Информатика и ее предметная область. Понятие информации и ее свойства
Предметная область " информатика " Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека . Термин " информатика " возник в середине 60-х годов как гибрид двух слов " информация " и " автоматика " для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных . Поэтому информатику связывали, прежде всего, с компьютерами, их использованием для решения задач . Однако, по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться . Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур кибернетику, теорию информации, документа листику и т.д. Пришло осознание того, что " информатика " - это не прикладная наука об " около компьютерной деятельности", а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы . " Информатика ... буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе" - отмечает академик Н .Н. Моисеев ( Н .Н. Моисеев . Алгоритмы развития . М. - Наука . 19 87 ). Изменения в подходе к формированию научной картины мира и превалирующий характер информационной составляющей в профессиональной деятельности человека и вызвал появление феномена " информации ". В философском плане " информация", в определенной мере противопоставляется " знанию ". Если знание есть " проверенный общественно-исторической практикой результат познания действительности ", то " информация " есть результат ее формализации . На основе понятия информации удалось найти общность в явлениях самой разнообразной природы . Наиболее значительным достижением в этом направлении было создание теории самоуправляемых систем, объединивших природные, социальные и технические системы единством протекающих в них информационных процессов . Заметим, что само понятие информация впервые получило научную трактовку в связи с изучением самоуправляемых систем и возникновением кибернетики. За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных природных и социальных явлений. Появление понятий " экономической информации ", " информационного бизнеса ", " информационного права ", " зашиты информации " и пр. говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но важнейшей чертой современной цивилизации . Именно эту всеобщность понятия информации как социального и культурного феномена позволяет расширить более строгое толкование понятие информации, которое сложилось в теории самоуправляемых систем. Такое понимание информации зафиксировано, в частности, в структуре предметной области информатики, приведенной в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО " Образование и информатика " ( Москва, июль 1996 г ) и в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной Минобразованием РФ в 1998т . Отметим, что предметная область любой науки определяется ( как это принято в философии и науковедении ) не только областью действительности, изучаемой этой наукой, но и методологией, методами исследования этой области . Характеризуя методологию информатики, приведем позицию по этому вопросу Института проблем информатики РАН, сформулированную в работе " Развитие определений " информатика " и " информационные технологии ", вышедшей под редакцией чл . - корр . РАН И .А. Мизина . В ней отмечается : " Важнейшим методологическим принципом информатики является изучение объектов и явлений окружающего мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информации о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных ( в том числе биологических и социальных ) системах ". Из всего вышесказанного вытекает, что общеобразовательный компонент понятия информации раскрывается, по крайней мере, через три основных аспекта : философских и методологических вопросов, связанных с соотношением понятий : " знание " - " информация " ; комплекса научных дисциплин, занимающейся изучением самоуправляемых систем различной природы ; изучение процессов сбора, хранения и переработки информации в системах различной природы, в том числе и с помощью компьютера . Из этих трех основных компонент слагается образовательнв структуре предметной области информатики, приведенной в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО " Образование и информатика " ( Москва, июль 1996 г ) и в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной Минобразованием РФ в 1998т . Отметим, что предметная область любой науки определяется ( как это принято в философии и науковедении ) не только областью действительности, изучаемой этой наукой, но и методологией, методами исследования этой области . Характеризуя методологию информатики, приведем позицию по этому вопросу Института проблем информатики РАН, сформулированную в работе " Развитие определений " информатика " и " информационные технологии ", вышедшей под редакцией чл . - корр . РАН И .А. Мизина . В ней отмечается : " Важнейшим методологическим принципом информатики является изучение объектов и явлений окружающего мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информации о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных ( в том числе биологических и социальных ) системах ". Из всего вышесказанного вытекает, что общеобразовательный компонент понятия информации раскрывается, по крайней мере, через три основных аспекта : философских и методологических вопросов, связанных с соотношением понятий : " знание " - " информация " ; комплекса научных дисциплин, занимающейся изучением самоуправляемых систем различной природы ; изучение процессов сбора, хранения и переработки информации в системах различной природы, в том числе и с помощью компьютера . Из этих трех основных компонент слагается образовательная область " Информатика ".
- Информатика и ее предметная область. Понятие информации и ее свойства
- Инструментальные системы (системы программирования) и прикладные программы.
- Количественные и качественные характеристики информации
- Общие сведения об операционных системах.
- 1.2. Классификация ос
- 1.3. Критерии оценки ос
- 1.4. Основные функции ос
- Единицы измерения информации.
- Основные компоненты ос и основные функции.
- Принципы построения эвм.
- Человеко-машинный интерфейс (на примере ос семейства Windows).
- Программные средства и методы защиты информации
- Классификация вычислительных машин.
- Файловая система (основные понятия).
- Структурная схема персонального компьютера (основные блоки и их назначение). Основные блоки персонального компьютера и их назначение
- Микропроцессор
- Системная шина
- 2.3.1.3. Основная память
- Внешняя память
- Внешние устройства
- Микропроцессоры и интерфейсная система компьютера.
- Понятие алгоритма (свойства алгоритма).
- Запоминающие устройства пк
- Проектирование алгоритмов и основные их типы.
- Устройства ввода и вывода данных
- Классификации компьютерных сетей.
- Прикладные программы офисного назначения.
- Топологии компьютерных сетей.
- Технологии работы с информацией. Кодирование информации Кодирование информации
- Интернет (история развития, структура Интернет).
- Набор, редактирование и оформление текстовых документов ms Word.
- Редактирование текста
- Редактирование существующего текста с помощью команды Правка / Заменить
- Редактирование текста
- Передача информации (адресация) в Интернет.
- Основные возможности сети Интернет.
- Базы данных (бд) и системы управления базами данных (субд)
- Базы данных (общие положения и классификация).
- Виды моделей данных
- Иерархическая модель данных
- Сетевая модель данных
- Реляционная модель данных
- .Базы знаний. Экспертные системы
- Проектирование баз данных.
- Информационная безопасность
- Методы защиты информации. Физические методы защиты данных
- Программные методы защиты данных
- Компьютерные вирусы и их классификация.
- Системное программное обеспечение
- Антивирусные средства
- Информатизация общества, информационное общество
- Основные компоненты сети
- . Виды сетевого коммуникационного оборудования для локализации трафика Локализация трафика и изоляция сетей
- Языки программирования их классификация.
- Средства анализа данных в таблицах в ms Excel. Анализ данных с помощью сводной таблицы