Знаковые системы
Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с другими познакомитесь в этом пункте.
Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).
В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).
В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.
На основе алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка - слова. Правила, согласно которым из слов данного языка строятся предложения, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, алгебра, языки программирования и др.), основное отличие которых от естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса.
Например, десятичную систему счисления можно рассматривать как формальный язык, имеющий алфавит (цифры) и позволяющий не только именовать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.
Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).
Физическая реализация знаков в естественных и формальных языках может быть различной. Например, текст и числа могут быть напечатаны на бумаге, высвечены на экране монитора компьютера, записаны на магнитном или оптическом диске.
Генетический алфавит. Генетический алфавит является "азбукой", на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами.
Как слова в языках образуются из букв, так и гены состоят из знаков генетического алфавита. В процессе эволюции от простейших организмов до человека количество генов постоянно возрастало, так как было необходимо закодировать все более сложное строение и функциональные возможности живых организмов.
Генетическая информация хранится в клетках живых организмов в специальных молекулах. Эти молекулы состоят из двух длинных скрученных друг с другом в спираль цепей, построенных из четырех различных молекулярных фрагментов (рис. 1.6). Фрагменты образуют генетический алфавит и обычно обозначаются латинскими прописными буквами {A, G, С, Т}.
|
Рис 1.6 Модель молекулы генетического кода |
Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков {0, 1}. Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса - 0, есть импульс - 1), а также состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние - 0, другое состояние - 1).
Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния (знака).
В 60-е годы XX века в СССР учеными Московского государственного университета была разработана и запущена в производство ЭВМ "Сетунь" (всего было произведено 50 экземпляров) (рис. 1.7). "Сетунь" использовала троичное кодирование информации и, соответственно, состояла из устройств, способных находиться в одном из трех возможных состояний.
|
Рис. 1.7. ЭВМ "Сетунь" |
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры знаковых систем. Какова может быть физическая природа знаков?
2. В чем состоит различие между естественными и формальными языками?
3. Обладают ли генетическим кодом растения? Животные? Человек?
4. Почему в компьютерах используется двоичная знаковая система для кодирования информации?
Задания для самостоятельного выполнения
1.1. Задание с развернутым ответом. Заполните нижеприведенную таблицу: введите алфавит и перечислите возможную физическую природу знаков для различных знаковых систем.
Знаковая система | Алфавит | Физическая природа знаков |
Русский язык (письменный) |
|
|
Русский язык (устный) |
|
|
Английский язык (письменный) |
|
|
Десятичная система счисления |
|
|
Генетический алфавит |
|
|
Двоичный компьютерный код |
|
|
- Теоретический материал к уроку 9 класс
- Что такое мультимедиа Что такое мультимедиа
- Области использования мультимедиа
- Представление результатов компьютерного моделирования
- Реклама
- Технические средства мультимедиа
- Система ввода/вывода звука
- Устройства для работы с видеокадрами
- Устройства хранения мультимедийной информации
- Компьютерные презентации Что такое презентация
- Какие бывают презентации
- Этапы создания презентации
- Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаки: форма и значение
- Знаковые системы
- Кодирование информации
- Кодирование текстовой информации
- Кодирование числовой информации Представление числовой информации с помощью систем счисления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Перевод чисел в позиционных системах счисления
- Задания для самостоятельного выполнения
- Арифметические операции в позиционных системах счисления
- Задания для самостоятельного выполнения
- Двоичное кодирование чисел в компьютере
- Задания для самостоятельного выполнения
- Кодирование и обработка звуковой информации
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Алгоритмы и исполнители Управление и кибернетика
- Возникновение кибернетики
- Что такое управление
- Алгоритм управления
- Вопросы и задания
- Управление с обратной связью Линейный алгоритм
- Обратная связь
- Модель управления с обратной связью
- Циклы и ветвления в алгоритмах
- Системы с программным управлением
