logo
162-231

9 Ппп экономической сферы

9.1 ERP – системы

Все многообразие пакетов прикладных программ, используемых в различных отраслях экономики (в том числе в составе экономических информационных систем), в соответствии с классификацией IDC1 можно разбить на следующие группы (рис.9 1):

1) ППП автоматизации производственных процессов;

2) ППП автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM-системы2), охватывающие все аспекты деятельности экономических агентов – маркетинг, рекламу, продажи, доставку, обслуживание клиентов, дизайн и т.п.;

3 ) ППП автоматизации финансовых и бизнес-процессов.

Конечно, это разбиение довольно условно, существует большое количество интегрированных ППП, объединяющих в себе функции всех трех групп. К таким ППП относятся, например, современные системы управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning – ERP).

ERP – системы (другое название: корпоративные информационные системы – КИС) представляют собой набор интегрированных пакетов прикладных программ, которые позволяют создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций в масштабе предприятия (рис. 9.2). Среди них можно выделить планирование производственных ресурсов, оперативное управление производственным планом, учет и анализ результатов деятельности, бухгалтерский учет и т.д. Все операции планирования и анализа подразделяются в ERP на отдельные функциональные модули: планирование ресурсов (финансовых, людских, материальных) для производства товаров или услуг, оперативный контроль за выполнением планов (снабжения, сбыта), выполнением договоров, все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности. Вся информация хранится в единой базе данных, откуда она может быть в любое время получена по запросу.

Рис. 9.2 – ERP - система

В настоящее время ERP является последней стадией в эволюции автоматизированных интегрированных систем управления предприятием1.

Такие системы предназначены для предоставления руководству компании информации для анализа и принятия стратегических решений, касающихся управления компании, а также для создания инфраструктуры обмена данными как с поставщиками, так и с потребителями, причем они могут с равным успехом использоваться как на промышленных предприятиях, так и в банках, страховых компаниях, образовательных учреждениях, то есть в организациях с принципиально различной спецификой работы.

Конечно, каждое предприятие по-своему уникально в своей финансовой и хозяйственной деятельности, однако наряду со спецификой всегда удается выделить задачи, общие для предприятий, представляющих различные сферы деятельности. К таким общим задачам можно отнести: управление материальными и финансовыми ресурсами, закупками, сбытом, заказами потребителей и поставками; управление кадрами, основными фондами, складами; бизнес-планирование и учет; бухгалтерию; расчеты с покупателями и поставщиками; ведение банковских счетов. Именно на этом принципе основываются все разработки систем ERP.

По данным Forrester Research сегодня автоматизированные системы планирования используют 100% крупных и более 50% средних компаний. Увлечение ERP началось в 90-е годы, когда крупные промышленные компании стали устанавливать у себя системы планирования ресурсов на базе единого интегрированного комплекса корпоративных данных.

При внедрении систем управления компания получает целый ряд преимуществ.

Во-первых, это стабильность и унификация всех процессов управления предприятием. Системы класса ERP представляют собой интегрированные системы управления, то есть:

Другими словами, назначение ERP-системы – достичь согласованности в работе различных подразделений компании, что позволяет значительно снизить административные издержки и устранить проблему интеграции данных для разных приложений, поскольку все предприятие работает с единой системой.

Во-вторых, это снижение издержек и повышение конкурентоспособности. Использование ERP-систем обеспечивает компании серьезные преимущества перед конкурентами за счет оптимизации бизнес-процессов и значительного снижения оперативных расходов. Системы управления создавались именно для контроля себестоимости продукции, ведущего к достижению конкурентных выгод. В системы изначально заложены методы планирования и управления, которые позволяют:

ERP-системы являются мощным инструментом повышения прибыли за счет гибкого управления себестоимостью, позволяя варьировать рыночную цену продукции (в сторону ее понижения), что является мощным преимуществом в конкурентной борьбе. Сегодня очевидно, что автоматизированные системы управления бизнес-процессами являются мощным инструментом оптимизации бизнеса и средством выживания в меняющихся рыночных условиях.

В-третьих, это инвестиционная привлекательность. Внедрение ERP-системы поможет компании привлечь дополнительные инвестиции, так как автоматизация деятельности обеспечивает большую прозрачность деятельности компании, автоматически повышая доверие со стороны инвесторов и привлекательность для инвестиций.

В-четвертых, это возможности интеграции в новую экономику. В последние несколько лет проходило формирование новой Интернет-экономики. Большинство компаний уже понимают, какие преимущества дает им Интернет для ведения бизнеса. Выводя часть своего бизнеса в Интернет, традиционные компании преследуют несколько целей: от сокращения расходов до улучшения обслуживания клиентов и организации нового онлайнового канала сбыта для дилеров и конечных покупателей.

Однако, выводя часть бизнеса в Сеть, необходимо отчетливо понимать, что этот процесс не будет эффективным, если компания заранее не позаботится о создании надежного back-office для онлайновых операций. Если Интернет-решения недостаточно хорошо интегрированы со всеми основными бизнес-процессами, эффективность переноса бизнеса в Интернет будет крайне низкой.

ERP-система, как правило, рассматривается как обеспечивающий планирование и интегрированное управление всеми процессами «хребет», на котором создаются Интернет-решения. Именно поэтому отсутствие надежной системы внутреннего планирования и контроля, интегрированной с внешним Интернет-ресурсом, обрекает на неудачу компанию, решившую заняться электронной коммерцией.