаемой продукции характеризует сегодня все без исключения компании мирового класса. Те компании, что рассчитывают успешно конкурировать не столько качеством, сколько ценой, жестоко заблуждаются... Во-первых, современный покупатель скорее переплатит тому конкуренту, чей товар окажется качественнее. Во-вторых, чем эффективнее работает система качества, тем более дешевые товары она производит. Так что отсидеться за низкой ценой, торгуя посредственной продукцией, удастся недолго. Так уже было, когда японские автомобили и аппараты бытовой электроники ворвались на американский рынок. Так случится еще не раз, потому что законы экономики работают так же безотказно, как и законы физики. Иной раз говорят: единственно правильный способ завоевать потребителя (а значит и рынок) – конкурировать не с компаниями, а с их системами качества. А если потребителю нужен от вас сертификат, то его слово – закон. Важно только при этом помнить слова бывшего президента Европейской организации по качеству (European Organization for Quality, EOQ) Т.Конти: «Стандарты ИСО-9000 могут при бездумном их применении стать фактором, сдерживающим прогресс...». Так что будьте осторожны.
- Глава 1. Основные понятия интегрированной системы 14
- Глава 2. Функции и структуры интегрированных систем 20
- Глава 3. Взаимосвязь процессов проектирования, подготовки производства и управления производством 45
- Глава 4. Математическое, методическое и организационное обеспечение, программно-технические средства для построения интегрированных систем проектирования и управления 73
- Глава 5. Scada-системы, их функции и использование для проектирования автоматизированных систем управления, документирования, контроля и управления сложными производствами отрасли 217
- Глава 6. Примеры применяемых в отрасли scada-систем 335
- Глава 7. Пример проекта системы управления в trace mode 6 346
- Список сокращений
- Введение
- Глава 5. Scada-системы, их функции и использование для проектирования автоматизированных систем управления, документирования, контроля и управления сложными производствами отрасли
- Глава 6. Примеры применяемых в отрасли scada-систем
- Глава 1. Основные понятия интегрированной системы
- 1.1 Управление производством на основе интегрированных систем проектирования и управления
- 1.1.1 Определение интегрированной системы проектирования и управления
- 1.1.2 Принципы построения современных интегрированных систем
- Удобство использования
- Наличие и качество технической поддержки
- Оценка стоимости инструментальных систем
- Открытость систем
- Технологии орс
- Аппаратная реализация связи с устройствами ввода-вывода
- Технологии ActiveX
- 2.1.2 Жесткое реальное время для Windows nt
- 2.1.3 Интеграция многоуровневых систем автоматизации
- 2.1.4 Сравнительный анализ и тестирование scada-систем
- 2.1.5 Выводы
- 2.2 Этапы создания и функциональные характеристики систем управления
- 2.2.1 Этапы создания системы диспетчерского контроля и управления
- 2.2.2 Функциональные характеристики scada-систем
- 2.2.3 Функциональные возможности
- 2.2.4 Программно-аппаратные платформы scada-систем
- 2.2.5 Средства сетевой поддержки
- 2.2.6 Встроенные командные языки
- 2.2.7 Поддерживаемые базы данных
- 2.2.8 Графические возможности
- 2.2.9 Тренды и архивы в scada-системах
- 2.2.10 Алармы и события в scada-системах
- Глава 3. Взаимосвязь процессов проектирования, подготовки производства и управления производством
- 3.1 Стандарты управления предприятием: mrp, mrp II, erp, csrp
- 3.2 Семейство стандартов на системы качества
- 3.2.2 Тезисное выражение требований iso-9000
- 3.2.3 Общие положения
- 3.2.4 Проблемы внедрения и развития систем качества
- Разработка процедур
- 3.3 Модули для автоматизации финансово-экономических процессов производства: mes, eam, hrm
- Необходимость внедрения mes
- Обзор функций t-factory mes – модуля для управления производством в реальном времени
- Обзор функций t-factory eam – модуля для управления основными фондами, техническим обслуживанием и ремонтами в реальном времени
- Глава 4. Математическое, методическое и организационное обеспечение, программно-технические средства для построения интегрированных систем проектирования и управления
- 4.1 Нижний уровень интегрированных систем управления
- 4.1.1 Классификация устройств нижнего уровня
- 4.1.2 Концевой выключатель Концевой выключатель двухпозиционный квд-600
- Автоматический концевой выключатель vb,vba
- Концевой выключатель ку-701 у1
- 4.1.3 Интеллектуальный датчик
- Коммуникационный протокол hart
- Датчики давления серии «Метран-100»
- 4.1.4 Устройства hart-коммуникации
- Hart-коммуникатор «Метран-650»
- Hart-модем «Метран-681»
- Конфигурационная программа h-master
- Многопараметрический датчик 3095mv
- 4.1.5 Бесконтактный датчик
- Датчики измерения уровня
- Оптические датчики
- Датчик контроля скорости
- 4.1.6 Исполнительные устройства Привода постоянного тока
- Клапаны электромагнитные для автоматики подогревателей
- Реле защиты трансформаторов
- 4.2 Основные технические характеристики контроллеров и программно-технических комплексов
- 4.2.1 Характеристика процессора
- 4.2.2 Характеристика каналов ввода-вывода контроллеров
- 4.2.3 Коммуникационные возможности контроллеров
- 4.2.4 Эксплуатационные характеристики
- 4.2.5 Программное обеспечение
- 4.3 Стандартные языки программирования контроллеров
- 4.3.1 Общие сведения по языкам программирования контроллеров
- 4.3.2 Инструментальные системы программирования контроллеров
- 4.3.3 Этапы программирования плк в среде Unity Pro xl V.4.0
- 4.3.4 Примеры программы на языках fbd, ld, sfc, st, il Описание условия задачи
- Создание программы на языке fbd
- 4.4 Контроллер modicon m340
- 4.4.1 Общие сведения
- 4.4.2 Процессорные модули
- Структура памяти
- 4.4.3 Модули питания
- 4.4.4 Модули дискретного ввода/вывода
- 4.4.5 Модули аналогового ввода/вывода
- 4.4.6 Счетные модули
- 4.4.7 Модули управления перемещением
- 4.4.8 Сеть Ethernet Modbus/tcp
- 4.4.9 Сетевые модули Ethernet Modbus/tcp
- 4.5 Частотный преобразователь altivar 31h
- 4.6 Протоколы, сети и шины
- Описание
- 4.7 Общее описание операционных систем реального времени
- 4.7.1 Основные понятия
- 4.7.2 Требования, предъявляемые к операционным системам реального времени при проектировании
- 4.7.3 Особенности операционных систем реального времени Процессы, потоки, задачи
- Планирование, приоритеты
- 4.7.4 Прерывания
- 4.7.5 Часы и таймеры
- 4.7.6 Стандарты осрв
- Стандарты безопасности
- 4.7.7 Настраиваемость операционных систем
- 4.8 Характеристики наиболее распространенных операционных систем реального времени
- 4.8.6 Расширения реального времени для Windows nt
- 4.9 Базы данных реального времени
- 4.9.1 Введение
- 4.9.2 Поддержка целостности в классических субд
- Пессимистический подход
- Оптимистический подход
- Сравнение подходов
- 4.9.3 Протоколы управления транзакциями в субд реального времени
- Пессимистический подход
- Оптимистический подход
- Сравнение подходов
- 4.9.4 Системы с устаревшими данными
- 4.9.5 Корректность транзакций
- 4.9.6 Выбор периода для сенсорных транзакций
- 4.9.7 Выбор версии непрерывного объекта
- 4.9.8 Как бороться с перегрузкой системы из-за обилия сенсорных транзакций?
- 4.9.9 Когда обновлять выводимые объекты?
- 4.9.10 Как понизить количество анормальных завершений?
- 4.9.11 Диспетчеризация транзакций
- 4.9.12 Оптимизация под конкретную систему
- Классификация пользовательских транзакций
- Субд реального времени в оперативной памяти
- 4.9.13 Использование сложных моделей транзакций
- Активные базы данных
- Активные базы данных реального времени
- 4.9.14 Атрибуты транзакции
- 4.9.15 Приоритет «непосредственной» транзакции
- 4.9.16 Приоритет «отложенной» транзакции
- 4.9.17 Заключение
- 4.10 Серверы Введение
- 4.10.1 Виды серверов
- Серверы приложений
- Серверы баз данных
- Файл-серверы
- «Беспроводной» сервер
- Прокси-серверы
- Брандмауэры
- Почтовые серверы
- Серверы dhcp
- Серверы ftp
- Принт-серверы
- Серверы удаленного доступа
- Факс-серверы
- Серверные приставки
- 4.10.2 Особенности современных серверов
- Основные требования
- Масштабируемость
- Готовность
- Надежность
- 4.10.3 Особенности архитектуры
- Оценка производительности
- 4.10.4 Серверы ведущих мировых производителей
- Серверы ibm
- 4.10.5 Серверы российского производства
- 4.10.6 Проекты с участием серверов Структуры власти
- Энергетика
- Энергоснабжение
- Образование
- Промышленность
- Деловые услуги
- Глава 5. Scada-системы, их функции и использование для проектирования автоматизированных систем управления, документирования, контроля и управления сложными производствами отрасли
- 5.1 Функции интегрированных систем проектирования и управления
- 5.1.1 Trace mode 6: Интегрированная среда разработки
- Scada-система
- Softlogic: программирование контроллеров
- Eam: средства разработки eam-приложений
- Mes: средства разработки mes-приложений
- Hrm: средства разработки hrm-приложений
- 5.1.3 Исполнительные модули ис trace mode® 6 Монитор реального времени
- Горячее резервирование
- Сервером документирования
- Сервер архива Регистраторы: серверы субд реального времени siad/sql 6
- Серверы документирования trace mode и t-Factory
- Графическая консоль NetLink Light