- Вопросы и задания
- Алгоритм и его формальное исполнение Свойства алгоритма и его исполнители
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Выполнение алгоритмов человеком и компьютером
- Что такое язык программирования
- Что такое система программирования
- Вопросы и задания
- Знакомство с языком Паскаль Возникновение и назначение Паскаля
- Структура программы на Паскале
- Операторы ввода, вывода, присваивания
- Правила записи арифметических выражений
- Пунктуация Паскаля
- Вопросы и задания
- Алгоритмы с ветвящейся структурой Представление ветвлений на ая. Трассировка ветвящихся алгоритмов
- Сложные ветвящиеся алгоритмы
- Вопросы и задания
- Программирование ветвлений на Паскале Оператор ветвления на Паскале
- Программирование полного и неполного ветвления
- Программирование вложенных ветвлений
- Логические операции
- Сложные логические выражения
- Вопросы и задания
- Программирование диалога с компьютером Что такое диалог с компьютером
- Пример программирования диалога
- Вопросы и задания
- Программирование циклов
- Этапы решения расчетной задачи на компьютере
- Задача о перестановке букв. Программирование цикла на Паскале
- Что такое отладка и тестирование программы
- Вопросы и задания
- Алгоритм Евклида Наибольший общий делитель
- Идея алгоритма Евклида
- Описание алгоритма Евклида блок-схемой
- Программа на ая и на Паскале
- Вопросы и задания
- Что такое массив
- Описание и ввод значений в массив на Алгоритмическом языке
- Цикл с параметром в ая
- Расчет среднего значения элементов массива
- Вопросы и задания
- Массивы в Паскале
- Описание и обработка массива на Паскале
- Цикл с параметром на Паскале
- Форматы вывода
- Программа с двумя массивами
- Вопросы и задания
- Одна задача обработки массива
- Что такое случайные числа
- Датчик случайных чисел на Паскале
- Алгоритм поиска числа в массиве
- Программа поиска числа в массиве
- Вопросы и задания
- Формализация и моделирование Моделирование как метод познания
- Контрольные вопросы
- Материальные и информационные модели
- Материальные модели.
- Информационные модели.
- Образные модели
- Графические информационные модели
- Чертежи и схемы
- График - модель процесса.
- Знаковые информационные модели.
- Табличные модели
- Двоичные матрицы
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Информационное моделирование на компьютере Основное преимущество компьютера перед человеком
- Для чего нужны математические модели
- Компьютерная математическая модель
- Что такое вычислительный эксперимент
- Управление на основе моделей
- Имитационное моделирование
- Вопросы и задания
- Формализация и визуализация моделей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
- Контрольные вопросы
- Хранение, поиск и сортировка информации Базы данных и системы управления базами данных
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Сортировка в базах данных
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Поиск в базах данных
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Коммуникационные технологии Передача информации
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Локальные компьютерные сети
- Контрольные вопросы
- Адресация в Интернете
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
- Контрольные вопросы
- Информационные ресурсы Интернета Всемирная паутина
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Электронная почта
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Файловые архивы
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Общение в Интернете
- Контрольные вопросы
- Мобильный Интернет
- Контрольные вопросы
- Звук и видео в Интернете
- Контрольные вопросы
- Поиск информации в Интернете
- Способы поиска в Интернете Три способа поиска в Интернете
- Поисковые серверы
- Язык запросов поисковой системы
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Электронная коммерция в Интернете
- Контрольные вопросы
- Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста html
- Контрольные вопросы
- Структура Web-страницы
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Форматирование текста на Web-странице
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Вставка изображений в Web-страницы
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Гиперссылки на Web-страницах
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Списки на Web-страницах
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Информатизация общества Информационное общество
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельного выполнения
- Информационная культура
- Контрольные вопросы
- Правовая охрана программ и данных. Защита информации Правовая охрана информации
- Контрольные вопросы
- Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
- Контрольные вопросы
- Защита информации
- Контрольные вопросы