logo
Билеты / Билет18

Организация учебного процесса по информатике. Урок информатики. Роль учителя.

1. Организация учебного процесса по информатике.

Организация учебного процесса по информатике включает в себя ряд аспектов:

• распределение учебного программного материала;

• изучение учебников, методической и научной литературы;

• постоянное самообразование учителя в виду его исключительной роли;

• организация урока по информатике;

• использование компьютера в учебном процессе;

• внеклассная работа;

• кабинет ВТ.

1.1. Особенности школьного курса информатики.

 Сильные межпредметные связи курса.

 Курс не является устоявшимся, как, например, курс физики; прогресс ВТ

требует своевременного отражения как в методике, так и в содержании.

 Особое значение приобретает психолого-педагогическое обеспечение курса.

Возникают проблемы: место компьютера в учебном процессе, роли учителя, взаимодействия учащегося с компьютером.

 Происходит совершенствование методов и организационных форм обучения. Имеет место увеличение самостоятельной работы, отход от традиционного урока,

увеличивается объем практических и лабораторных работ исследовательского характера,

внеаудиторных занятий.

 Систематическое использование компьютеров обеспечивает широкую текущую проверку знаний.

 Особую роль играют медицинские требования к организации работы

школьников.

1.2. Рекомендуемое планирование учебного процесса. Документы.

Напомним, что курс информатики «делится» условно на три части: пропедевтический, базовый, профильный. При этом базовый курс должен преподаваться в 7-9 классах.

Соответственно, каждый из уровней обеспечен соответствующими учебниками, для которых существует планирование, предлагаемое авторами.

Реально, на сегодняшний день, базовый курс информатики преподается в 10-11

классах (хотя тенденции снижения есть во многих школах). Минимальный обязательный

объем учебных часов, отводимых на изучение информатики — 68 учебных часов в течение двух лет. При наличии соответствующих условий можно увеличить объем учебных часов до 136 и более.

Так как образовательный стандарт по информатике на сегодняшний день не принят, «нормативным» документом, призванным обеспечить базовые знания учащихся общеобразовательного учреждения, является "Обязательный минимум содержания образования по информатике" (приказ МО РФ от 30.06.99 № 56). В документе определяются объем и содержание учебного материала. предъявляемого учащимся в школе.

"Обязательный минимум содержания по информатике" предусматривает два уров-

ня организации обучения информатике:

• УРОВЕНЬ А — для школ и классов, изучающих курс информатики в объеме 68

часов (2 года по 1 часу в неделю), и для школ и классов, как правило. гуманитарного про-

филя;

• УРОВЕНЬ Б — для школ и классов, изучающих информатику в объеме 136 часов

и более и обеспеченных современными компьютерами, что позволяет школе предъявить

учащимся учебный материал. соответствующий требованиям вступительных экзаменов по информатике в вузы.

Все другие документы рекомендательного характера разработаны в соответствии с

этими уровнями.

В помощь учителю рекомендуются образцы итоговых заданий по оценке качества

подготовки выпускников основной школы по информатике (брошюра "Оценка качества

подготовки выпускников основной школы по информатике", М.: Издательский дом "Дрофа", 2000, 2001 г.), которые можно использовать и в старшем звене, в случае изучения базового курса информатики в 10—11-х классах общеобразовательной школы. Варианты заданий подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку учащихся по всем темам курса информатики, включенным в обязательный минимум содержания образования. Предложенные задания могут использоваться учителем также и при осуществлении текущего контроля в качестве образцов заданий при изучении отдельных тем.

Учащимся предоставлено право по их выбору сдавать экзамен по информатике. Рекомен-

дуемые Министерством образования экзаменационные билеты помогут учителю в организацииэкзамена. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме или в форме теста. Экзаменационный билет на устном экзамене может содержать 1 или 2 теоретических вопроса и 1 или 2 практических задания разного рода (например, одно, связанное с разработкой несложного алгоритма или программы для ЭВМ, и второе, проверяющее навыки использования одной из информационных технологий). При проведении экзамена следует учитывать, что подготовка программистов не является целью общеобразовательного курса информатики.

При проведении практических занятий классы следует делить на подгруппы так, чтобы

каждый ученик был обеспечен индивидуальным рабочим местом.

Следует повсеместно, особенно для учащихся сельских школ, развивать систему дополни-

тельного образования. Это могут быть дополнительные занятия, факультативы, кружки, организация курсов дистанционного обучения с использованием сети Интернет для учащихся и учителей различных школьных предметов, проведение летних лагерей юных программистов и т.п.

Учебный материал каждой содержательной линии обязательного минимума содержания образования по информатике требует разных методических подходов.

Примерное распределение часов для изучения соответствующих линий (рекомендательно, но не обязательно, все зависит от целей обучения)

Уровень А (68 часов)

Уровень Б (136 часов)

Информация и информационные процессы 4 ч

Информация и информационные процессы 6 ч

Представление информации 12 ч

Представление информации. Системы счисления и основы логики 28 ч

Компьютер 10 ч

Компьютер 14 ч

Моделирование и формализация 8ч

Моделирование и формализация 12

Алгоритмы и исполнители 16 ч

Алгоритмизация и программирование 26 ч

Информационные технологии 18 ч

Информационные технологии 50 ч

Более подробно программу изучения см. в приложении.

Так, при изучении содержательной линии "Информация и информационные процессы" следует обращать внимание на формирование понимания и умения приводить

примеры из разных предметных областей, иллюстрирующих протекание информацион-

ных процессов в живой природе, в обществе или в технических системах.

Основной смысл второй содержательной линии "Представление информации" за-

ключается в том, что информация всегда связана с каким-либо "носителем": материаль-

ным (каменные дощечки, береста, бумага, магнитный диск и пр.) и "нематериальным"

(родной язык, звук, мелодия, танец, пантомима, выражение лица, та или иная знаковая

система и пр.). Необходимо сформировать представление о естественных и искусствен-

ных языках, о двоичной форме представления информации, о Достоинствах и недостатках разных форм и видов представления информации.

Содержательная линия "Компьютер" позволяет учащимся познакомиться с компь-

ютером с другой точки зрения, чем при изучении предыдущей содержательной линии:

компьютер предстает перед учащимися как некий универсальный инструмент, позволяю-

щий человеку автоматизировать интеллектуальную деятельность, автоматизировать ин-

формационные процессы — поиск, хранение, обработку и передачу информации на боль-

шие расстояния. Важно сформировать понимание о том, что компьютер "не думает" как

человек, а является исполнителем, мощным и быстродействующим "инструментом", по-

могающим человеку в его информационной деятельности (информационные системы,

экспертные системы, вычислительные центры, электронная почта и пр.). Важно обратить

внимание учащихся на функциональные возможности компьютера и иерархическую

структуру программного обеспечения компьютера, сформировать понимание о сущности

права в области информационной деятельности.

Содержательная линия "Моделирование и формализация" — это одна из важней-

ших содержательных линий курса информатики, формирующая системно-

информационную картину мира в сознании учащихся, так как позволяет осознанно выде-

лять в окружающей действительности отдельные объекты, видеть отношения между объ-

ектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их и объединять в множества, строить схемы и "видеть" внутреннюю структуру объекта, представлять одни объекты посредством других с целью их изучения, представления, изготовления или использования. Особое внимание следует уделить сущности компьютерного моделирования, выделить его достоинства и недостатки, рассмотреть на конкретных примерах.

Содержательная линия "Алгоритмы и исполнители" путем решения большого ко-

личества задач формирует алгоритмическое мышление учащихся. В процессе изучения

этой темы формируются представления школьников о свойствах алгоритмов, об исполнителях алгоритмов, о способах записи алгоритмов и об основных алгоритмических конструкциях. Важно, чтобы школьники поняли, что алгоритм — это динамическая модель объекта (модель процесса), в отличие от статической структурной модели объекта, которая не отражает изменений свойств и поведения объекта во времени, а лишь фиксирует его состояние, выделяет элементы и отношения между ними.

И, наконец, содержательная линия "Информационные технологии". Освоение этой

содержательной линии является не только средством подготовки учащихся к жизни в ин-

формационном обществе и к будущей профессиональной деятельности, но и средством

практического закрепления и развития теоретической подготовки учащихся. Это наиболее простая и наиболее доступная большинству учащихся часть курса информатики, составляющая основное содержание профильного курса информатики во многих образовательных учреждениях, оснащенных современными компьютерами.

При всей важности освоения технологий обработки текстовой, графической и чи-

словой информации. освоения технологии поиска, хранения и сортировки информации,

мультимедийных технологий и технологий компьютерных коммуникаций главной целью

курса информатики является не профессиональная подготовка в этой области, а целый

комплекс учебно-воспитательных задач, таких, как: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие значения информационных процессов в формировании современной системно-информационной картины мира, выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Yandex.RTB R-A-252273-3