2.3. Создание и структура пользовательских приложений в среде Delphi
Для создания нового проекта следует выполнить команду: File – New и выбрать вариант Application (Приложение).
Не забудьте, что приложение в Delphi состоит из нескольких файлов. Файл проекта имеет расширение *.dpr, файл модуля имеет расширение *.pas, которых в проекте может быть несколько, кроме того, приложение может содержать еще ряд файлов, например, файлы форм .dfm (.xfm), текстовые файлы, файлы рисунков, используемых в проекте и т.д. Поэтому каждый проект следует сохранять в отдельной папке (особенно если вы не изменяете стандартные имена Project и Unit).
При первом сохранении Delphi спросит имя файла сохраняемого модуля (*.pas), а затем — имя файла проекта (*.dpr). Их надо задать, выбрать нужную папку и сохранить (выбрать ОК). Имена всех дополнительных файлов совпадают с именем проекта или модуля и сохраняются автоматически. Так что при сохранении надо дать имена только файлу проекта и модуля. Но Delphi не допускает одинаковых имен модулей и проектов. Поэтому задаваемые имена файлов должны быть разными.
Для повторного сохранения проекта в целом следует использовать команду Save All. Команда Save сохраняет только текущий модуль, с которым работает пользователь (*.pas).
Для открытия ранее созданного проекта следует использовать команды:
File - Reopen (если работа проводилась недавно) или
File - Open Project, следует открывать файл проекта *.dpr (нельзя открывать файл модуля *.pas, т.к. без файла проекта он не компилируется и на исполнение не запускается!).
Основные форматы файлов в Delphi:
*.dpr - файл проекта,
*.pas - файл модуля имеет расширение, модулей в проекте может быть несколько. Каждой создаваемой форме соответствует текстовый файл модуля.
файл формы *.dfm (*.xfm) - это двоичный или текстовый файл для хранения информации о форме;
*.res - бинарный файл ресурсов, используемых в приложении;
*.bpl - файл подключаемой в процессе разработки динамической библиотеки;
*.bpg - файл группы файлов - создается при работе с группой проектов;
*.dfo - файл параметров проекта, хранит установки параметров проекта;
*.exe - исполняемый файл приложения;
*.dcu - объектный файл модуля - откомпилированный объектный файл модуля, который компонуется в исполняемый файл;
*.~dp, *.~df, *.~pa -файлы резервных копий и т. д.
Структура файлов головной программы (*.dpr) и модуля (*.pas)
При проектировании приложения, Delphi автоматически создает полный код головной программы (например, Project1.dpr) и структуру отдельных модулей (например, unit1.pas). В модули вручную добавляется только код обработки различных событий. Но головную программу, как правило, не корректируют и даже не просматривают ее код.
Для просмотра текста головной программы проекта (*.dpr), модуль которого открыт в окне Редактора Кода, надо выполнить команду Project - View Source. Головной файл загрузится в окно Редактора Кода. Или при загруженном проекте перейти на вкладку Project1 в окне редактора кода.
Головная программа проекта имеет следующую структуру:
Program <имя>;
<Объявления подключаемых модулей, а также объявления локальных
для головного файла, типов, классов, констант, переменных,
описания локальных функций и переменных>
begin
<операторы тела программы>
end.
В Delphi головной файл обычно содержит только операторы инициализации приложения, создания форм и запуска приложения.
Типичный головной файл Project1.dpr в Delphi имеет вид:
program Project1;
uses Forms,
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1},
Unit2 in 'Unit2.pas' {Form.2},
{$R *.RES}
{Здесь можно поместить описания каких-то констант, переменных, функций, процедур. Все это будет доступно только в пределах данного файла.}
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(Tform1, Form1);
Application.CreateForm(TForm2, Form2);
Application.Run;
end.
Имя программы совпадает с именем файла, в котором сохранен проект. Это же имя присваивается выполняемому файлу приложения (*.exe).
После заголовка в тексте программы располагается предложение uses. В этом предложении перечисляются модули, загружаемые программой — системные и модули приложения (в частности, модули всех форм). В приведенном примере подразумевает, что в проекте созданы две формы с именами Form1 и Form2 в модулях с именами Unitl и Unit2. Названия форм включаются в текст в виде комментариев.
Следующая строка текста — {$R *.RES} представляет собой директиву компилятора. Затем после ключевого слова begin и до последнего завершающего программу оператора end с точкой (end.) записано тело программы.
Первый выполняемый оператор в теле программы инициализирует приложение, два следующих — создают объекты форм Form1 и Form2, последний — начинает выполнение приложения.
- 1. Теоретические основы объектно – ориентированного программирования 5
- 2. Использование системы программирования Delphi для создания Windows-приложений 9
- 3. Лабораторный практикум 27
- Введение
- 1. Теоретические основы объектно – ориентированного программирования
- 1.1.Объектная модель и ее элементы.
- 1.2.Основные понятия объектно-ориентированного подхода - объект и класс.
- 1.3.Методы построения классов.
- 2. Использование системы программирования Delphi для создания Windows-приложений
- 2.1. Интерфейс интегрированной среды разработки Delphi
- 2.2. Синтаксические правила языка Object Pascal
- 2.3. Создание и структура пользовательских приложений в среде Delphi
- 2.4. Структура модуля (*.Pas)
- 2.5. Создание формы и написание откликов на события
- 1) Компоновка формы и задание свойств компонентов
- 2) Написание отклика на событие
- 2.6. Компиляция и исполнение программы
- 2.7. Ввод и вывод данных. Функции преобразования типов данных
- 3. Лабораторный практикум Лабораторная работа 1. Разработка приложения Калькулятор
- Лабораторная работа 2. Использование курсоров в приложениях Windows.
- Лабораторная работа 4. Создание простого текстового редактора.
- Лабораторная работа 5. Рисование мышью в форме
- Лабораторная работа 6. Применение графических компонентов
- Лабораторная работа 7.Создание числовых изображений
- Лабораторная работа 8. Создание текстурных заливок
- Лабораторная работа 9. Поддержка справочной системы. Создание всплывающих подсказок.
- Лабораторная работа 10.Создание видеопроигрывателя
- Лабораторная работа 12.Создание браузера
- Лабораторная работа 13. Работа с внешним файлом.
- Лабораторная работа 14. Работа с базами данных.
- Лабораторная работа 15. Создание многооконных приложений.
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература