Что содержится на сайтах.
Теперь давайте выясним, что можно найти на сайтах, как ими пользоваться и как не заблудиться в дебрях ссылок и переходов.
Есть такое понятие — юзабилити (от англ. "usability" — "практичность", "удобство", "простота использования"). Точное его определение — "совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии и других факторах". Ну а если проще, то хорошо продуманная юзабилити будет у сайта, зайдя на который, вы не растеряетесь, а быстро найдете все, что вам нужно, не прибегая к помощи поисковых машин.
Итак, рассмотрим, каким должен быть сайт, чтобы человек, зашедший на него, не растерялся. Эта фраза может смутить вас ведь мы не собираемся создавать сайты — пусть Web-мастера думают, как сделать правильный и удобный дизайн. Все правильно, об этом будут думать создатели сайтов. Но путешественники по Интернет, просмотрев десятки и сотни грамотно разработанных сайтов, заметят общие правила расположения элементов сайта и смогут лучше ориентироваться там, где еще ни разу не были. А мы с вами поговорим об этих общепринятых неписаных правилах уже сейчас, чтобы вам для обретения подобных навыков не требовалось много времени.
Помимо основной информации, ради которой, собственно, и создается страница на сайте, каждая страница содержит ссылки (link, anchor) — переходы на другие страницы. Щелкнув мышью на такой ссылке, вы вызовете в окне браузера другую страницу. Если ссылки находятся в тексте, то они обычно выделены цветом и почти всегда подчеркнуты. Если ссылка не подчеркнута, то это, конечно, нарушение юзабилити, но еще более грубое нарушение — использование подчеркивания просто для выделения слов в тексте. Для таких выделений применяются жирный шрифт и курсив, причем первый служит для усиления смыслового веса фразы в тексте, а второй — для выделения особых терминов, которые либо используются не в своем первом значении, либо являются важными для понимания смысла всего повествования.
Ссылкой может быть не только строка текста, но и изображение (картинка). Выяснить, является ли изображение ссылкой, можно лишь проведя над ним указателем мыши. Часто, если изображение является фотографией, после щелчка на нем открывается увеличенный вариант фотографии. В любом случае нужно подвести указатель мыши к изображению или ссылке. Если на секунду задержать указатель над ними, то может появиться маленькое окошко с подсказкой (hint). Эта подсказка поможет вам понять, что будет, если вы щелкнете на данной ссылке, или, если это просто изображение без ссылки, покажет вам подпись к картинке.
Еще одним важным моментом в определении места перехода по ссылке является строка состояния в браузере. Эта строка находится в нижней части окна браузера. Если подвести указатель мыши к ссылке, то в строке состояния появится адрес страницы, на которую будет выполнен переход. Некоторые Web-мастера специальными средствами запрещают отображение адреса перехода в этой строке. Делают они это ради "украшения" своего сайта или, может быть, для того, чтобы показать, насколько высокотехнологичный сайт они создали. Но лишать посетителя возможности видеть адрес следующего перехода — ущемление прав посетителя. Видеть адрес, на который ведет ссылка, полезно для того, чтобы определить, будет ли это переход в пределах одного сайта или же это внешняя ссылка совсем на другой ресурс. Определить это можно следующим образом посмотрите внимательно на содержимое строки адреса и строки состояния, если начала адресов страниц после указателя протокола (http //) до первой наклонной черты (/) совпадают, значит, это страницы одного сайта.
Не всегда щелчок на ссылке будет вызывать переход на другую страницу сайта. Часто внизу страницы владельцы сайта оставляют ссылку на свой адрес электронной почты. Такая ссылка в строке состояния выглядит следующим образом mailto:box@server.ru, где box — название почтового ящика, a server — имя сервера, на котором этот ящик расположен. При активизации такой ссылки на вашем компьютере запустится почтовый клиент и откроется окно для ввода текста письма. Адрес назначения будет уже прописан в нужном месте.
Теперь пройдемся по основным элементам навигации (передвижения в пределах одного сайта и поиска нужной информации на нем).
В верхней части страницы либо слева находится основное
меню (список основных разделов сайта). Если присутствует и то, и другое, то верхнее горизонтальное меню находится на более высоком уровне в структуре сайта, чем левое вертикальное.
Если на сайте реализовано горизонтальное меню вверху или же меню сделано в виде картинок, то внизу страницы оно дублируется простыми текстовыми ссылками.
Если на сайте присутствует логотип фирмы в левом верхнем углу, то, щелкнув на нем мышью, вы должны перейти на главную страницу сайта.
Если на сайте вы вводили имя и пароль, то для того, чтобы перейти из сеанса авторизации в обычный режим, где-нибудь вверху страницы справа должна быть возможность выхода (ссылка "выход" или что-нибудь в этом роде).
Если в меню разделов сайта вы встретили фразу "Карта сайта", значит, перейдя по этой ссылке, вы окажетесь на странице, на которой перечислены не только основные разделы, но и подразделы, а может быть, даже абсолютно все страницы сайта. Такая карта очень полезна в том случае, если вы точно знаете, что нужная вам страница на сайте есть, а к какому разделу она принадлежит, понять трудно. • Если на сайте реализован поиск, то можно им воспользоваться. Но следует помнить, что реализовать полноценный поиск по сайту достаточно трудно. Скорее всего, этот поиск будет осуществляться по наименованию товара (если это Интернет-магазин) либо по какому-то другому слову, определение которого точно и однозначно есть на сайте. Использование в таком поиске фразы из нескольких слов, скорее всего, будет неэффективным.
Отдельная тема для разговора — формы на сайтах. Их еще иногда называют формулярами, но это название встречается очень редко. Формы состоят из привычных для всех нас элементов, таких, какие мы видим в диалоговых окнах операционной системы: строк ввода, текстовых областей, списков, кнопок, переключателей, флажков. Все эти элементы предназначены для ввода какой-либо информации от пользователя и дальнейшей ее обработки на Web-сервере. Это могут быть различные анкеты, формы поиска, о которых уже упоминалось, формы авторизации, в которых нужно ввести имя и пароль для входа в конфиденциальный раздел сайта, и многое другое. Используются элементы форм так же, как в операционной системе, поэтому мы не будем останавливаться на этих подробностях. Поговорим лишь о тех особенностях, которые свойственны использованию этих элементов на сайтах.
Иногда меню на сайте реализовано с помощью раскрывающегося списка. Щелкнув на кнопке выбора, вы выбираете нужную строку из списка. После того как выбор сделан, происходит переход на какую-либо страницу. Будьте осторожны: если элемент "раскрывающегося списка" работает таким образом и в данный момент активен (выделен), не прикасайтесь к колесику прокрутки на мыши. При его движении в раскрывающемся списке начнут перебираться все элементы подряд, что вызовет переходы на соответствующие им страницы.
Если вы, заполняя форму, нажмете клавишу <Enter>, то вы не перейдете к следующему полю ввода. Будет вызвана функция отправки данных из формы на сервер, даже несмотря на то что вы не закончили заполнение всех полей. Для перехода без помощи мыши к следующему или предыдущему полю используйте <ТаЬ> или <Shift+Tab> соответственно.
Обычно в каждой форме присутствует одна кнопка, щелчок на которой отправляет введенные данные на сервер. Иногда присутствует вторая кнопка, которая помогает быстро очистить все поля формы от введенной информации.
На многих сайтах реализованы различные формы обратной связи. Самой простой из них является форма, на которой вы можете написать владельцам сайта письмо. Дело в том, что из соображений безопасности владельцы сайта иногда не хотят публиковать свой адрес электронной почты. Но для того чтобы посетители смогли обратиться к ним, на сайте открывается форма обратной связи. В ее текстовой области вы можете написать все, что хотите донести до адресата, указать в отдельном поле свои имя и обратный адрес, чтобы владельцы сайта при желании могли прислать вам ответ на электронный почтовый ящик.
Другим вариантом обратной связи является гостевая книга — электронный аналог книги посетителей, например, какой-нибудь выставки. Это возможность для любителей заметок типа "Здесь был Вася" оставить о себе память на сайте, а также выразить его владельцам свой восторг или негодование от посещения их сайта. Ваша заметка сразу станет доступной для чтения всеми последующими посетителями. Но надо помнить, что владельцы сайтов могут редактировать (удалять) записи, которые им кажутся некорректными.
- История появления Интернет.
- Из чего состоит Интернет.
- Как поддерживается Интернет.
- Способы подключения к Интернет.
- Модемное соединение с провайдером.
- Соединения по выделенной линии.
- Высокоскоростное модемное соединение.
- Спутниковый доступ.
- Использование мобильной связи.
- Адресация.
- Служба доменных имен.
- Прямые ссылки.
- Протоколы передачи данных.
- Разновидности браузеров.
- Работа с браузером.
- Какие бывают сайты.
- Что содержится на сайтах.
- Реклама на сайтах
- Поиск информации.
- Что такое поисковые системы.
- Как работают поисковые системы.
- Какие бывают поисковые системы.
- Как правильно использовать функцию поиска.
- Каталоги.