logo
Разработка и внедрение информационной системы "Автовокзал"

1. РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1.1 Анализ существующих решений по автоматизации предметной области

Разработка требований - это процесс, включающий мероприятия, необходимые для создания и утверждения документа, содержащего спецификацию системных требований.

Отечественный рынок специализированных систем автоматизации подсчета аналитических данных продажи билетов, практически направлен на продажу билетов по средствам бронирования через Интернет порталы. Как таковых программных продуктов в целом с программой продажи билетов очень мало. Данные модули просто не включены в саму программу, либо просто отражают все данные о продажах только в базах данных этих программ. Сейчас спрос на программное обеспечение этого класса растет.

Обзор статей, публикаций и рынка программных продуктов позволил выявить ряд программных решений, автоматизирующих основные бизнес-процессы, протекающие в организациях, занимающихся перевозками пассажиров.

Использование статистики продаж билетов в Интернет

Основная масса статистических данных приведена нам из Интернета. Точнее с сайтов занимающихся онлайн продажей билетов. По данным Интернет компании Romir Monitoring в первом квартале 2005 года услугами Интернет магазина воспользовалось лишь 11% жителей России. Но ежеквартально эта цифра растет, но достигнуть стопроцентной онлайн продажи не получиться.

Для ведения статистики практически все сайты используют модули языков программирования Интернет приложений. В основном используется язык PHP (Hypertext Preprocessor) - скриптовый язык программирования, созданный для генерации HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных.

Приведенная статистика Интернет магазинами лишь частично представляет всю картину продаж, добавлением к полной статистике служат основные программные продукты, непосредственно установленные на месте продаж. Практически каждая крупная компания имеет в наличии онлайн способ продажи билетов.

Автоматизированная система «Автовокзал91»

Компания «ВПИ» Firm «API» разработала специализированное программное обеспечение для автовокзалов городов Украины; Днепропетровске, Львове, Херсоне, Симферополе.

Система «Автовокзал91» предназначена для автоматизации деятельности кассиров и диспетчеров, обслуживающих междугородные и пригородные рейсы, а также работников автостанции, занятых оформлением расчетов с АТП, выполняющих эти рейсы. Эксплуатация системы предполагается на вычислительном комплексе, расположенном непосредственно на автостанции. Сам программный продукт состоит из набора модулей, которые позволяют, автоматизировано выполнить весь комплекс работ, начиная от ввода и проверки нормативно-справочной информации и заведения рейса в продажу и заканчивая отправкой рейса и формированием документов расчетов с автотранспортными предприятиями.

Система работает с 1991 года по настоящее время. Программный комплекс данной системы со временем усовершенствовался и модернизировался.

Прикладное программное обеспечение функционирует под управлением ОС Linux. Основные прикладные подсистемы можно условно разделить на две группы - первая (или основная) и дополнительная. В первую группу подсистем входят; ядро, разграничение доступа и контроль, управление функционированием, управление нормативно-справочной информацией (НСИ), поддержание целостности данных, касса, бухгалтерия и диспетчерская. Модули этой группы обеспечивают основу функционирования. В дополнительную группу входят; справочная, статистика Интернет бронирования, оператор удаленной продажи, межмашинный обмен. Данные модули функционируют дополнительно по желанию компании.

Компания рекомендует использовать продукт на автостанциях, имеющих от 80 до 800 отправлений в сутки, при этом для различных станций подбирается различный комплекс программного оборудования.

Автоматизированная система управления автовокзалом «Olven»

Еще одним из программных продуктов по автоматизации продажи билетов и работы автовокзала является клиентская программа АСУ Олвен. Данный программный продукт реализует автоматизацию рабочих мест автовокзала; кассу, диспетчера, справочное бюро, отдел перевозок, онлайн расписание.

Система «Olven» построена по трехуровневой схеме «клиент-сервер» и состоит их системы управления базой данных (СУБД), сервера приложений и клиентской программы, реализующей в себе функциональность всех рабочих мест системы. Взаимодействие компонентов системы осуществляется по протоколу TCP/IP с использованием протокола XML. Сервер приложений представляет собой веб-сервер, с библиотекой необходимых программ, реализующих функциональность системы.

Клиентская программа обменивается с сервером приложений по протоколу HTTP или HTTPS. Сервер приложений осуществляет авторизацию и аутоинтефикацию клиента с помощью логина и пароля оператора, а также при использовании протокола HTTPS по открытым криптографическим алгоритмам с использованием асимметричных ключей и системы цифровой подписи. Такая организация системы позволяет добиться высоких показателей безопасности системы от внутренних вторжений и атак.

Сервер приложений, выполняя запросы клиентов, взаимодействует с СУБД также про протоколу TCP/IP с использованием авторизации и аутоинтефикации. Структура системы и архитектура взаимодействия позволяет организовать удаленные рабочих мест любых типов.

АИС продажа билетов

Программы данного класса были реализованы на основе методов структурного и объектно-ориентированного программирования. Основным языком программирования является С++, как язык наиболее широко использовавшийся для научных и инженерных расчетов.

Одной из наиболее актуальных проблем данных программ является не полное представление модуля статистики продаж непосредственно при работе самой программы, а не удаленно с примерами проведения интернет статистики. Некоторые и программ предоставляют лишь частичную информацию о статистических данных работы автовокзала. Данные конфигурации рассмотренных программ только предлагают режим просмотра введенных данных, а не сформированные комплексные отчеты по определенному разделу продаж, или работы транспорта. Так же отсутствует режимы расчетов на будущее время работы автовокзала.

В настоящее время рассматриваемая на предприятии информационная система «Продажи билетов», реализована в среде FoxPro, функционирующей под оболочкой DOS 2.6 и сетевых ОС Novell Netware, как консольное приложение, с помощью которой ведется обработка данных - учет продажи и бронирования билетов.

Выбор Foxpro DOS 2.6 и сетевых ОС Novell Netware обусловлен в первую очередь минимизацией требований, предъявляемых к технике на рабочих местах. Количество одновременно работающих пользователей в сети ограничивается лишь версией Novell.

Анализируя существующие решения по автоматизации предметной области в ОАО «Автовокзал», выявлен тот факт, что в организации не существует модуля по оценке загруженности рейсов, как и не существует в самой автоматизированной системе учета продажи билетов, которую используют в компании для работы со справочниками, входными и выходными документами. Для устранения отсутствия данной аналитической системы было предложено ее разработать.

Данная система будет являться подсистемой, дополнительным модулем основной системы учета продаж билетов. Его работа будет основываться на автоматизированном сборе данных, сформированных существующей системой. Обращение к базе данных будет осуществляться с использованием процедур - запросов.

В качестве вывода отчета анализа данных будет использоваться простой Excel документ. В этом случае данные извлекаются модулем-клиентом непосредственно из реляционной СУБД, формируясь в отчетные таблицы.

Использование данной подсистемы облегчит процесс работы по сбору аналитической информации работы главной системы, процесс работы по созданию и формированию отчетов выбранных аналитических данных.

Отчеты, сформированные в Excel, позволяют облегчить дальнейшую работу по сбору нужных данных о работе компании финансово экономическому отделу и контрольно ревизорскому отделу.

Полученные отчеты в дальнейшем подвергаются четкому анализу экономистов, работающих в компании, которые в свою очередь ведут выбор параметров с принятием решений на выявление эффективной работы и организации пассажироперевозки. Помимо этого сформированные отчеты служат информационной базой для Госкомстата.

Результаты разработки данного модуля приведут к сокращению времени на формирование необходимых документов и отчетов, а так же существенно повлияет на дальнейшее экономическое и финансовое прогнозирование работы пассажироперевозки.