3.4 Траектории выполнения процесса и классы эквивалентности ситуаций
В данном процессе можно выделить три траектории:
S1 - > S2 - > S4 - > S5 - > S6 - > S7 - > S8 - > S9 - > S10 - полный процесс, включающий все стадии работы копировального аппарата при условии наличия копируемого листа-оригинала в лотке, начиная с его включения и заканчивая его отключением. Инициатором является включение копировального аппарата, а результантом - окончание последней стадии процесса копирования - закрепления.
S2 - > S3 - процесс, инициатором которого является отсутствие листа-оригинала в лотке, а результантом - выключение копировального аппарата.
S4 - > S5 - > S6 - > S7 - процесс, включающий базовые стадии работы копировального аппарата в оптическом режиме. Процесс осуществляется в случае, если копировальный аппарат включен и ожидает сигнала при условии наличия бумаги в лотке. В этом случае инициатором процесса является начало работы сканирующей лампы, а результантом - перенос тонера на бумагу.
Отношение эквивалентности разбивает множество ситуаций на непересекающиеся классы эквивалентности, такие, что любые две ситуации из одного класса эквивалентны, а любые две ситуации из разных классов не эквивалентны. Для классов эквивалентности вводится отношение непосредственного следования F и выстраиваются допустимые последовательности из самих классов. Первые и последние элементы этих последовательностей называется соответственно начальными и заключительными классами. Начальные классы могут состоять только из инициаторов, заключительные - только из результантов.
В данном процессе все классы эквивалентности содержат по одному элементу. Данный процесс имеет три начальных класса эквивалентности, содержащие по одной ситуации:
S (1) = {S1},
S (2) = {S2},
S (3) = {S4}
и три конечных класса, также содержащих по одной ситуации:
S (4) = {S3},
S (5) = {S7},
S (6) = {S10}.
Пусть задан асинхронный процесс, у которого для любой ситуации s, не являющейся инициатором, найдется такой инициатор i, что (i M s) (то есть из этого инициатора логически возможен переход в ситуацию s), а для любой ситуации s, не являющейся результантом, найдется такой результант r, что (s M r) (то есть логически возможен переход из s в r). Кроме того, ни для каких двух ситуаций si и sj не выполнены одновременно следующие 4 условия: (si R) & (sj R) & (si M sj) & (sj M si). Такой асинхронный процесс будем называть эффективным.
Таким образом, требование эффективности процесса означает, что все ситуации процесса должны находиться на пути из инициаторов в результанты, а также не должно быть никаких циклов, за исключением циклов, состоящих только из результантов.
Если в эффективном асинхронном процессе каждая допустимая последовательность классов эквивалентности ведет из каждого начального класса в один и только один заключительный класс, то такой процесс называется управляемым.
В управляемом процессе все не заключительные классы содержат по одному элементу. Помимо требований, относящихся к эффективным процессам, в управляемом процессе накладываются ограничения на степень ветвления: траектории могут разветвляться только внутри завершающих классов, то есть тогда, когда процесс уже дошел до результантов.
Рассмотрим процесс работы аналогового копировального аппарата. В этом процессе все ситуации лежат на пути из инициаторов в результанты; и нет циклов, а тем более циклов, не выходящих на результант. Поэтому процесс формально является эффективным. Управляемость процесса предполагает, что все траектории из любого инициатора ведут в один заключительный класс, но в нашем процессе из инициатора S1 можно попасть в два заключительных класса, один из которых содержит результант S3, а другой результант S10. Т.о. процесс не является управляемым.
Пусть в эффективном асинхронном процессе выполнены следующие условия:
1) для i I и s S: (i F s) (s I);
2) для r R и s S: (s F r) (s R);
т.е. из инициатора (результанта) нельзя попасть в другой инициатор (результанту). Каждая траектория содержит в точности один инициатор и один результант.
Асинхронный процесс, удовлетворяющий свойствам 1, 2 называется простым.
Данный процесс не удовлетворяет ни первому, ни второму свойству, поэтому не является простым.
- 1. Задание
- 2. Описание процесса
- 3. Построение метамодели "асинхронный процесс"
- 3.1 Компоненты рассматриваемого процесса
- 3.2 Множество ситуаций рассматриваемого процесса
- 3.3 Описание модели "асинхронный процесс"
- 3.4 Траектории выполнения процесса и классы эквивалентности ситуаций
- 4. Операции над процессами
- 4.1 Репозиция процесса
- 4.2 Редукция
- 4.3 Композиция
- 5. Построение сети Петри
- 5.1 Свойства мест сети Петри
- 5.2 Свойства переходов сети Петри
- Заключение
- Средства копирования документов
- 3.1 Средства копирования документов
- Тема 4.5. Принцип электростатической фотографии
- 2. Методы копирования и тиражирования информации
- 1.1. Электрографическое копирование
- Копировальная техника. Электрографическое копирование. Термографическое копирование
- Средства копирования документов
- 1.1. Электрографическое копирование
- Средства изготовления, копирования и размножения
- Средства копирования документов