2.1. Интерфейс интегрированной среды разработки Delphi
После первоначального запуска Delphi загружается интегрированная среда разработки (IDE), которая включает в себя следующие основные компоненты (см. рис.1):
главное меню;
панели инструментов;
палитры компонентов;
инспектор объектов (Object Inspector);
дерево объектов проекта (Object TreeView);
окно формы (Form1)
редактор кода (Code editor)
менеджер проекта (Project Manager)
Рис 1. Интерфейс программы Delphi
1) Форма (Form) предназначена для визуального проектирования интерфейса и служит для размещения на ней различных объектов: окон ввода, кнопок, и т.д.
В терминологии визуального проектирования объекты — это диалоговые окна и элементы управления (поля ввода и вывода, командные кнопки, переключатели и др.).
2) Окно Object Inspector — окно редактора свойств объектов предназначено для редактирования значений свойств объектов. Оно состоит из двух вкладок: Properties (Свойства) и Events (События).
Свойства объекта — это характеристики, определяющие вид, положение и поведение объекта. Например, свойства Width и Height задают размер (ширину и высоту) формы, свойства Тор и Left — положение формы на экране, свойство caption — текст заголовка.
Окно Свойства (Properties) Инспектора объектов в каждый момент времени отображает свойства активного объекта – того, который выделен на форме (или самой формы).
Свойства задаются выбором нужного из раскрывающегося списка (кнопка, раскрывающая список свойств появляется только после активизации нужного свойства, т.е. после выбора его в окне Инспектора).
Если рядом с текущим свойством стоит кнопка с многоточием – это означает, что для задания свойства используется дополнительное диалоговое окно.
На вкладке События (Events) задаются действия, на которые должна следовать реакция при работе с данным объектом. Например, для кнопки событием чаще всего служит щелчок мышью, после чего должны произойти действия, которые описаны в процедуре обработке события.
Т.о. на вкладке События выбирается нужный вид действия (щелчок, двойной щелчок и т.д.) и в соседнем поле указывается имя процедуры для обработки данного события. После чего программа автоматически формирует процедуру с указанным именем, в которую устанавливается курсор. Пользователь должен только вписать нужный программный код между заготовками begin и end.
3) Палитра Component Palette (палитра компонентов) содержит девятнадцать групп компонентов, разбитых на страницы (палитры Standard (Стандартные), Additional (Дополнительные), Win32 и др.), которые содержат все основные компоненты VCL (Visual Component Library, библиотека визуальных компонентов) и CLX (библиотека для создания кроссплатформенных приложений), наиболее часто используемые при создании пользовательских приложений. Компоненты иерархически зависимы друг от друга. Каждый компонент имеет всплывающую подсказку, в которой приводится краткая информация о нем. Для ее появления достаточно установить указатель мыши на компонент. Если подсказка не появилась, значит, этот режим отключен. Чтобы отобразить всплывающие подсказки, выберите команду View > Toolbars > Customize (вид > панели инструментов > настроить), в открывшемся окне перейдите на вкладку Options (параметры) и установите флажок Show Tooltips (показывать всплывающие подсказки). Сброшенный флажок означает отключение режима всплывающих подсказок для кнопок.
Палитра Standard (Стандартные) (см. рис. 2) содержит следующие виды компонентов:
Р ис. 2. Палитра Standard
Рамка (фрейм) (Frames); Панель с возможностями наследования. Проектируется как отдельное окно.
Главное меню (Menu); Позволяет конструировать и создавать полосу главного меню формы и выпадающие меню.
Контекстное меню (PopUpMenu); Позволяет конструировать и создавать всплывающие контекстные меню, возникающие при нажатии пользователем правой кнопки мыши.
Надпись (Label); Используется для размещения на формах и других контейнерах текста, который не изменяется пользователем.
Корректируемое текстовое поле (Edit); Используется для ввода пользователем однострочных текстов. Может использоваться для отображения текста.
Многострочное окно редактирования (Memo); Используется для ввода и отображения многострочных текстов.
Командная кнопка (Button); Используется для создания кнопок, которыми пользователь запускает выполнение процедур.
Индикатор с флажком (CheckBox); Позволяет пользователю включать и выключать различные опции.
Переключатели (RadioButton); Предлагают пользователю набор альтернатив, из которых выбирается одна. Набор реализуется требуемым количеством радиокнопок, размещенных в одном контейнере (форме, панели и т. п.)
Окно списка (ListBox); Представляет собой стандартное окно списка Windows, позволяющее пользователю выбирать разделы из списка.
Редактируемый список (ComboBox); Объединяет функции ListBox и Edit. Пользователь может либо ввести текст, либо выбрать его из списка.
Полоса прокрутки (ScrollBar); Представляет собой стандартную линейку прокрутки Windows и служит для управления положением видимой части форм или компонентов.
Групповое окно (GroupBox); Является контейнером, объединяющим группу связанных органов управления, таких как радиокнопки RadioButton, контрольные индикаторы Checkbox и т.д.
Поле переключателей (RadioGroup); Является комбинацией группового окна GroupBox с набором переключателтей; служит специально для создания групп переключателей. Можно размещать в компоненте несколько переключателтей, но никакие другие органы управления не разрешены.
Панель (Panel); Является контейнером для группирования органов управления и меньших контейнеров. Панель можно использовать также для построения полос состояния, инструментальных панелей, палитр инструментов.
Список действий (ActionList); Обеспечивает диспетчеризацию действий.
П алитра Additional (Дополнительные) (см. рис. 3.) является дополнением палитры Standard и содержит ряд часто используемых компонентов общего назначения:
Рис. 3. Палитра Additional
кнопка с графикой (TBitBtn). Используется для создания кнопок, на которых располагается битовая графика (например, кнопка ОК с галочкой).
