Кодирование графической информации. Растровые и векторные графические форматы. Форматы хранения графической информации.
Кодирование графической информации. В середине 50-х годов для больших ЭВМ, которые применялись в научных и военных исследованиях, впервые в графическом виде было реализовано представление данных. В настоящее время широко используются технологии обработки графической информации с помощью ПК. Графический интерфейс пользователя стал стандартом для ПО разных классов, начиная с операционных систем. Широкое применение получила специальная область информатики, которая изучает методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, - компьютерная графика. В качестве примера можно привести опытно-конструкторские разработки, медицину (компьютерная томография), научные исследования и др.
Графическую информацию можно представлять в двух формах: аналоговой или дискретной. Живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно - это пример аналогового представления, а изображение, напечатанное при помощи струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета - это дискретное представление. Путем разбиения графического изображения (дискретизации) происходит преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную. При этом производится кодирование - присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода. При кодировании изображения происходит его пространственная дискретизация. Все изображение разбивается на отдельные точки, каждому элементу ставится в соответствие код его цвета. При этом качество кодирования будет зависеть от следующих параметров: размера точки и количества используемых цветов
Создание и хранение графических объектов возможно в нескольких видах - в виде векторного, фрактального или растрового изображения. Отдельным предметом считается 3D (трехмерная) графика, в которой сочетаются векторный и растровый способы формирования изображений. Для каждого вида используется свой способ кодирования графической информации.
Растровое изображение. При помощи увеличительного стекла можно увидеть, что черно-белое графическое изображение, например из газеты, состоит из мельчайших точек, составляющих определенный узор - растр. Точность передачи рисунка зависит от количества точек и их размера. После разбиения рисунка на точки, начиная с левого угла, двигаясь по строкам слева направо, можно кодировать цвет каждой точки. Далее одну такую точку будем называть пикселем. Объем растрового изображения определяется умножением количества пикселей. Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора.
В современных ПК в основном используют следующие разрешающие способности экрана: 640 на 480, 800 на 600, 1024 на 768 и 1280 на 1024 точки. Так как яркость каждой точки и ее линейные координаты можно выразить с помощью целых чисел, то можно сказать, что этот метод кодирования позволяет использовать двоичный код для того чтобы обрабатывать графические данные.
Цветовые модели. Если говорить о кодировании цветных графических изображений, то нужно рассмотреть принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. Применяют несколько систем кодирования: HSB, RGB и CMYK.
1) Модель HSB характеризуется тремя компонентами: оттенок цвета(Hue), насыщенность цвета (Saturation) и яркость цвета (Brightness). Можно получить большое количество произвольных цветов, регулируя эти компоненты. Эту цветовую модель лучше применять в тех графических редакторах, в которых изображения создают сами, а не обрабатывают уже готовые.
2) Принцип метода RGB заключается в следующем: известно, что любой цвет можно представить в виде комбинации трех цветов: красного (Red, R), зеленого (Green, G), синего (Blue, B). Другие цвета и их оттенки получаются за счет наличия или отсутствия этих составляющих. Данная цветовая модель является аддитивной, то есть любой цвет можно получить сочетание основных цветов в различных пропорциях.
3) Принцип метода CMYK. Эта цветовая модель используется при подготовке публикаций к печати. Каждому из основных цветов ставится в соответствие дополнительный цвет (дополняющий основной до белого). Получают дополнительный цвет за счет суммирования пары остальных основных цветов.
Различают несколько режимов представления цветной графики: а) полноцветный (True Color); б) High Color; в) индексный.
При полноцветном режиме для кодирования яркости каждой из составляющих используют по 256 значений (восемь двоичных разрядов). Это позволяет однозначно определять 16,5 млн цветов.
Режим High Color - это кодирование при помощи 16-разрядных двоичных чисел, то есть уменьшается количестко двоичных разрядов при кодировании каждой точки. Но при этом значительно уменьшается диапазон кодируемых цветов.
При индексном кодировании цвета можно передать всго лишь 256 цветовых оттенков. Каждый цвет кодируется при помощи восьми бит данныхСам код точки растра в данном случае означает не сам по себе цвет, а только его номер (индекс) в палитре.
Векторное изображение - это графический объект, состоящий из элементарных отрезков и дуг. Базовым элементом изображения является линия. Как и любой объект, она обладает свойствами: формой (прямая, кривая), толщиной., цветом, начертанием (пунктирная, сплошная). Замкнутые линии имеют свойство заполнения (или другими объектами, или выбранным цветом). Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами (CorelDraw, Adobe Illustrator).
Фрактальная графика основывается на математических вычислениях, как и векторная. Но в отличии от векторной ее базовым элементом является сама математическая формула.
Двоичное кодирование графической информации
Графическая информация на экране монитора представляется в виде изображения, которое формируется из точек (пикселей). В простейшем случае (черно-белое изображение без градаций серого цвета) каждая точка экрана может иметь лишь два состояния — «черная» или «белая», т.е. для хранения ее состояния необходим 1 бит. Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета (бит на точку: 4. 8, 16, 24). Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки, и тогда по формуле N = 21 может быть вычислено количество цветов, отображаемых на экране монитора. Изображение может иметь различный размер, который определяется количеством точек по горизонтали и по вертикали. В современных персональных компьютерах обычно используются четыре основных размера изображения или разрешающих способностей экрана: 640*480, 800*600, 1024*768 и 1280*1024 точки.
Графический режим вывода изображения на экран определяется разрешающей способностью экрана и глубиной цвета. Полная информация о всех точках изображения, хранящаяся в видеопамяти, называется битовой картой изображения.
Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой его точке (цвет точки) должна храниться в видеопамяти компьютера.
- Информатика в системе наук. История развития информатики как науки. Информация: определение, измерение информации.
- Истоки зарождения вычислительной техники. Этапы развития вт. Поколения эвм.
- Методы классификации эвм. Краткая характеристика основных классов.
- Большие эвм. Назначение. Область применения. Структура вц.
- Мини- и микроЭвм, пк. Назначение. Область применения.
- Системы счисления. Определения. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Основные правила. Рассмотреть на примерах.
- Формы представления чисел в эвм. Двоичная арифметика. Представление отрицательных чисел. Выполнение арифметических действий в эвм.
- Логические элементы эвм. Алгебра логики. Законы алгебры логики.
- Кодирование информации. Кодовая таблица. Система кодирования ascii. Система кодирования unicode.
- Кодирование графической информации. Растровые и векторные графические форматы. Форматы хранения графической информации.
- Кодирование звуковой и видеоинформации. Форматы хранения звуковой и видеоиформации.
- Структурная схема эвм. Неймановская архитектура компьютера. Назначение и функции основных элементов схемы. Основной цикл работы эвм.
- Шинная архитектура компьютера. Назначение и функции основных элементов схемы. Контроллер.
- Состав пк. Основные устройства пк IV-го поколения.
- Системный блок пк. Типы системных блоков. Устройства, размещаемые в системном блоке.
- Материнская плата. Основные устройства, размещаемые на материнской плате
- Разновидности памяти эвм и предназначение каждого вида памяти.
- Внутренняя память пк: назначение, типы, параметры.
- Клавиатура. Назначение. Типы клавиатур. Основные характеристики.
- Манипуляторы. Назначение. Типы. Основные характеристики.
- Сканеры. Назначение. Типы. Основные характеристики.
- Принтеры. Назначение. Классификация. Основные характеристики.
- Модем. Определение. Назначение. Основные характеристики.
- Дисководы для cd дисков. Назначение. Основные характеристики.
- Пзу. Назначение. Состав.
- Озу. Назначение. Состав.
- Процессор. Назначение. Состав. Основные параметры, характеризующие процессор.
- Шины. Типы и назначение.
- Устройства ввода данных пк. Классификация. Назначение.
- Манипуляторы. Определение. Назначение. Типы манипуляторов. Физический принцип работы мыши.
- Типы сканеров. Основные параметры, характеризующие сканер. Способы подключения сканеров. Физический принцип работы сканера.
- Устройства вывода данных пк. Классификация. Области применения.
- Принтеры и их классификация. Физические основы работы струйного и лазерного принтеров.
- Мониторы. Определение. Назначение. Классификация.
- Монитор. Определение. Классификация. Жидкокристаллические мониторы.
- Монитор. Определение. Назначение. Классификация. Монитор на базе элт.
- Видеоадаптер. Назначение. Режимы работы видеоадаптера.
- Внешние запоминающие устройства. Виды взу и физические принципы работы.
- Внешние запоминающие устройства. Накопители на магнитных дисках и магнитных лентах. Физический принцип записи. Параметры накопителей.
- Внешние запоминающие устройства. Накопители на оптических дисках. Типы накопителей. Физический принцип работы. Основные характеристики.
- Устройства обмена данными пк. Классификация. Назначение.
- По. Назначение. Уровни по. Краткая характеристика уровней по.
- Прикладное по. Классификация ппо.
- Ос. Назначение. Основные функции. Ос. Классификация ос.
- Операционная система Windows: история развития ос, состав и основные принципы работы.
- Классификация операционных систем по количеству одновременно работающих пользователей и по числу процессов, одновременно выполняемых под управлением ос.
- Классификация операционных систем по количеству поддерживаемых процессоров, по типу доступа пользователя к пк.
- Понятие файловой системы. Сектор, кластер. Файл, каталог, полное имя файла. Таблица размещения файлов.
- Служебные программы. Назначение. Классификация служебных программ
- Служебные программы. Средства диагностики дисков.
- Средства «сжатия» дисков. Методы сжатия. Форматы сжатия.
- Компьютерные вирусы. Определение. Назначение. Типы компьютерных вирусов.
- Компьютерные вирусы. Способы обнаружения и борьбы с компьютерными вирусами.
- Алгоритм. Свойства. Средства и способы записи алгоритма. Рассмотреть на примерах.
- Алгоритм. Виды алгоритмов. Примеры.
- Алгоритм. Основные принципы составления алгоритмов. Примеры.
- Компьютерные сети. Архитектура компьютерных сетей. Основные характеристики архитектуры сетей
- Компьютерные сети. Основные характеристики. Типы сетей.
- Топология сети. Определение топологии. Типы топологий, их характеристики
- Способы передачи информации в глобальной вычислительной сети. Протоколы tcp/ip.
- Internet. Основные понятия и определения. История развития. Службы Internet.
- Глобальные вычислительные сети. Общие понятия. Основные виды телекоммуникационных услуг
- Текстовый редактор Word. Основные элементы настройки при работе с документами.
- Текстовый редактор Word. Элементы автоматизации при работе с большими документами и/или с большим количеством однотипных документов. Рассмотреть на примерах, предложенных преподавателем
- Электронные таблицы Excel. Функции рабочего листа. Примеры логических функций. Рассмотреть на примерах.
- Электронные таблицы Excel. Ввод и форматирование данных. Расчеты по формулам. Рассмотреть на примерах.
- Электронные таблицы Excel. Построение и форматирование диаграмм. Рассмотреть на примерах.