9.1.2 Отечественные erp-системы
АйТи-БОСС. Компания «АйТи» – российский системный интегратор и производитель ряда собственных высокотехнологичных продуктов, ориентированных на отечественный рынок. Среди программных продуктов, предлагаемых «АйТи», – комплексная система управления БОСС, предназначенная для решения задач управления организацией. Система БОСС решает задачи оптимизации единой системы планирования и управленческого учета, анализа результатов деятельности предприятия, повышения эффективности сбытовой сети и анализа перспективных рынков1.
В ПО БОСС входят следующие программные комплексы:
-
БОСС-Корпорация – комплексная интегрированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью крупных корпораций, производственных и торговых объединений;
-
БОСС-Компания – финансово-управленческая система для средних и крупных предприятий любого профиля и форм собственности (ее полнофункциональная версия предлагается для работы по модели ASP2 , что снижает стоимость эксплуатации ПО);
-
БОСС-Кадровик – система управления персоналом;
-
БОСС-Референт – система автоматизации документооборота и делопроизводства и другие.
Н апример, в системе БОСС–Корпорация три взаимодействующие подсистемы соответствуют трем важнейшим управленческим направлениям: Финансы, Персонал, Логистика (рис. 9.6).
Возможности подсистемы Финансы:
-
множественный учет (управленческий и бухгалтерский, российские стандарты, GAAP);
-
возможность создания территориально-распределенной системы с консолидацией учетных данных;
-
реализация финансового планирования, бюджетирования и финансового контроллинга;
-
мощные механизмы настройки учетной системы;
-
неограниченные глубина аналитического учета и количество планов счетов, отвечающие потребностям управленческого учета на предприятии;
-
управление взаиморасчетами предприятия, контроль дебиторской и кредиторской задолженностей.
Возможности подсистемы Логистика:
-
интеграция с финансовой подсистемой;
-
возможность создания территориально-распределенной системы управления запасами;
-
гибкие механизмы настройки бизнес-процессов логистики;
-
оперативное управление дебиторской и кредиторской задолженностями;
-
оперативное управление оборотными средствами;
Возможности подсистемы Персонал:
-
ведение и моделирование организационной структуры;
-
все функции оперативного кадрового учета;
-
автоматизация работы с приказами;
-
автоматическая разноска результатов расчета заработной платы по проводкам и статьям затрат;
-
формирование отчетности в соответствии с требованиями Пенсионного фонда РФ и Государственной налоговой инспекции.
Модульность системы позволяет начать работу с решения задач, наиболее актуальных для предприятия. Функциональные возможности системы, доступные пользователям, могут быть расширены любыми другими приложениями, отвечающими потребностям заказчика.
Кроме ERP-системы БОСС компания АйТи разработала и другие программные комплексы:
-
Биллинг АйТи – автоматизированная система расчетов за телекоммуникационные услуги;
-
АйТи-Ойл – система комплексной автоматизации автозаправочных станций;
-
АйТи-РИТМ – интернет-система поддержки оптовых продаж, предоставляющая возможность формализовать и контролировать весь процесс продажи - с момента обращения дилера/партнера до заключения сделки и сохраняющая всю историю переговоров;
-
программные продукты серии «Русский Офис»: «Лексикон», «Сократ», «Декарт», «Диско Командир» (компания «Арсеналъ» (см. гл. 1) является ее дочерней фирмой) и др.
Галактика. Еще одной российской ERP-системой является «Галактика» (интерфейс этого комплекса программ версии 5.1 был показан в главе 4). Основными принципами, реализованными в «Галактике», являются:
-
корпоративность;
-
интеллектуальность;
-
интегрированность и модульность;
-
универсальность и адаптивность;
-
открытость;
-
многоплатформенность.
С точки зрения решаемых задач систему «Галактика» можно условно разделить на несколько функциональных контуров (рис. 9.7)1. При этом модульность построения системы допускает как изолированное использование отдельных ее составляющих, так и их произвольные комбинации, диктуемые производственно-экономической необходимостью, а также интеграцию с существующими программными наработками:
-
контур управления персоналом – предназначен для автоматизированного учета кадров и выполнения вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала предприятий;
-
контур управления финансами – обеспечивает решение задач финансового менеджмента, предоставляет набор средств для управления бюджетом, ведения платежного календаря и финансового анализа;
-
контур бухгалтерского учета – функционально полная система ведения бухгалтерского учета на предприятиях любых форм собственности и видов деятельности. Единое информационное пространство системы обеспечивает автоматическое отражение в бухгалтерском контуре всех хозяйственных операций. Механизм типовых хозяйственных операций – универсальное средство для формирования проводок;
-
контур логистики – охватывает разнообразные задачи, связанные с организацией и управлением производственной и коммерческой деятельностью предприятия;
-
контур управления производством – позволяет автоматизировать техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование на предприятиях различных отраслей промышленности, таких как машиностроение и приборостроение; легкая, пищевая, химическая, горнорудная промышленность; черная и цветная металлургия;
-
контур отраслевых и специализированных решений – осуществляет учет сырья, переданного сторонней организации для переработки, и полученной от этой организации готовой продукции, а также включает решения для автотранспортных предприятий, предприятий розничной торговли, предприятий сферы услуг;
-
контур управления взаимоотношениями с клиентами – ориентирован на сотрудников отделов сбыта, технической поддержки, маркетинга, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами, отвечают за регистрацию контактов с клиентами, продаж, сделок и договоров на гарантийное и абонентское обслуживание;
-
контур администрирования – набор сервисных средств для квалифицированного пользователя и программиста, обеспечивающих администрирование базы данных, корпоративный обмен данными, обмен документами с внешними информационными системами, а также проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.
Инструментальные средства системы «Галактика» обеспечивают ее адаптивность, т. е. возможность использования программного продукта в вычислительных сетях различного размера (в подразделении, на предприятии, в корпорации).
Первым направлением адаптивности является широкий выбор применяемых систем управления базами данных (СУБД). Btrieve, MS SQL, Oracle в текущей версии и Sybase, Informix, DB2 позволяют покрыть практически любые запросы по автоматизации.
Вторым направлением адаптивности является возможность выбора аппаратной и программной платформы сервера базы данных. Неполный перечень возможных конфигураций охватывает Intel с Windows NT Server, NetWare, Solaris, HP с HP/UX, ADC, Sun с Solaris, SCO UnixWare, DEC Alpha с NTWorkgroup Server, AS/400 с ОС/400. Выбор базы данных, а также аппаратной и программной конфигурации осуществляется с учетом следующих критериев:
-
количество пользователей, одновременно работающих в сети;
-
наличный парк вычислительной техники и архитектура вычислительной сети;
-
характер и структура подразделений предприятия (корпорации) и информационных потоков между ними;
-
необходимая степень надежности системы.
Парус. Корпорация «Парус» – одна из самых крупных российских компаний, работающих в области создания систем управления предприятиями. «Парус» разрабатывает и продвигает корпоративные информационные системы (КИС) управления предприятием для различных отраслей: торговли, промышленности, сферы услуг, бюджета и др.
К омплексная система ПАРУС обеспечивает автоматизацию четырех основных бизнес-направлений (бизнес-сфер) финансово-хозяйственной деятельности предприятия: управления финансами, логистики, управления производством, управления персоналом, а также страхования (рис. 9.8)1:
Приложение «Администратор» предназначено для решения общих вопросов по настройке системы и обеспечения ее функционирования в ходе работы: оно относится не к какому-либо отдельному направлению, а ко всей системе в целом.
Приложения, реализующие специальные решения, помещены в группу «Логистика» достаточно условно: в настоящее время подобные приложения реализованы в основном именно для этого направления. Отметим, что функции подобных решений часто не ограничиваются логистикой. Например, специальное решение для предприятий энергосбыта предназначено не только для учета реализации энергии, но и для решения других задач, в частности, управления дебиторской задолженностью.
Приложения автоматизации управления производством «Техническая подготовка производства» и «Управление ремонтами» находятся в разработке.
Система ПАРУС полностью поддерживает классическую модель управления предприятием и на макроуровне характеризуется обеспечением следующих факторов бизнес-логики управления:
-
финансовое и материальное планирование ресурсов предприятия с перспективным развитием до поддержки календарного планирования. Качественное решение этой задачи определяет основы ритмичной и согласованной работы всех подразделений предприятия;
-
четкая фиксация всех фактов финансово-хозяйственной деятельности, происходящих в процессе функционирования предприятия;
-
план-факт-анализ исполнения планов с возможностью детализации обнаруженных отклонений до первичных документов, объясняющих их причину с целью облегчения принятия управленческого решения;
-
контроль и управление показателями эффективности деятельности предприятия.
Конкретная комплектация системы ПАРУС зависит от потребностей предприятия. Например, для автоматизации корпоративной структуры обобщенная функциональная схема системы может выглядеть, как показано на рисунке 9.9.
В головной организации и филиалах могут автоматизироваться все четыре основных бизнес-направления или только некоторые из них. Сбор учетной бухгалтерской информации головной организации и филиалов проводится в приложении «Консолидация», установленном в головном предприятии.
Т ак как программные продукты, разработанные для хозяйственных и коммерческих организаций, не способны в полной мере учесть даже общей для всех отраслей бюджета специфики ведения учета, корпорация «Парус» предлагает программный комплекс «Парус-Бюджет» для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций с учетом отраслевой специфики (рис. 9.10).
Для автоматизации малого и среднего бизнеса предлагается линейка программных продуктов «среднего класса» под общим названием «ПАРУС-7.30» (рис. 9.11), созданная на основе модульного принципа.
Так, например, для решения задач оперативного, товарно-складского и производственного учета, система оснащена рядом функциональных возможностей, реализованных в модуле «Реализация и склад». Это позволяет работать с товарными документами и прайс-листами, регистрировать отгрузки и оплаты, возвраты поставщикам и от покупателей, списание недостач и оприходование излишков, не подстраиваясь под требования бухгалтерских директив, вести учет нормативных затрат на производство и формировать документы по выпуску готовой продукции и разукомплектации изделий, списывать комплектующие и приходовать побочную продукцию, в том числе и постфактум, быстро получать отчеты о состоянии склада, о движении товара, не выполняя проводок. В дополнение к вышеописанным возможностям, в системе существует канал связи, по которому вновь появившийся документ немедленно попадет к бухгалтеру, и он сможет своевременно обработать его в бухгалтерском учете.
Таким образом, видимое разделение функциональных возможностей позволило наиболее удобным образом (с точки зрения разработчиков) подойти к вопросам комплексной автоматизации предприятий.
Новое решение корпорации – система ПАРУС-ON-LINE, объединяющая учетные и управленческие возможности КИС Парус с коммуникационными возможностями Web-технологий, позволяет вести бизнес в едином информационном пространстве в масштабах компании, отрасли, страны и мира в целом.
В основе ПАРУС-ON-LINE лежит трехуровневая схема, включающая следующие компоненты:
-
корпоративный сервер управления данными и соответствующими методами их обработки;
-
корпоративный сервер приложений (Web-сервер), отвечающий за взаимодействие с сервером управления данными и обеспечивающий подготовку требуемой информации для визуализации;
-
универсальная программа просмотра содержимого Web-узлов (Web-браузер).
Н а сервере управления данными хранится корпоративная база данных и бизнес-логика, реализованная в КИС ПАРУС.
На сервере приложений хранятся ASP-сценарии (Active Server Pages), позволяющие отображать в HTML-формате данные из корпоративной базы данных и заносить в эту базу информацию, введенную пользователями через Web-интерфейс.
Благодаря специализированным функциям модуля «Администратор», входящего в состав КИС ПАРУС, пользователь получает возможность интерактивной настройки Web-интерфейсов для любого раздела системы - определять состав, названия и порядок следования отображаемых полей, указывать обязательные для заполнения поля, значения по умолчанию и т.п. Генерация Web-интерфейсов выполняется автоматически на основании пользовательских настроек и ASP-сценариев.
1С:Предприятие. Все большие черты ERP-системы приобретает пакет программ российской компании «1С» (www.1C.ru). Начав с пакета бухгалтерских программ «1С:Бухгалтерия», в настоящее время компания предлагает программный продукт «1С:Предприятие 7.7 Комплексная конфигурация», состоящий из пакетов «1С:Бухгалтерия», «1С: Торговля и Склад», «1С: Зарплата и кадры» которые могут использоваться как в комплексе, так и по отдельности.
Кроме этих основных модулей на базе единой технологической платформы используются и другие разработки как этой, так и других компаний (см. гл.2). Встроенный предметно-ориентированный язык программирования позволяет любому квалифицированному пользователю создавать свои программные модули, реализующие алгоритмы функционирования конкретной прикладной задачи.
Система «1С:Предприятие» (рис. 9.12) может работать в двух основных режимах:
-
р ежим Конфигуратора, позволяющий администратору настраивать компоненты системы под особенности хозяйственной деятельности предприятия и запоминать их в специальной базе данных;
-
режим пользователя, предназначенный для непосредственного использования созданной настройки в работе с целью ввода, обработки, хранения и выдачи сводной информации и деятельности предприятия.
Основными компонентами системы являются:
-
журналы документов для хранения и работы с документами (рис. 9.13). Количество журналов, их внешний вид и виды хранящихся в них документов определяются в Конфигураторе;
-
журнал операций для просмотра списка операций (рис. 9.14);
-
журнал проводок для просмотра списка проводок, принадлежащих разным операциям;
-
журналы расчетов как средство для хранения и расчета записей, введенных при проведении документов расчета;
-
справочники, позволяющие пользователю вводить, хранить и получать информацию, структурируя ее в виде дерева;
-
список констант, содержащий условно-постоянную информацию, определенную и используемую в программе;
-
отчеты (обработки), используемые с целью получения информации, обработанной согласно некоторому алгоритму;
-
план счетов, представляющий собой таблицу, каждая строка которой отражает определенный счет или субсчет бухгалтерского учета.
Возможности различных конфигураций системы «1С: Предприятие» приведены в таблице 9.1.
Таблица 9.1 – Функциональные возможности конфигураций
|
| |||
Конфигурация | Возможности | |||
Бухгалтерия | Торговля и склад | Зарплата и кадры | Комплексная | |
Учет деятельности нескольких юридических лиц в одной информационной базе |
| + |
| + |
Оперативный управленческий учет торговой деятельности |
| + |
| + |
Учет средств предприятия с применением Плана счетов для хозрасчетных организаций | + |
|
| + |
Аналитический учет на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями нормативных документов | + |
|
| + |
Формирование регламентированной бухгалтерской отчетности - налоговой, статистической, в фонды и т.д. | + | Продолжение табл. 9.1 |
| + |
Автоматизация операций с основными средствами, нематериальными активами, материалами, МБП | + |
|
| + |
Автоматизация операций по кассе, расчетному счету, операций с подотчетниками | + | только печать форм |
| + |
Автоматизация операций оптовой торговли | в упрощенном варианте | + |
| + |
Автоматизация операций розничной торговли |
| + |
| + |
Автоматическое формирование в Бухгалтерском учете проводок по результатам торгового учета |
| + |
| + |
Кадровый учет |
|
| + | + |
Расчет начислений и удержаний по заработной плате | в упрощенном варианте |
| + | + |
Автоматическое формирование проводок в Бухгалтерском учете по результатам расчетов по заработной плате |
|
| + | + |
Кроме комплексных ERP-систем на рынке программных средств представлено множество ППП бухгалтерского учета, автоматизированного управления предприятиями и автоматизации деятельности органов госуправления. В [1] приведен список 66 российских фирм, работающих в этой области.
Отметим, что многие аналитики указывают разработчикам на необходимость учитывать новые условия функционирования компаний и необходимость интеграции ERP-приложений с CRM. В частности, директор по исследованиям ведущей аналитической компании Gartner Group Найджел Рэйнер (Nigel Rayner) отмечал: «Традиционная модель ERP должна умереть, а ей на смену придет новая модель – c-commerce (collaborative commerce)».К 2004 году такие приложения, как CRM и SCM1 для предприятия будут важны не менее ERP, чем и объясняется необходимость интеграции.
- 9 Ппп экономической сферы
- 9.1.1 Зарубежные erp-системы
- 9.1.2 Отечественные erp-системы
- 9.2 Бухгалтерские ппп
- 9.3 Ппп финансового планирования, анализа и контроля деятельности предприятия
- 9.3.1 Сравнительный анализ программ «Альт-Инвест» и «Project Expert»
- 9.3.2 Программные продукты серии «Аналитик»
- Контрольные вопросы
- Контрольная работа
- Лабораторные работы
- Литература
- Приложение пример технико-экономического обоснования проекта разработки программного продукта п.1 Целесообразность и область применения разработки
- П.1.1 Об автоматизации предприятий
- П.1.2 Об автоматизации учета основных средств на предприятиях
- П.2 Организация и планирование работы
- П.3 Расчет затрат на разработку
- П.3.1 Постоянные издержки
- П.3.2 Переменные издержки
- П.3.2.1 Затраты на приобретение материалов
- П.3.2.3 Затраты на потребляемую теплоэнергию
- П.3.2.4 Затраты на оплату труда разработчиков программы
- П.3.3 Общие затраты
- П.4 Оценка экономической эффективности