logo
Билеты / Билет18

2. Урок информатики

2.1 Урок – основная форма учебного процесса

Основными признаками являются постоянный состав учебных групп учащихся,

строгое определенное содержание обучения в каждом классе, расписание учебных заня-

тий, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, ведущая роль учителя,

систематическая оценка, проверка знаний.

Важнейшими характеристиками урока являются: цель, содержание, средства и мето-

ды обучения, организация учебной деятельности.

Классификация урока по дидактическим целям.

1. Урок сообщения новой информации (объяснение) – лекция, беседа, киноурок,

урок самостоятельной практической работы.

2. Урок развития и закрепления умений и навыков (тренировочный) - лабораторные работы, практические работы, урок-экскурсия, семинар, конференция.

3. Урок проверки знаний, умений и навыков – устный опрос, письменный опрос,

зачетная практическая работа, контрольная работа.

4. Комбинированный урок. Имеет разную структуру. Обладает достоинствами:

• создания условий для быстрого применения новых знаний;

• обеспечение обратной связи (накопление оценок);

• реализация индивидуального подхода в обучении.

Классификация уроков по использованию компьютера.

Урок информатики по объёму и характеру использования компьютера подразделя-

ются:

􀀹 демонстрация. Показ учебных элементов – новые объекты языка, фрагменты

программ, схемы, тексты. Учитель за РМП, ученики на РМУ.

Основные дидактические функции демонстраций – сообщение новой информации.

􀀹 Лабораторная работа (фронтальная). Учащиеся на РМУ, работают одновременно.

Дидактическое назначение может быть различным: освоение нового материала (с помо-

щью обучающих программ), закрепление нового материала (с помощью программ-

тренажеров), проверка усвоения (с помощью контролирующих программ). Действия

школьников могут быть синхронизированны, могут проводиться в различном темпе и да-

же разными программными средствами. Роль учителя – наблюдение за работой учащихся, оказание оперативной помощи.

􀀹 Практикум: учащиеся получают индивидуальное задание для протяженной само-

стоятельной работы (на 1-2 урока, включая выполнение части задания дома).

Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому раз-

делу курса, учитель наблюдает за учащимися, помогает, обсуждает общие вопросы, выделяет характерные ошибки.

Требования к организации урока.

o Определить учебную, воспитательную, развивающую цели урока.

o Подготовить содержание учебного материала.

o Определить дидактические задачи урока, последовательное решение кото-

рых приведет к достижению цели.

o Выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения.

o Определить структуру урока.

o Учесть оснащенность кабинета.

o Учесть экономические условия проведения занятий.

o Учесть индивидуальные особенности учащихся.

2.2 Структура уроков

Зависит от типа урока.

1. Урок объяснения нового материала. Основная дидактическая цель -ввести понятия, или установить свойства, построить алгоритм и т.д.

- подготовка к изучению нового материала(повторение или актуализация базовых знаний)

- ознакомление с новым материалом

- первичное закрепление изученного материала

- постановка заданий на дом

- подведение итогов урока.

2. Урок закрепления изученного Основная дидактическая цель -сформировать оп-

ределенные умения или систематизировать знания по теме.

- проверка домашнего задания

- закрепление изученного материала

- постановка задач на дом

- подведение итогов

3. урок проверки знаний, умений и навыков. Основная дидактическая цель - выяс-

нить уровень усвоения учащимися учебного материала.

- инструктаж учащихся по организации работы на уроке и содержанию заданий

- самостоятельная работа учащихся

- подведение итогов

Важнейшей является проблема выбора организации форм проведения занятий. Ве-

дущей является коллективная форма деятельности, осуществляемая через семинары,

дискуссии, коллективно-распределенные формы работы с учебным материалом.

Можно рекомендовать, чтобы урок состоял из 2-х частей:

I часть - учитель ясно, просто и доступно объясняет материал и проверяет правиль-

ность усвоения учениками его основных моментов.

II часть - обсуждение нового материала между учениками при работе на компьюте-

ре. Важно, чтобы школьники самостоятельно использовали новые сведения, могли сове-

товаться друг с другом. Учитель в этой части урока - координатор, консультант, но не ак-

тивный участник обучения.

На уроках информатики необходимо использовать т.н. традиционные средства обучения.

2.3. Подготовка к уроку.

В настоящее время сложилась и получила обоснование в дидактике система подго-

товки учителя к урокам, состоящая из 3-х этапов.

1. Подготовка к учебному году. Учитель знакомится с учебными программами, со-

ставляет общую характеристику классного коллектива, разрабатывает календарные (полугодовые) планы.

2. Построение системы уроков по учебным темам, при этом определяется место

темы в учебном курсе, ее содержание и задачи изучения, распределяются задачи и мате-

риалы учебника между уроками, планируется по времени и содержанию повторение

пройденного, намечается время проведения самомтоятельных и контрольных работ.

3. Подготовка к очередному уроку.

а) разработать сценарий урока

• сформулировать тему,

• определить цели,

• структуру

• конкретную задачу для каждого этапа урока

• отобрать учебный материал в соответствии с образовательной целью и задачами

отдельных этапов

• определить методы и приемы работы

• определить приемы руководства учителя деятельностью учащихся

• выбрать программные средства обучения

• определить форму и содержание проверки

• продумать инструктаж выполнения домашнего задания

б) подготовить конспект урока

учитель ученик ЭВМ

в) подготовить программные средства, дидактический материал с учетом индивидуальных заданий.

2.4 Особенности урока информатики

1. Мотивация учащихся к работе на ЭВМ повышается в условиях диалогового общения с компьютером. Проблема мотивации не может быть решена только за счет вычислительной техники.

2. Влияние личности учителя является более значительным, чем в других дисциплинах.

3. Нагрузка на педагога возрастает в связи с необходимостью работать в режиме

"многостаночника". Чтобы обеспечить индивидуализацию обучения в соответствие с личностными особенностями учащихся, темп обучения задает компьютер.

4. Важной особенностью является индивидуализация обучения. Темп для разных

учеников варьируется (темп обучения может варьироваться до 3-5 раз). Для учителя воз-

никают организационные проблемы. Деформируется старая классно-урочная структура.

5. Работа с компьютером формирует управленческий стиль работы.

6. Урок - деловая спокойная атмосфера. Общение детей друг с другом и с учителем

на деловой, предметной основе.

7.Функции оценивания и контроля часто переданы компьютеру бесконфликтный характер обучения.

Yandex.RTB R-A-252273-3