logo
Ответы на экзамен по информатики

Информатика и ее предметная область. Понятие информации и ее свойства

Предметная  область " информатика " Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.  Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека .  Термин " информатика " возник в середине 60-х годов как гибрид двух слов " информация "  и " автоматика " для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных . Поэтому информатику связывали, прежде всего, с компьютерами, их использованием для решения задач . Однако, по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться . Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с  исследованием информационных процессов и структур кибернетику, теорию информации, документа листику и т.д. Пришло осознание того, что " информатика " - это  не прикладная наука об " около компьютерной деятельности", а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы . " Информатика ... буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную  науку об информации и информационных процессах в природе и обществе" - отмечает академик Н .Н. Моисеев ( Н .Н. Моисеев . Алгоритмы  развития . М. - Наука . 19 87 ).  Изменения в подходе к формированию научной картины мира и превалирующий характер информационной составляющей в профессиональной деятельности человека и вызвал появление феномена " информации ". В философском плане " информация", в определенной мере противопоставляется " знанию ". Если знание есть " проверенный общественно-исторической практикой результат познания действительности ", то " информация " есть результат ее формализации .  На основе понятия информации удалось найти общность в явлениях самой разнообразной природы . Наиболее значительным достижением в этом направлении было создание теории самоуправляемых  систем, объединивших природные, социальные и технические системы единством протекающих в них информационных процессов . Заметим, что само понятие информация впервые получило научную трактовку в  связи с изучением самоуправляемых систем и возникновением кибернетики.  За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных природных и социальных явлений. Появление понятий " экономической информации ", " информационного бизнеса ", " информационного права ", " зашиты информации " и пр. говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но важнейшей чертой современной цивилизации .  Именно эту всеобщность понятия информации как социального и культурного феномена позволяет расширить более строгое толкование понятие информации, которое сложилось в теории самоуправляемых систем.  Такое понимание информации зафиксировано, в частности, в структуре предметной области информатики, приведенной в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО " Образование и информатика " ( Москва, июль 1996 г ) и в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной Минобразованием РФ в 1998т .  Отметим, что предметная область любой науки определяется ( как это принято в философии и науковедении )  не только областью действительности, изучаемой этой наукой, но  и методологией, методами исследования этой области .  Характеризуя методологию информатики, приведем позицию по этому вопросу Института проблем информатики РАН, сформулированную в работе " Развитие определений " информатика "  и " информационные технологии ", вышедшей под редакцией чл . - корр .  РАН И .А. Мизина . В ней отмечается : " Важнейшим методологическим принципом информатики является изучение объектов и явлений окружающего мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информации о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных ( в том числе биологических и социальных ) системах ". Из всего вышесказанного вытекает, что общеобразовательный компонент понятия информации раскрывается, по крайней мере, через три основных аспекта :  философских и методологических вопросов, связанных с соотношением понятий : " знание " - " информация " ;  комплекса научных дисциплин, занимающейся изучением самоуправляемых систем различной природы ;  изучение процессов сбора, хранения и переработки информации в системах различной природы, в том числе и с помощью компьютера . Из этих трех основных компонент слагается образовательнв структуре предметной области информатики, приведенной в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО " Образование и информатика " ( Москва, июль 1996 г ) и в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной Минобразованием РФ в 1998т .  Отметим, что предметная область любой науки определяется ( как это принято в философии и науковедении )  не только областью действительности, изучаемой этой наукой, но  и методологией, методами исследования этой области .  Характеризуя методологию информатики, приведем позицию по этому вопросу Института проблем информатики РАН, сформулированную в работе " Развитие определений " информатика "  и " информационные технологии ", вышедшей под редакцией чл . - корр .  РАН И .А. Мизина . В ней отмечается : " Важнейшим методологическим принципом информатики является изучение объектов и явлений окружающего мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информации о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных ( в том числе биологических и социальных ) системах ". Из всего вышесказанного вытекает, что общеобразовательный компонент понятия информации раскрывается, по крайней мере, через три основных аспекта :  философских и методологических вопросов, связанных с соотношением понятий : " знание " - " информация " ;  комплекса научных дисциплин, занимающейся изучением самоуправляемых систем различной природы ;  изучение процессов сбора, хранения и переработки информации в системах различной природы, в том числе и с помощью компьютера . Из этих трех основных компонент слагается образовательная область " Информатика ".