logo
Диссертация_2013_Даулбаева ММ

2.3 Модель транспортной задачи

Рассмотрим транспортную задачу, в которой речь идет о рациональной перевозке некоторого однородного продукта от производителей к потребителям.

Пусть имеется m пунктов производства однородного продукта (добыча руды в карьерах, производство автобусов, кондитерских изделий, компьютеров и т.д.) и n пунктов потребления этого продукта. Мощности пунктов производства составляют аi единиц однородного продукта, а потребности каждого j-го пункта потребления равны единиц. Известны затратына перевозку единицы продукта отi-го поставщика j-му потребителю. Составить такой план перевозок, при котором суммарные затраты на все перевозки были бы наименьшими.

Пусть спрос и предложение совпадают, т.е. Такую транспортную задачу называютсбалансированной (закрытой). При этом предполагается, что вся продукция от поставщиков будет вывезена и спрос каждого из потребителей будет удовлетворен.

Составим математическую модель задачи. Обозначим через количество продукта, перевозимого изi-го пункта производства вj-й пункт потребления. Тогда матрица:

план перевозок.

Матрицу называютматрицей затрат(тарифов).

Внесем исходные данные и перевозки в транспортную таблицу:

Таблица 2.1 – Матрица затрат

bj

ai

b1

b2

...

bn

a1

c11

x11

c12

x12

...

c1n

x1n

a2

c21

x21

c22

x22

...

c2n

x2n

...

...

...

...

...

am

cm1

xm1

cm2

xm2

...

cmn

xmn

Предположим, что транспортные затраты прямо пропорциональны количеству перевозимого продукта. Тогда стоимости перевозок определяются формулой:

,

а суммарные затраты выражаются функцией цели:

которую необходимо минимизировать при ограничениях:

(весь продукт из каждого i-го поставщика должен быть вывезен полностью),

(спрос каждого j – го потребителя должен быть полностью удовлетворен).

Из условия задачи следует, что все

Итак, математическая модель сбалансированнойтранспортной задачи имеет вид:

при ограничениях: