logo
1моё1

3. Технология WiMax в корпоративном сегменте рынка

У этой технологии есть три основные целевые группы потребителей:

  1. Корпоративные клиенты, чьи офисы или производственно-складские мощности расположены на городских окраинах либо в пригородах, где сохраняется дефицит проводной инфраструктуры.

  2. Компании, расположенные в деловых районах с высокой плотностью проводной инфраструктуры. Им интересны более скоростные каналы, чем могут предложить окружающие провайдеры, или, скорее, более привлекательные условия обслуживания, высокая гарантированная полоса пропускания и т. д.

  3. Небольшие компании, для которых проводное подключение технически доступно, но экономически невыгодно. В первую очередь это небольшие арендаторы офисов в бизнес-центрах, где существует фактическая монополия одного оператора с неизбежным завышением тарифов и снижением качества сервиса.

В отличие от крупных кабельных провайдеров, которые привыкли решать только стандартные задачи, особенно на развитых рынках, операторы WiMAX, продвигающие новую технологию, могут предложить клиенту больше сервисов примерно за аналогичные деньги. Если сравнивать WiMAX с оптоволоконными каналами, которые сейчас активно используются для построения корпоративных сетей, то последние, конечно, имеют более высокую скорость и пропускную способность. Однако зачастую клиенту и не нужна вся емкость оптоволоконного кабеля, который он подвел к своему офису, поэтому стоимость проекта при этом получается неоправданно высокой с большими временными затратами на разработку, согласование с владельцем здания бизнес-центра, а также различными инстанциями, и наконец, на саму прокладку кабеля. Кроме всего прочего в центре любого мегаполиса довольно сложно инсталлировать проводные каналы связи; организовать подключение по радиоканалу проще и быстрее. Преимущество WiMAX в этом случае очевидно — время выполнения проекта ограничивается несколькими днями только за счет отсутствия необходимости согласовывать проект. Сокращаются и финансовые затраты, поскольку высокая стоимость оптоволоконного кабеля с учетом работ по его укладке приводит к тому, что цена проекта в целом достигает нескольких десятков тысяч долларов.

Таблица 3.1 - Стоимость организации канала для подключения к Интернету корпоративных пользователей.

Тип подключения

Стоимость организации канала, долл

Ehternet

20-100

ADSL (без стоимости медного кабеля)

100-400

Беспроводной канал

400-2000

Оптоволокно

От 2000 за каждый километр

   

Состояние рынка

В настоящее время радиоканал (WiMAX) для организации доступа в Интернет из категории экзотики переходит в категорию растущего сегмента рынка радиодоступа. Безусловно, счет в данном случае идет на десятки тысяч корпоративных клиентов, причем в каждом городе с населением от 150 тыс. человек уже работает как минимум один оператор, предлагающий подобный тип широкополосного доступа. Наиболее крупными компаниями, сохраняющими лидерство в последние два-три года, можно считать "Энфорту", "МедиаСети", "Синтерру", "Флекс", "Старт Телеком"; со временем к этому списку присоединятся "Комстар - ОТС" и "Сумма Телеком", которые только строят свои сети, но обладают реальными финансовыми возможностями. Операторы сотовой связи (к примеру, "ВымпелКом") проявляют крайне высокий интерес к подобным технологиям, но возводить коммерческие сети пока не торопятся. Если они и выйдут на рынок, то только после более-менее серьезной отстройки сетей 3G, что произойдет в I квартале 2008 г., и скорее всего путем приобретения какого-либо игрока из числа лидеров.

Очевидно, что в условиях плотной городской застройки весьма значимое преимущество в использовании этой технологии получают пользователи, чьи офисные помещения находятся на верхних этажах зданий (начиная с шестого), тогда как на нижних этажах сигнал от сети может оказаться недостаточно сильным, особенно на границе зоны действия базовой станции оператора WiMAX. Для подключения к сети пользователю понадобится радиомаршрутизатор, либо внешний, монтируемый на крыше здания, либо внутренний, который можно разместить в офисе, лучше поближе к окну.

Мотивация на подключение

Основной притягательный момент для большинства компаний в случае подключения по WiMAX - это возможность получить скоростной канал в любой точке своего присутствия без долгой прокладки кабельных трасс. Организацией подключения за два-три дня серьезно интересуются многие корпоративные клиенты, особенно с разветвленной филиальной сетью. Основными клиентами WiMAX-сетей в настоящее время являются малые и средние предприятия, работающие на потребительском и финансовом рынке, - они активно автоматизируют свои офисы обслуживания, используя WiMAX в качестве базового или резервного канала доступа в Интернет. В последнее время растет также количество реализованных проектов для муниципальных и государственных служб. Главная задача, которая решается при использовании каналов беспроводного широкополосного доступа, - снижение расходов на эксплуатацию корпоративных сетей и создание предсказуемого и управляемого процесса работы даже в случае переезда объекта подключения в другое помещение.

Беспроводной доступ имеет свою четкую рыночную нишу, в которой он оказывается вне конкуренции. Учитывая плачевное состояние медных коммуникаций на территории нашей страны, беспроводной доступ уже сейчас вполне может напрямую конкурировать с услугами ADSL для корпоративных пользователей, предоставляя, прежде всего более качественное и быстрое соединение. Бесспорно, со временем WiMAX-сети выйдут на рынок частных пользователей. Однако этот выход сдерживается из-за отсутствия недорогого и универсального оборудования, что снижает конкурентоспособность подключения по WiMAX с точки зрения стоимости. Кроме того, пока нет устройств, поддерживающих основное технологическое конкурентное преимущество WiMAX - мобильность.