кнопка с фиксацией (TSpeedButton). Используется для создания инструментальных панелей и в других случаях, когда требуется кнопка с фиксацией нажатого состояния.
Маскированный ввод (TMaskEdit). Используется для форматирования данных или для ввода символов в соответствии с шаблоном. таблица строк (TStringGrid). Используется для отображения текстовой информации в таблице из строк и столбцов.
таблица рисунков (TDrawGrid). Используется для отображения в строках и столбцах нетекстовых данных.
изображение (TImage). Используется для отображения графики: пиктограмм, битовых матриц и метафайлов.
Формы (TShape). Используется для рисования фигур: квадратов, кругов и т.п.
Рамка (TBevel). Используется для рисования выступающих или утопленных линий или прямоугольных рамок.
окно с прокруткой (TScrollBox). Используется для создания зон отображения с прокруткой.
список с флажками (TCheckListBox). Компонент является комбинацией свойств списка ListBox и индикаторов CheckBox в одном компоненте.
разделитель панелей (TSplitter). Используется для создания в приложении панелей с изменяемыми пользователем размерами.
метка с бордюром (TStaticText). Компонент подобен компоненту Label, но обеспечивает дополнительные возможности по заданию стиля бордюра.
инструментальная панель (TControlBar). Используется для размещения компонентов инструментальной панели.
события приложения (TApplicationEvents). Перехватывает события на уровне приложения.
список специального вида (TValueListEditor). Окно редактирования списков строк вида "имя = значение", и ряд других реже используемых компонентов.
П алитра Win32 (см. рис. 4.) содержит компоненты общего назначения, позволяющие разрабатывать приложения в стиле Windows 95/98/2000 и NT:
Рис. 4. Палитра Win32
Страница с закладкой (TTabControl). Позволяет организовывать страницы с закладками, которые может выбирать пользователь
Многостраничное окно (TPageControl). Позволяет создавать страницы, управляемые закладками или иными органами управления, для экономии места на рабочем столе
Список изображений (TImageList). Предназначен для работы со списками изображений одинакового размера в меню, инструментальных панелях и т.п.
Окно редактирования в формате RTF (TRichEdit). Представляет собой окно редактирования в формате RTF, позволяющее задавать различное форматирование различным фрагментам текста
Ползунок (TTrackBar). Управляющий элемент в виде ползунка, позволяющий плавно изменять значения переменных.
Отображение хода процесса (TProgressBar). Используется для отображения хода процессов, занимающих заметное время.
Кнопка- счетчик (TUpDown). Кнопка-счетчик для ввода целых чисел.
"Горячие" клавиши (THotKey). Дает возможность реализовать в приложении поддержку горячих клавиш.
Воспроизведение немых клипов (TAnimate). Используется для воспроизведения немых клипов AVI, подобных используемым в Windows изображениям копирования файлов и т.п.
Ввод дат и времени (TDateTimePicker). Ввод дат и времени с выпадающим календарем.
Ввод дат (TMonthCalendar). Ввод дат с выбором из календаря.
Дерево (TTreeView). Предоставляет возможность просмотра структуры иерархических данных.
Списки (TListView). Отображает списки в стиле, подобном папкам Windows.
Заголовок (THeaderControl). Позволяет создавать составные перемещаемые заголовки.
Полоса состояния (TStatusBar). Полоса состояния программы, при необходимости - на нескольких панелях.
Инструментальная панель (TToolBar). Инструментальная панель для быстрого доступа к часто используемым функциям приложения.
Контейнер панелей (TCoolBar). Контейнер инструментальных перестраиваемых панелей.
Прокрутка страниц (TPageScroller). Обеспечивает прокрутку больших окон, например, инструментальных панелей.
Список с изображениями (TComboBoxEx). Выпадающий список с возможностью отображения текстов и изображений.
- 1. Теоретические основы объектно – ориентированного программирования 5
- 2. Использование системы программирования Delphi для создания Windows-приложений 9
- 3. Лабораторный практикум 27
- Введение
- 1. Теоретические основы объектно – ориентированного программирования
- 1.1.Объектная модель и ее элементы.
- 1.2.Основные понятия объектно-ориентированного подхода - объект и класс.
- 1.3.Методы построения классов.
- 2. Использование системы программирования Delphi для создания Windows-приложений
- 2.1. Интерфейс интегрированной среды разработки Delphi
- 2.2. Синтаксические правила языка Object Pascal
- 2.3. Создание и структура пользовательских приложений в среде Delphi
- 2.4. Структура модуля (*.Pas)
- 2.5. Создание формы и написание откликов на события
- 1) Компоновка формы и задание свойств компонентов
- 2) Написание отклика на событие
- 2.6. Компиляция и исполнение программы
- 2.7. Ввод и вывод данных. Функции преобразования типов данных
- 3. Лабораторный практикум Лабораторная работа 1. Разработка приложения Калькулятор
- Лабораторная работа 2. Использование курсоров в приложениях Windows.
- Лабораторная работа 4. Создание простого текстового редактора.
- Лабораторная работа 5. Рисование мышью в форме
- Лабораторная работа 6. Применение графических компонентов
- Лабораторная работа 7.Создание числовых изображений
- Лабораторная работа 8. Создание текстурных заливок
- Лабораторная работа 9. Поддержка справочной системы. Создание всплывающих подсказок.
- Лабораторная работа 10.Создание видеопроигрывателя
- Лабораторная работа 12.Создание браузера
- Лабораторная работа 13. Работа с внешним файлом.
- Лабораторная работа 14. Работа с базами данных.
- Лабораторная работа 15. Создание многооконных приложений.
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература