logo
Учебник ИСПиУ

Наличие и качество технической поддержки

Необходимо обращать внимание не только на наличие техни­ческой поддержки SCADA-систем как таковой, но и на ее качество.

Что следует понимать под технической поддержкой? В класси­ческом варианте — это консультационные услуги пользователям SCADA-продукта на этапе его эксплуатации, прошедшим базовый курс (как минимум) обучения.

Для зарубежных систем в России возможны следующие уровни поддержки:

Российские партнеры ведущих ми­ровых производителей, как правило, обеспечивают достаточный уровень сервиса для своих заказчиков в виде русификации доку­ментации, регулярных курсов, «горячей линии» и решения про­блем, связанных с индивидуальными требованиями заказчика. Тем не менее выяснение ситуации о реальном качестве поддержки российским дистрибьютором соответствующего продукта – один из главных вопросов, требующих тщательной проработки при выборе той или иной зарубежной SCADA-системы.

Отечественные SCADA-системы поддерживаются самими фирмами-разработчиками, содержащими штат профессиональных программистов для качественного и, главное, более оперативного технического обслуживания своих продуктов.

Любая система управления, имеющая интерфейс с оператором, должна допускать возможность общения с человеком на его род­ном языке. Поэтому крайне важна возможность использования в системе различных шрифтов кириллицы, ввод/вывод системных сообщений на русском языке, перевод документации, различных информационных материалов. Для российских систем эта пробле­ма вообще отсутствует, так как они разрабатывались отечествен­ными фирмами. Для многих зарубежных продуктов проблема русификации в значительной мере снимается, во всяком случае, для подсистем исполнения или RunTime-подсистем, если они исполь­зуют наборы шрифтов Windows. Часть зарубежных систем имеют переводы документации на русский язык (InTouch, iFIX).

Нужна ли русифицированная среда разработки? Положитель­ный ответ далеко не очевиден. Но если «да», то среда должна быть обязательно протестирована и рекомендована фирмой-разработчиком. Кроме легитимности этой процедуры важно, что­бы в русифицированной версии отслеживались последние обнов­ления “update”, реализованные фирмами-разработчиками в виде PatchFix и ServicePack.