logo
162-231

9.1.2 Отечественные erp-системы

АйТи-БОСС. Компания «АйТи» – российский системный интегратор и производитель ряда собственных высокотехнологичных продуктов, ориентированных на отечественный рынок. Среди программных продуктов, предлагаемых «АйТи», – комплексная система управления БОСС, предназначенная для решения задач управления организацией. Система БОСС решает задачи оптимизации единой системы планирования и управленческого учета, анализа результатов деятельности предприятия, повышения эффективности сбытовой сети и анализа перспективных рынков1.

В ПО БОСС входят следующие программные комплексы:

Н апример, в системе БОСС–Корпорация три взаимодействующие подсистемы соответствуют трем важнейшим управленческим направлениям: Финансы, Персонал, Логистика (рис. 9.6).

Возможности подсистемы Финансы:

Возможности подсистемы Логистика:

Возможности подсистемы Персонал:

Модульность системы позволяет начать работу с решения задач, наиболее актуальных для предприятия. Функциональные возможности системы, доступные пользователям, могут быть расширены любыми другими приложениями, отвечающими потребностям заказчика.

Кроме ERP-системы БОСС компания АйТи разработала и другие программные комплексы:

Галактика. Еще одной российской ERP-системой является «Галактика» (интерфейс этого комплекса программ версии 5.1 был показан в главе 4). Основными принципами, реализованными в «Галактике», являются:

С точки зрения решаемых задач систему «Галактика» можно условно разделить на несколько функциональных контуров (рис. 9.7)1. При этом модульность построения системы допускает как изолированное использование отдельных ее составляющих, так и их произвольные комбинации, диктуемые производственно-экономической необходимостью, а также интеграцию с существующими программными наработками:

Инструментальные средства системы «Галактика» обеспечивают ее адаптивность, т. е. возможность использования программного продукта в вычислительных сетях различного размера (в подразделении, на предприятии, в корпорации).

Первым направлением адаптивности является широкий выбор применяемых систем управления базами данных (СУБД). Btrieve, MS SQL, Oracle в текущей версии и Sybase, Informix, DB2 позволяют покрыть практически любые запросы по автоматизации.

Вторым направлением адаптивности является возможность выбора аппаратной и программной платформы сервера базы данных. Неполный перечень возможных конфигураций охватывает Intel с Windows NT Server, NetWare, Solaris, HP с HP/UX, ADC, Sun с Solaris, SCO UnixWare, DEC Alpha с NTWorkgroup Server, AS/400 с ОС/400. Выбор базы данных, а также аппаратной и программной конфигурации осуществляется с учетом следующих критериев:

Парус. Корпорация «Парус» – одна из самых крупных российских компаний, работающих в области создания систем управления предприятиями. «Парус» разрабатывает и продвигает корпоративные информационные системы (КИС) управления предприятием для различных отраслей: торговли, промышленности, сферы услуг, бюджета и др.

К омплексная система ПАРУС обеспечивает автоматизацию четырех основных бизнес-направлений (бизнес-сфер) финансово-хозяйственной деятельности предприятия: управления финансами, логистики, управления производством, управления персоналом, а также страхования (рис. 9.8)1:

Приложение «Администратор» предназначено для решения общих вопросов по настройке системы и обеспечения ее функционирования в ходе работы: оно относится не к какому-либо отдельному направлению, а ко всей системе в целом.

Приложения, реализующие специальные решения, помещены в группу «Логистика» достаточно условно: в настоящее время подобные приложения реализованы в основном именно для этого направления. Отметим, что функции подобных решений часто не ограничиваются логистикой. Например, специальное решение для предприятий энергосбыта предназначено не только для учета реализации энергии, но и для решения других задач, в частности, управления дебиторской задолженностью.

Приложения автоматизации управления производством «Техническая подготовка производства» и «Управление ремонтами» находятся в разработке.

Система ПАРУС полностью поддерживает классическую модель управления предприятием и на макроуровне характеризуется обеспечением следующих факторов бизнес-логики управления:

Конкретная комплектация системы ПАРУС зависит от потребностей предприятия. Например, для автоматизации корпоративной структуры обобщенная функциональная схема системы может выглядеть, как показано на рисунке 9.9.

В головной организации и филиалах могут автоматизироваться все четыре основных бизнес-направления или только некоторые из них. Сбор учетной бухгалтерской информации головной организации и филиалов проводится в приложении «Консолидация», установленном в головном предприятии.

Т ак как программные продукты, разработанные для хозяйственных и коммерческих организаций, не способны в полной мере учесть даже общей для всех отраслей бюджета специфики ведения учета, корпорация «Парус» предлагает программный комплекс «Парус-Бюджет» для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций с учетом отраслевой специфики (рис. 9.10).

Для автоматизации малого и среднего бизнеса предлагается линейка программных продуктов «среднего класса» под общим названием «ПАРУС-7.30» (рис. 9.11), созданная на основе модульного принципа.

Так, например, для решения задач оперативного, товарно-складского и производственного учета, система оснащена рядом функциональных возможностей, реализованных в модуле «Реализация и склад». Это позволяет работать с товарными документами и прайс-листами, регистрировать отгрузки и оплаты, возвраты поставщикам и от покупателей, списание недостач и оприходование излишков, не подстраиваясь под требования бухгалтерских директив, вести учет нормативных затрат на производство и формировать документы по выпуску готовой продукции и разукомплектации изделий, списывать комплектующие и приходовать побочную продукцию, в том числе и постфактум, быстро получать отчеты о состоянии склада, о движении товара, не выполняя проводок. В дополнение к вышеописанным возможностям, в системе существует канал связи, по которому вновь появившийся документ немедленно попадет к бухгалтеру, и он сможет своевременно обработать его в бухгалтерском учете.

Таким образом, видимое разделение функциональных возможностей позволило наиболее удобным образом (с точки зрения разработчиков) подойти к вопросам комплексной автоматизации предприятий.

Новое решение корпорации – система ПАРУС-ON-LINE, объединяющая учетные и управленческие возможности КИС Парус с коммуникационными возможностями Web-технологий, позволяет вести бизнес в едином информационном пространстве в масштабах компании, отрасли, страны и мира в целом.

В основе ПАРУС-ON-LINE лежит трехуровневая схема, включающая следующие компоненты:

Н а сервере управления данными хранится корпоративная база данных и бизнес-логика, реализованная в КИС ПАРУС.

На сервере приложений хранятся ASP-сценарии (Active Server Pages), позволяющие отображать в HTML-формате данные из корпоративной базы данных и заносить в эту базу информацию, введенную пользователями через Web-интерфейс.

Благодаря специализированным функциям модуля «Администратор», входящего в состав КИС ПАРУС, пользователь получает возможность интерактивной настройки Web-интерфейсов для любого раздела системы - определять состав, названия и порядок следования отображаемых полей, указывать обязательные для заполнения поля, значения по умолчанию и т.п. Генерация Web-интерфейсов выполняется автоматически на основании пользовательских настроек и ASP-сценариев.

1С:Предприятие. Все большие черты ERP-системы приобретает пакет программ российской компании «1С» (www.1C.ru). Начав с пакета бухгалтерских программ «1С:Бухгалтерия», в настоящее время компания предлагает программный продукт «1С:Предприятие 7.7 Комплексная конфигурация», состоящий из пакетов «1С:Бухгалтерия», «1С: Торговля и Склад», «1С: Зарплата и кадры» которые могут использоваться как в комплексе, так и по отдельности.

Кроме этих основных модулей на базе единой технологической платформы используются и другие разработки как этой, так и других компаний (см. гл.2). Встроенный предметно-ориентированный язык программирования позволяет любому квалифицированному пользователю создавать свои программные модули, реализующие алгоритмы функционирования конкретной прикладной задачи.

Система «1С:Предприятие» (рис. 9.12) может работать в двух основных режимах:

Основными компонентами системы являются:

Возможности различных конфигураций системы «1С: Предприятие» приведены в таблице 9.1.

Таблица 9.1 – Функциональные возможности конфигураций

Конфигурация

Возможности

Бухгалтерия

Торговля и склад

Зарплата и кадры

Комплексная

Учет деятельности нескольких юридических лиц в одной информационной базе

+

+

Оперативный управленческий учет торговой деятельности

+

+

Учет средств предприятия с применением Плана счетов для хозрасчетных организаций

+

+

Аналитический учет на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями нормативных документов

+

+

Формирование регламентированной бухгалтерской отчетности - налоговой, статистической, в фонды и т.д.

+

Продолжение табл. 9.1

+

Автоматизация операций с основными средствами, нематериальными активами, материалами, МБП

+

+

Автоматизация операций по кассе, расчетному счету, операций с подотчетниками

+

только печать форм

+

Автоматизация операций оптовой торговли

в упрощенном варианте

+

+

Автоматизация операций розничной торговли

+

+

Автоматическое формирование в Бухгалтерском учете проводок по результатам торгового учета

+

+

Кадровый учет

+

+

Расчет начислений и удержаний по заработной плате

в упрощенном варианте

+

+

Автоматическое формирование проводок в Бухгалтерском учете по результатам расчетов по заработной плате

+

+

Кроме комплексных ERP-систем на рынке программных средств представлено множество ППП бухгалтерского учета, автоматизированного управления предприятиями и автоматизации деятельности органов госуправления. В [1] приведен список 66 российских фирм, работающих в этой области.

Отметим, что многие аналитики указывают разработчикам на необходимость учитывать новые условия функционирования компаний и необходимость интеграции ERP-приложений с CRM. В частности, директор по исследованиям ведущей аналитической компании Gartner Group Найджел Рэйнер (Nigel Rayner) отмечал: «Традиционная модель ERP должна умереть, а ей на смену придет новая модель – c-commerce (collaborative commerce)».К 2004 году такие приложения, как CRM и SCM1 для предприятия будут важны не менее ERP, чем и объясняется необходимость интеграции.