2. Урок информатики
2.1 Урок – основная форма учебного процесса
Основными признаками являются постоянный состав учебных групп учащихся,
строгое определенное содержание обучения в каждом классе, расписание учебных заня-
тий, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, ведущая роль учителя,
систематическая оценка, проверка знаний.
Важнейшими характеристиками урока являются: цель, содержание, средства и мето-
ды обучения, организация учебной деятельности.
Классификация урока по дидактическим целям.
1. Урок сообщения новой информации (объяснение) – лекция, беседа, киноурок,
урок самостоятельной практической работы.
2. Урок развития и закрепления умений и навыков (тренировочный) - лабораторные работы, практические работы, урок-экскурсия, семинар, конференция.
3. Урок проверки знаний, умений и навыков – устный опрос, письменный опрос,
зачетная практическая работа, контрольная работа.
4. Комбинированный урок. Имеет разную структуру. Обладает достоинствами:
• создания условий для быстрого применения новых знаний;
• обеспечение обратной связи (накопление оценок);
• реализация индивидуального подхода в обучении.
Классификация уроков по использованию компьютера.
Урок информатики по объёму и характеру использования компьютера подразделя-
ются:
демонстрация. Показ учебных элементов – новые объекты языка, фрагменты
программ, схемы, тексты. Учитель за РМП, ученики на РМУ.
Основные дидактические функции демонстраций – сообщение новой информации.
Лабораторная работа (фронтальная). Учащиеся на РМУ, работают одновременно.
Дидактическое назначение может быть различным: освоение нового материала (с помо-
щью обучающих программ), закрепление нового материала (с помощью программ-
тренажеров), проверка усвоения (с помощью контролирующих программ). Действия
школьников могут быть синхронизированны, могут проводиться в различном темпе и да-
же разными программными средствами. Роль учителя – наблюдение за работой учащихся, оказание оперативной помощи.
Практикум: учащиеся получают индивидуальное задание для протяженной само-
стоятельной работы (на 1-2 урока, включая выполнение части задания дома).
Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому раз-
делу курса, учитель наблюдает за учащимися, помогает, обсуждает общие вопросы, выделяет характерные ошибки.
Требования к организации урока.
o Определить учебную, воспитательную, развивающую цели урока.
o Подготовить содержание учебного материала.
o Определить дидактические задачи урока, последовательное решение кото-
рых приведет к достижению цели.
o Выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения.
o Определить структуру урока.
o Учесть оснащенность кабинета.
o Учесть экономические условия проведения занятий.
o Учесть индивидуальные особенности учащихся.
2.2 Структура уроков
Зависит от типа урока.
1. Урок объяснения нового материала. Основная дидактическая цель -ввести понятия, или установить свойства, построить алгоритм и т.д.
- подготовка к изучению нового материала(повторение или актуализация базовых знаний)
- ознакомление с новым материалом
- первичное закрепление изученного материала
- постановка заданий на дом
- подведение итогов урока.
2. Урок закрепления изученного Основная дидактическая цель -сформировать оп-
ределенные умения или систематизировать знания по теме.
- проверка домашнего задания
- закрепление изученного материала
- постановка задач на дом
- подведение итогов
3. урок проверки знаний, умений и навыков. Основная дидактическая цель - выяс-
нить уровень усвоения учащимися учебного материала.
- инструктаж учащихся по организации работы на уроке и содержанию заданий
- самостоятельная работа учащихся
- подведение итогов
Важнейшей является проблема выбора организации форм проведения занятий. Ве-
дущей является коллективная форма деятельности, осуществляемая через семинары,
дискуссии, коллективно-распределенные формы работы с учебным материалом.
Можно рекомендовать, чтобы урок состоял из 2-х частей:
I часть - учитель ясно, просто и доступно объясняет материал и проверяет правиль-
ность усвоения учениками его основных моментов.
II часть - обсуждение нового материала между учениками при работе на компьюте-
ре. Важно, чтобы школьники самостоятельно использовали новые сведения, могли сове-
товаться друг с другом. Учитель в этой части урока - координатор, консультант, но не ак-
тивный участник обучения.
На уроках информатики необходимо использовать т.н. традиционные средства обучения.
2.3. Подготовка к уроку.
В настоящее время сложилась и получила обоснование в дидактике система подго-
товки учителя к урокам, состоящая из 3-х этапов.
1. Подготовка к учебному году. Учитель знакомится с учебными программами, со-
ставляет общую характеристику классного коллектива, разрабатывает календарные (полугодовые) планы.
2. Построение системы уроков по учебным темам, при этом определяется место
темы в учебном курсе, ее содержание и задачи изучения, распределяются задачи и мате-
риалы учебника между уроками, планируется по времени и содержанию повторение
пройденного, намечается время проведения самомтоятельных и контрольных работ.
3. Подготовка к очередному уроку.
а) разработать сценарий урока
• сформулировать тему,
• определить цели,
• структуру
• конкретную задачу для каждого этапа урока
• отобрать учебный материал в соответствии с образовательной целью и задачами
отдельных этапов
• определить методы и приемы работы
• определить приемы руководства учителя деятельностью учащихся
• выбрать программные средства обучения
• определить форму и содержание проверки
• продумать инструктаж выполнения домашнего задания
б) подготовить конспект урока
учитель ученик ЭВМ
в) подготовить программные средства, дидактический материал с учетом индивидуальных заданий.
2.4 Особенности урока информатики
1. Мотивация учащихся к работе на ЭВМ повышается в условиях диалогового общения с компьютером. Проблема мотивации не может быть решена только за счет вычислительной техники.
2. Влияние личности учителя является более значительным, чем в других дисциплинах.
3. Нагрузка на педагога возрастает в связи с необходимостью работать в режиме
"многостаночника". Чтобы обеспечить индивидуализацию обучения в соответствие с личностными особенностями учащихся, темп обучения задает компьютер.
4. Важной особенностью является индивидуализация обучения. Темп для разных
учеников варьируется (темп обучения может варьироваться до 3-5 раз). Для учителя воз-
никают организационные проблемы. Деформируется старая классно-урочная структура.
5. Работа с компьютером формирует управленческий стиль работы.
6. Урок - деловая спокойная атмосфера. Общение детей друг с другом и с учителем
на деловой, предметной основе.
7.Функции оценивания и контроля часто переданы компьютеру бесконфликтный характер обучения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопрос 1. История и классификация языков программирования
- 1. Основные элементы языка Турбо-Паскаль
- 1.1. Алфавит
- Выражения
- 1.5. Операции
- Стандартные функци
- Типы данных
- Совместимость типов
- Ввод-вывод данных. Операторы языка турбо-паскаль
- Вопрос 2.
- Организация учебного процесса по информатике. Урок информатики. Роль учителя.
- 2. Урок информатики
- 3. Роль учителя.