- Micro trace mode 6: исполнительный модуль для промышленных контроллеров
- Для mes/eam/hrm-приложений
- 5.2 Математическое обеспечение в программном комплексе Trace Mode 6
- 5.2.1 Принцип работы монитора. Канал trace mode 6
- 5.2.2 Обеспечение работы распределенных асу
- 5.2.3 Резервирование
- 5.2.4 Автопостроение
- 5.2.5 Математическая обработка данных
- 5.2.6 Архивирование каналов узла
- 5.2.7 Архивирование каналов проекта
- 5.2.8 Отчет тревог и генерация сообщений
- 5.2.9 Файл восстановления
- 5.2.10 Графический интерфейс оператора
- 5.2.11 Генерация документов (отчетов)
- 5.2.12 Защита проекта, его конвертирование из предыдущих версий trace mode
- 5.3.1 Технология разработки проекта в ис
- 5.3.2 Пример создания проекта
- Создание нового проекта в ис
- Создание структуры проекта в навигаторе
- Конфигурирование и разработка структурных составляющих
- Конфигурирование информационных потоков
- Выбор аппаратных средств асу
- Создание и конфигурирование узлов в слое «Система»
- Распределение каналов по узлам
- Автопостроение каналов
- Сохранение проекта в файл
- Экспорт узлов
- Запуск проекта
- 5.4 Организационное обеспечение: Классификация объектов структуры проекта в Trace Mode 6
- 5.4.1 Классификация компонентов
- Шаблоны
- Источники/Приемники
- Наборы ресурсов и графические объекты
- Последовательные порты
- Словари сообщений
- 5.4.2 Классификация слоев
- 5.4.3 Классификация узлов
- 5.4.4 Назначение групп источников (приемников)
- Группа «pc-based контроллеры»
- Группа «Распределенные усо»
- Группа «Платы ввода-вывода»
- Платы ввода-вывода
- Группа «Терминалы»
- Группа «plc»
- Группа «Диагностика и сервис»
- Группа «Генераторы»
- Группа «Модели»
- 5.4.5 Назначение группы «com-порты»
- 5.4.6 Назначение группы «Словари сообщений»
- 5.4.7 Назначение групп слоя «Библиотеки компонентов»
- 5.4.8 Назначение групп клемм
- 5.4.9 Назначение прочих групп
- Группы ресурсов
- Группы шаблонов
- Группы каналов
- Дополнительные группы структурирования
- 5.5 Структура проекта Trace Mode 6
- 5.5.1 Редактирование структуры проекта
- Меню и главная панель инструментов навигатора проекта
- Управление внешним видом навигатора проекта
- Создание объектов структуры
- Имена и идентификаторы объектов структуры
- Изменение класса канала после его создания
- Выделение объекта структуры
- Удаление объекта структуры
- Копирование и вставка объекта структуры
- Перепривязка каналов и аргументов при копировании, вставке и перемещении объекта базы каналов
- Взаимодействие с технологической бд
- Примеры синхронизации с бд
- Отображение свойств объектов структуры
- 5.5.2 Окно свойств объекта структуры проекта
- Вкладка «Информация»
- Вкладка «Флаги»
- Вкладка «Аргументы»
- Вкладка «Атрибуты»
- 5.6 Описание редакторов trace mode 6
- 5.6.1 Редакторы объектов структуры проекта
- Редакторы каналов
- Редактор словарей сообщений
- Редактор клемм
- 5.6.2 Редакторы источников (приемников)
- Редактор системных переменных trace mode
- Редактор переменной opc
- Редактор переменной opc hda
- Редактор переменной dde
- 5.6.3 Редактор группы шаблонов экранов
- Базовый редактор группы компонентов
- Групповое редактирование строковых атрибутов с инкрементированием
- Групповое редактирование числовых атрибутов с инкрементированием
- Редактор группы «opc-сервер»
- Редактор группы «opc hda сервер»
- Редактор группы каналов слоев «Технология» и «Топология»
- 5.6.4 Вкладки редактора узла
- Задание параметров узла:
- Вкладка «Основные» редактора узла
- Вкладка «Архивы» редактора узла
- Вкладка «Отчет тревог/Дамп/Параметры» редактора узла
- Вкладка «Таймауты» редактора узла
- Вкладка «Дополнительно» редактора узла
- Глава 6. Примеры применяемых в отрасли scada-систем
- 6.1 Vijeo look – система класса «человеко-машинный интерфейс» (hmi)
- 6.1.1 Представление hmi
- 6.1.2 Совместимость приложений Vijeo Look
- 6.1.3 Установка продукта Vijeo Look Установка Vijeo Look и его различных компонентов
- 6.1.4 Основные инструменты Vijeo Look
- 6.1.5 Панели инструментов в Vijeo Look
- 6.1.6 Описание основных функций меню «Вставка»
- 6.1.8 Настройки ofs Конфигуратора
- Глава 7. Пример проекта системы управления в trace mode 6
- 7.1 Проект «автоматизированный участок получения пара с применением электропарогенератора»
- 7.1.1 Описание технологического процесса
- 7.1.2 Создание проекта
- 7.1.2.1 Описание параметров
- 7.1.2.2 Описание графических экранов и программ
- 7.1.2.3 Заполнение базы данных
- 7.1.2.4 Составление схемы переходов
- Список литературы
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1
- 453, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак,