4. Основные подходы к оценке экономического эффекта от внедрения crm
Для оценки эффекта от внедрения CRM может быть использован метод анализа нескольких ключевых показателей до и после (а также в ходе) изменений. Это те измерения, в разрезе которых компания будет в дальнейшем оценивать эффективность своих отношений с клиентами. Некоторые из этих показателей могут быть определены большинством компаний еще до начала проекта. Выбирается несколько характерных для компании показателей, например:
процент отклика потенциальных клиентов на маркетинговые обращения (реакция аудитории);
прирост новых клиентов (норма возврата);
стоимость покупки;
доля успешных сделок;
длительность цикла продаж;
среднее время решения типовых проблем сервисной службой и т.д.
Показатели обычно объединяются по группам бизнес-процессов или подсистемам CRM.
Парадокс ситуации заключается в том, что для формализованной оценки эффективности внедрения CRM нужны нефинансовые данные из периодов до внедрения CRM-системы, а этих данных не бывает в распоряжении, так как для их сбора нужна… CRM-система. Да, можно оценить сухой остаток — рост доходов компании в разные периоды времени, но вызван ли он внедрением CRM-системы? Для ответа на этот вопрос надо уметь анализировать структуру клиентской базы, эффективность работы менеджеров, рост лояльности клиентской базы и многое другое, что можно делать с помощью самой CRM-системы. Поэтому для получения обоснованной оценки выбранные показатели (как в натуральной, так и стоимостной форме) отслеживаются уже по мере реорганизации соответствующих процессов и внедрения компонентов информационной системы. Можно сопоставлять денежное выражение эффектов от реорганизации и соответствующих расходов для оценки срока окупаемости инвестиций в CRM.
Другая проблема в оценке эффективности: те или иные экономические эффекты от внедрения CRM-системы для каждой конкретной компании могут сказываться по-своему. Не имея готовых инструментов, многие дают приблизительные оценки со значительным разбросом, например «процент удержания клиентов увеличился на 5–10%, что дало прирост прибыли на 20–30%, автоматизация массы ручных операций почти удвоила производительность персонала» и другие подобные. Такие оценки, взятые из практики, конечно, также представляют ценность.
Как же оценить эффекты от возможного внедрения CRM еще до начала проекта? Это можно сделать на основе конкретной реализуемой модели бизнеса. По сути, эта модель должна быть разработана на ранних этапах проекта внедрения CRM, а позже она уже служит в качестве образца, который верифицирует достижение заложенных в ней показателей. Вопросы построения и формализации такой модели выходят за рамки данной статьи. Здесь рассмотрим некоторые примеры.
- Федеральное агентство по образованию
- «Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
- Введение
- 1.Коммуникации с клиентом
- 2.История взаимоотношения с клиентом
- 2.1. Автоматизация службы поддержки клиентов (css)
- 2.2. Автоматизация деятельности продавцов (sfa)
- Автоматизация маркетинга (ma)
- Классификация crm
- Возможности компаний, использующих crm
- Система управления ресурсами торгового предприятия
- 4. Основные подходы к оценке экономического эффекта от внедрения crm
- 4.1. Пример оценки прямого экономического эффекта, получаемого за счет роста производительности сотрудников.
- Пример оценки косвенного экономического эффекта, получаемого за счет повышения лояльности клиентов.
- Roi внедрения crm системы на примере компании ооо «Сотовик»
- Заключение
- Список использованных источников