logo
Развитие веб-технологий

1.3 Основные сферы применения

Применение интернет и Web-технологии в учебной деятельности. Перспективным направлением развития современного образования является, возможность создания комфортных условий, с точки зрения обеспечения организации учебной деятельности, за счет создания информационно-коммуникационной образовательной среды. Основными составляющими этой среды должны стать достижения качества образования, диктуемые обновляющимися стандартами образования нового поколения и дидактическими возможностями средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Web-технологий.

Процесс развития компьютерных технологий, Web-технологий и телекоммуникаций неизбежно привел к информатизации различных видов образовательной деятельности, в частности создания информационно-образовательного пространства. Уровень развития образования, предъявления новых требований к качеству образования мирового сообщества предусматривает формирования у учащихся личного опыта присутствия в информационно-образовательном пространстве. Приоритетными направлениями создания информационно-образовательного пространства является, внедрения и использование дидактических возможностей ИКТ, Web-технологий (Web-сервисы, образовательные Web-ресурсы, сетевые сообщества) в учебный процесс среднего и высшего образования. ИКТ с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией образования и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с модернизацией в учебных заведениях современных компьютерных технологий и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта использования ИКТ у все большего количества учителей. В то же время, по мнению Л.А. Подопригоровой [2, с. 27] «использование Интернета на занятиях не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться».

Найти ответы на все эти вопросы действительно необходимо на этапе подготовки к уроку. В условиях информатизации образования, использование информационно-коммуникационных технологий, Web-технологий в системе обучении иностранного языка, позволяет значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создания учащимся условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования. На основе анализа методической литературы в области применения Web-технологий в процессе изучения иностранного языка, мы выделили три основные сферы его использования в данном аспекте:

1. В качестве средства поиска информации и доступа к знаниям. Поисковые системы «WWW» позволяют учителям использовать на занятиях аутентичные аудио, видео и текстовые материалы, знакомиться с художественными произведениями авторов из страны изучаемого языка, приобщиться к культуре и т. д.

2. В условиях индивидуальной работы учащихся, в Web-пространстве можно выполнять задания на написание web-квестов, которые впоследствии можно использовать при индивидуальной или групповой работе в классе. С помощью различных Web-редакторов и программ переводчиков можно создать собственные web-страницы, и размещать их в сетевом пространстве школы, вуза и в Интернет.

Подбирая информационные Web-ресурсы для уроков иностранного языка, учитель должен проводить анализ и экспертизу таких ресурсов, потому, что большинство из них не имеет учебного предназначения. Экспертиза должна осуществляется комплексно, исходя из:

1)источника информации (достоверность, надежность, аргументированность и т. д.);

2)актуальности информации.

3)языковой сложности материала.

4)исторической сложности текста.

Психолого-физиологическим особенностям информации (соответствия возрастным и психологическим особенностям учащихся, значимости для воспитания и развития). Отобранные по данным критериям материалы хранятся либо в медиатеке, на образовательном портале (информационный центр школы), либо в домашней коллекции медиа-базы учителя. Необходимо систематизировать имеющийся фонд образовательных Web-ресурсов, программ, электронных обучающих программ по классам и разделам, создав электронный каталог материалов по типу медиа-объектов (тексты, картинки, аудиофайлы, анимационные объекты и т. п.). Используя образовательные Web-ресурсы в учебной деятельности, учителю необходимо продумать целесообразность их применения, т.е. на достижение каких целей и решение дидактических задач направлено использование того или иного ресурса, поскольку бессистемное применение Web-ресурсов не даст желаемого результата. А также оказать учащимся необходимую помощь (создание детальных инструкций, проведение консультаций и технических тренингов).

Образовательные Web-ресурсы можно использовать в различных видах учебной деятельности: использование аутентичных Web-ресурсов в рамках соответствующей темы урока, самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации в рамках заданной темы (создание web-квестов).

В качестве средства овладения письмом и письменной речью. Интернет-технологии позволяют вступать в письменную коммуникацию в режиме реального времени, создавая уникальную аутентичную ситуацию диалогического общения в письменной форме. Помимо этого, Интернет-технологии обеспечивают возможность реализации коммуникативного подхода к обучению, письменным видам речевой деятельности. В связи с тем, что сообщения в сети Интернет становятся, потенциально доступны всем пользователям, значительно повышается ответственность в познаниях языка (например, Chat, ISQ, Skype). Можно выделить следующую типологию сообщений в образовательном пространстве, посредством Интернет-технологий:

*тиражирования новостей, материалов о проблемах в сфере образования, передовом опыте и др. (для учителей);

*размещения материалов к урокам, учебно-демонстрационных материалов, домашних заданий и др. (для учеников);

*средство общения учителей и учеников (режимы «вопрос-ответ», форумы, секции тестирования, голосования и др.). В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета и Web-технологий в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета и Web-технологий в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы эффективнее применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.

Применения Web в информационных системах и их влияние на развитие технологии ИС. Технология TCP/IP и технология Web стали "тяни-толкаем", который стал быстро продвигаться по пути захвата новых технологических ниш. При этом что было первопричиной новых решений, а что следствием часто не было достаточно ясным. Для работы Web необходима сеть TCP/IP. Это заставляет отказываться от других сетевых технологий не только в глобальных сетях, но и в сетях локальных. С другой стороны, наличие TCP/IP позволяет легко интегрировать информационную систему с другими информационными сервисами, скажем, электронной почтой, что дает очень хороший шанс для внедрения в качестве базы информационной системы Web. При этом решения автоматически становятся масштабируемыми, т.к. для технологий TCP/IT нет никакой разницы в том, где расположены ресурсы и интерфейс пользователя: локально, в рамках корпоративной сети, или распределены по глобальной сети. Двигаясь в этом направлении, очевидным становит тот факт, что основной областью применения Web-технологий становятся распределенные информационные системы. При этом должны унифицироваться форматы подготовки, обмена и отображения информации. Рассмотрим процесс миграции ИС из традиционной технологической схемы локальной системы в Web-технологию. Традиционная схема представляет из себя:

1)интерфейс пользователя

2)ядро системы

3)информационный массив

4)интерфейс администратора

5)утилиты администратора

С точки зрения Web-технологии интерфейс пользователя - это браузер, который взаимодействует с ядром через http-сервер. Таким образом происходит первый этап декомпозиции традиционной информационной системы в Web. Второй шаг - это возможность использования браузера в качестве интерфейса администратора. Здесь возникают вопросы разграничения доступа и актуализации информации в базах данных системы. Следующий шаг - распределение нагрузки по нескольким серверам, а также использование кэширования на серверах-посредниках. Пока декомпозиции подвергалась связка "конечный пользователь-ядро". Можно провести декомпозицию и на стороне сервера. Первым таким шагом является применение CGI при доступе к ресурсам. Сервер становится посредником между браузером и сервером ресурса. Более эффективно это решается за счет API, когда сам http-сервер и имеет модуль доступа к backend процессу. Другим важным моментом является внедрение результатов обращения к внешнему ресурсу в готовые шаблоны страниц.

В терминологии Web - это Server Site Include. Вставка может осуществляться как локально, так и с использованием данных удаленного сервера. Таким образом, сервер оснащается языком манипулирования данными при формировании отклика. Другой инструмент - это видоизменение страниц на стороне клиента. Управление формой интерфейса пользователя осуществляется на стороне клиента при помощи скриптовых языков типа JavaScript. Это, в первую очередь, позволяет повысить интерактивность информационной системы, построенной на основе Web-технологии. Пока речь не шла о проблемах, которые порождает Web-технология. Это главным образом вопросы отсутствия реального сеанса работы с сервером и безопасность. Безопасность оставим за бортом нашего рассмотрения, т.к. это отдельная большая тема. Сосредоточимся на сеансе. Для его поддержки в Web применяется спецификация Cookie. Идея состоит в том, чтобы передавать от клиента на сервер и обратно информацию о пользователе и его действиях, которая привязывается по типу информационного ресурса и времени. В принципе, можно организовать реальный сеанс в рамках применения Java. В этом случае сервер может не использоваться. Java используется и для визуализации текстовых и цифровых данных в виде графики. При этом вместо нагрузки на сеть порождается нагрузка на машину пользователя.

Кроме плюсов Java имеет и свои минусы. Во-первых, апплеты и сервлеты являются довольно тяжелыми приложениями. Во-вторых, из соображений безопасности нельзя организовать соединение с первой попавшейся машиной. Реально - это только сервер, с которого апплет был загружен. Это значит, что для построения распределенной системы нужен посредник типа того, который используется в Host on Demand от компании IBM. Использование интернет-технологий в маркетинге туризма. Широкое применение интернет-технологий становится одной из актуальнейших задач в индустрии туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, информация о наличии и доступности тех или иных туров, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов -- весь комплекс этих вопросов становится актуальным для организации текущей и будущей деятельности туристских предприятий. Следует заметить, что многие туристские компании видят в широком распространении Интернета угрозу своему бизнесу.

Открытие онлайновых систем бронирования гостиниц, авиабилетов и других составляющих тура позволит клиентам самостоятельно организовывать свой отдых, не прибегая к услугам агентств. Уже сейчас многие интернет-пользователи могут самостоятельно с домашних компьютеров не только просматривать и выбирать, но и бронировать все сегменты тура (гостиницы, авиабилеты, автомобили, экскурсии, трансферы). В этом случае необходимости в посещении агентств и просмотре каталогов может попросту не быть. Стремительное развитие Интернета постепенно меняет отношение туристских фирм к рекламе. Так, например, некоторые агентства стали сокращать объемы публикуемой газетной рекламы, отдавая предпочтение размещению своей информации в Сети.

Вместо больших рекламных объявлений в газетах все чаще встречаются маленькие блоки с указанием адреса информационной страницы агентства в Интернете. Интернет дает возможность проводить массовые рекламные кампании при минимальных затратах. Если публиковать коммерческую информацию в популярном электронном издании, она станет доступной миллионам людей всего мира не на один день, а на месяц, квартал, год. За сравнительно небольшие деньги в Сети можно разместить самые обширные сведения о фирме, ее товарах и услугах, условиях работы с клиентами и т.д. Для решения существующих проблем и объединения работников и пользователей информационных технологий в туризме была создана Ассоциация содействия туристским технологиям (АСТТ), в состав которой входит ряд компаний, осуществляющих определенные виды деятельности: «Алеан» (система бронирования «Алеан»); «Арим-Софт» (туристский портал «100 дорог»); «Мегатек» (система автоматизации «Мастер-Тур»); «Само-Софт» (система автоматизации «Само-Тур»); UTS (система бронирования отелей и услуг). Основная цель АСТТ -- подготовка участников туристского рынка к внедрению и эффективному использованию современных средств ведения бизнеса. Ассоциация проводит конференции и семинары, направленные на повышение профессиональных навыков, консультирует руководителей предприятий, исследует туристский рынок и информирует компании о тенденциях его развития, разрабатывает и внедряет стандарты на программное обеспечение. Индустрия туризма за последние годы существенно изменилась в связи с развитием и расширением использования компьютерных технологий. Отличительные черты туристского продукта требуют быстрого предоставления необходимых сведений о наличии свободных мест в предприятиях размещения и транспорта, а также их резервирование и бронирование. Это вполне осуществимо при условии широкого применения современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.

Главной функцией Сети является предоставление и передача информации, что помогает компаниям получать полезные сведения, сравнивать, анализировать, принимать эффективные решения. Но Интернет способен не только передавать информацию. Благодаря графическим возможностям компании могут получать наглядный материал (фотографии гостиниц, номеров, средств транспорта, туристских мест и объектов), который широко используется для привлечения клиентов.

Сеть также предлагает широко доступные поисковые возможности (позволяя задать определенные параметры поиска), которые помогают клиенту оценивать и сравнивать стоимостные параметры предложений, сохранять заинтересовавшую его информацию и т.д. Для туристских организаций решающее значение имеет своевременность и точность получаемой и отправляемой оперативной информации, поэтому электронная почта -- самая популярная услуга Интернета -- получила широкое распространение. Она обычно используется для обмена текстовой, графической и другой информацией с партнерами и клиентами. Данная услуга позволяет снизить затраты на телефонную связь в несколько раз и обеспечить высокую скорость доставки информации. Среднее время доставки сообщения независимо от месторасположения адресата обычно составляет несколько минут. В России электронной почтой пользуются в разной степени абсолютно все туристские компании. E-mail применяется для связи с партнерами и клиентами, передачи и получения информации, документов, заявок, брошюр, буклетов. Наряду с этим все большей популярностью пользуются программы общения он-лайн, например, ICQ, Miranda, Odigo. Данный вид коммуникации позволяет в режиме реального времени связываться с партнерами и клиентами, а также обмениваться вложенными файлами.

Использование Интернета для гостиниц может привести к значительному снижению затрат по бронированию. Системы бронирования стали активно развиваться в последние годы на российском рынке. Аналитики предсказывают, что в скором будущем пользователи будут больше обращаться к тем сайтам, где наиболее полно представлены возможности комплексного бронирования поездки.

Уже сегодня можно говорить о преимуществах крупных специализированных туристских сайтов. Российские туристские компании достаточно быстро сориентировались и поняли все выгоды использования Интернета. Многие крупные туроператорские фирмы уже создали виртуальные магазины, где можно не только купить выставленную на продажу поездку, но и осуществить предварительный заказ, а также самостоятельно скомпоновать тур из имеющихся в магазине предложений.

интернет информационный google интерфейс