2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы проектирования баз данных
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1.Теория проектирования баз данных |
| 50 |
| |||||||
Тема 1.1.Базы данных и СУБД | Содержание учебного материала | 5 |
| |||||||
1
| Место дисциплины в будущей профессии. Основные термины и определения: база данных, система управления базой данных, пользователи, приложения. | 4 | 2 | |||||||
2 | Классификация и функции СУБД. Трехуровневая архитектура баз данных: внешняя, внутренняя и концептуальная модели, понятие логической и физической независимости. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой. Поиск информации и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 1 |
| ||||||||
Тема 1.2.Модели данных. | Содержание учебного материала | 5 |
| |||||||
1 | Иерархическая, сетевая, реляционная модели данных.
| 4 | 2 | |||||||
2 | Постреляционные модели данных: объектно-ориентированная, базы данных основанные на правилах. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой. Поиск информации и организация собственной деятельности при выполнении профессиональных задач, оценка собственной деятельности | 1 |
| ||||||||
Тема 1.3.Реляционная модель данных. | Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||
1 | Понятие отношения, домена, атрибута, кортежа, ранга (степени) отношения, схемы отношения. Графическая интерпретация отношений. Особенности двумерных таблиц, моделирующих отношения. Понятие возможного ключа, первичного ключа. Эквивалентные схемы отношений. | 4 | 2 | |||||||
2 | Взаимосвязь между отношениями: основное отношение, подчиненное отношение, понятие внешнего ключа. Типы связей. Общие принципы поддержания целостности в реляционной модели. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Составление и описание реляционной модели на конкретном примере " Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения задачи, оценка их эффективности и качества | 2 |
| ||||||||
Тема 1.4.Основы реляционной алгебры. | Содержание учебного материала | 4 |
| |||||||
1 | Общее понятие реляционной алгебры как абстрактной алгебры, объекты операции, замкнутость операций относительно объектов. Классификация операций реляционной алгебры. Теоретико-множественные операции – объединение, пересечение, разность отношений, расширенное декартово произведение. Специальные операции – горизонтальная выборка, проекция, условное соединение, деление, присвоение. Примеры выполнения запросов. Выбор типовых методов и способов решения задач. | 2 | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Решение алгебраических задач с применением операций реляционной алгебры. Организация работы в коллективе, формирование умения брать ответственность за работу группы. | 2 |
| ||||||||
Тема 1.5.Проектирование реляционных баз данных. | Содержание учебного материала | 5 |
| |||||||
1 | Проектирование структур реляционных баз данных. Теория функциональных зависимостей и нормальных форм баз данных. | 4 | 2 | |||||||
2 | Алгоритмы декомпозиции и синтеза при проектировании нормальных форм для реляционных баз данных. Оценка качества проектирования. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой, использование информационно-коммуникационных технологий, организация собственной деятельности. | 1 |
| ||||||||
Тема 1.6 Концептуальное проектирование баз данных. | Содержание учебного материала | 8 |
| |||||||
1 | ER – диаграммы. Модель "сущность-связь". Расширенная модель "сущность—связь". | 4 | 2 | |||||||
2 | Нормальные формы ER-моделей. | |||||||||
Практические занятия: 1. "Разработка ER-диаграммы" | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Концептуальное проектирование базы данных по индивидуальному заданию" Сбор данных для анализа использования и функционирования базы данных., разработка фрагмента документации, оценка качества базы данных | 2 | |||||||||
Тема 1.7.Даталогическое проектирование баз данных. | Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||
1 | Концептуальная схема базы данных. Подход к построению реляционной схемы из ER-диаграммы. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия: 2. "Построение реляционной схемы из ER-диаграммы" | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Проектирование базы данных по индивидуальному заданию" Сбор данных для анализа использования и функционирования базы данных., разработка фрагмента документации, оценка качества базы данных | 2 | |||||||||
Тема 1.8.Физическое проектирование баз данных. | Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||
1 | Файлы и файловые структуры. Индексные файлы: плотный, неплотный индекс, В-деревья, инвертированные списки. Методы хеширования для организации доступа к файлам. | 4 | 2 | |||||||
2 | Физические модели баз данных, основанные на нефайловых структурах: понятие страниц, экстентов. Методы управления страничной организацией памяти. | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов построения физической модели баз данных. | 2 |
| ||||||||
Тема 1.9. Средства автоматизированного проектирования структур баз данных
| Содержание учебного материала | 5 |
| |||||||
1 | Общие характеристики и примеры CASE-средств. Прямое и обратное проектирование. Проверка правильности построения моделей. Сбор данных для анализа использования и функционирования информационной системы. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия: 3. " Проектирование структуры базы данных c использованием Case-средства" | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой при подготовке к выполнению практической работы.
| 1 | |||||||||
Раздел 2.Технология разработки баз данных средствами Microsoft Office Access |
| 55 |
| |||||||
Тема 2.1.СУБД Microsoft Office Access. | Содержание учебного материала | 3 |
| |||||||
1 | Основные возможности СУБД Microsoft Office Access. Принципы работы с программой, меню программы, панели инструментов. Состав и назначение объектов (таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули). | 2 | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой. | 1 |
| ||||||||
Тема 2.2.Создание базы данных и таблиц.
| Содержание учебного материала | 4 |
| |||||||
| Создание, сохранение и удаление файла базы данных. Создание структуры таблиц с помощью мастера и конструктора. Модификация структуры созданной таблицы. Заполнение таблиц. |
| 2 | |||||||
4. Практические занятия: "Создание баз данных и таблиц" | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка базы данных по индивидуальному заданию. Оценка качества разработанной базы данных. | 2 | |||||||||
Тема 2.3.Индексирование
| Содержание учебного материала | 8 |
| |||||||
1 | Понятие и виды индексных файлов. Понятие тега и индекса. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию. | 4 | 2 | |||||||
2 | Особенности построения сложных индексов. Открытие и закрытие индексного файла. Активация индекса. Удаление индекса и индексного файла. Переиндексирование. | |||||||||
5. Практические занятия: "Индексирование таблиц" | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Работа с индексами в самостоятельно разработанной базе данных». Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, изучение дополнительной литературы. | 2 | |||||||||
Тема 2.4.Сортировка, поиск и фильтрация данных
| Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||
| Сортировка таблицы. Методы поиска по полю, по нескольким полям и по индексу. Установка фильтра. | 2 | 2 | |||||||
6. Практические занятия: "Поиск, сортировка и фильтрация данных в таблицах". Выполнение модификации базы данных по заданию | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Работа с данными в самостоятельно разработанной базе данных». Организация собственной деятельности по созданию базы данных. | 2 | |||||||||
Тема 2.5.Взаимосвязи между таблицами.
| Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||
| Установление взаимосвязи. Объединение таблиц, параметры объединений. Получение таблицы по данным из нескольких таблиц, групповые изменения в таблицах, итоговые значения в таблицах | 2 | 2 | |||||||
7. Практические занятия: "Установление взаимосвязей между таблицами. Объединение таблиц" | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Разработка многотабличной базы данных по индивидуальному заданию". Оценка качества выполненной системы. | 2 | |||||||||
Тема 2.6.Создание запросов к базе данных.
| Содержание учебного материала | 11 |
| |||||||
| Назначение и классификация запросов. Создание запроса с помощью мастера и конструктора. Использование нескольких таблиц в запросе. Параметрический запрос. Использование построителя выражений для создания вычисляемых полей в запросе. Использование групповых операций (sum, avg, min и др). Создание перекрестного запроса, запросов на обновление, добавление, удаление данных. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия: 8. "Создание условных запросов с использованием одной и нескольких таблиц. Создание параметрических запросов и вычисляемых полей в запросе" Выполнение модификации системы по заданию. 9. "Создание перекрестного запроса, запроса на добавление, изменение и удаление данных. Использование различных типов объединения таблиц при создании запроса" Разработка новых модулей системы по заданию. | 4
|
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Создание запросов к базе данных, разработанной по индивидуальному заданию" | 5 | |||||||||
Тема 2.7.Создание форм
| Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||
| Создание главной и подчиненной кнопочных форм с помощью мастера и конструктора. Создание различных элементов на кнопочных формах (кнопки, поля, списки и др). Работа со свойствами, событиями и методами элементов. Создание форм для таблиц и запросов. Модификация форм. Оценка эффективности работы базы данных. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия: 10. "Создание формы для ввода и просмотра данных с использованием различных элементов." Разработка и модификация объектов базы данных. | 2
|
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Разработка пользовательского интерфейса базы данных по индивидуальному заданию" | 2
|
| ||||||||
Тема 2.8.Создание отчетов.
| Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||
| Создание отчетов с помощью мастера и конструктора. Размещение в отчете вспомогательных элементов. Отчеты с группировкой и сортировкой. Вывод отчетов на печать. Тестирование работы отчетов. Модификация отчётов. | 2 | 2 | |||||||
11. Практические занятия: "Создание и печать отчетов" Разработка и модификация объектов базы данных |
2
|
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: "Разработка отчетов в базе данных по индивидуальному заданию" | 2 |
| ||||||||
Тема 2.9. Зачетное занятие.
| Содержание учебного материала | 5 |
| |||||||
| Выполнение итоговой зачетной работы по теме. |
| 2 | |||||||
12. Практические занятия: "Выполнение итоговой зачетной работы по теме" | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой при подготовке к зачетной работе по теме. Организация собственной деятельности, поиск информации для качественной подготовки к зачётной работе. | 3 |
| ||||||||
Раздел 3. Язык запросов SQL |
| 14 |
| |||||||
Тема 3.1. Основы SQL.
| Содержание учебного материала
| 14
|
| |||||||
1 | Язык описания данных, язык манипулирования данными. Команды SQL: определение структуры базы данных, манипулирование данными, выборка данных. | 4 | 2 | |||||||
2 | Обеспечение непротиворечивости и целостности данных средствами языка SQL. | |||||||||
Практические занятия
13.Определение структуры базы данных средствами языка SQL. Манипулирование данными средствами языка SQL 14. Выборка данных средствами языка SQL. Обеспечение непротиворечивости и целостности данных средствами языка SQL. 15. Итоговая практическая работа по теме. | 6 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, основной и дополнительной литературой при подготовке к зачетной работе по теме. Изучение дополнительной литературы. Разработка и модификация объектов базы данных на языке SQL. | 4 | |||||||||
Всего: | 119
|
- ВВедение
- 1.1 Область применения методических указаний
- 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- 1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
- 2 Рабочая программа учебной дисциплины
- 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы проектирования баз данных
- Методические указания по каждой теме программы и вопросы для самоконтроля
- Тема 1.1.Базы данных и субд
- Тема 1.2.Модели данных.
- Тема 1.3.Реляционная модель данных.
- Тема 1.4.Основы реляционной алгебры.
- Контрольные вопросы:
- Тема 1.5 Проектирование реляционных баз данных.
- Контрольные вопросы
- Тема 1.6 Концептуальное проектирование баз данных.
- Контрольные вопросы
- Тема 1.7.Даталогическое проектирование баз данных.
- Контрольные вопросы
- Тема 1.8.Физическое проектирование баз данных.
- Контрольные вопросы
- Тема 1.9. Средства автоматизированного проектирования структур баз данных
- Контрольные вопросы
- Тема 2.1.Субд Microsoft Office Access.
- Контрольные вопросы
- Тема 2.2.Создание базы данных и таблиц.
- Контрольные вопросы.
- Тема 2.3.Индексирование
- Контрольные вопросы.
- Тема 2.4.Сортировка, поиск и фильтрация данных
- Контрольные вопросы
- Тема 2.5.Взаимосвязи между таблицами.
- Контрольные вопросы.
- Тема 2.6. Создание запросов к базе данных.
- Контрольные вопросы.
- Тема 2.7.Создание форм
- Контрольные вопросы
- Тема 2.8.Создание отчетов.
- Контрольные вопросы
- Тема 3.1. Основы sql.
- Что можно делать с помощью sql?
- Команды sql
- Контрольные вопросы
- Задание для контрольной работы
- Создание поля Телефон с помощью Маски ввода.
- Изменение вида связи с помощью Схемы данных в Access.
- Создание формы с помощью инструмента «Форма»
- Создание разделенной формы при помощи инструмента «Разделенная форма»
- Создание формы с помощью Мастера форм.
- Редактирование формы в режиме Конструктора.
- Создание подчиненных форм.
- Создание запроса в режиме конструктора.
- Задания для практической работы по вариантам
- Перечень лабораторных работ и практических заданий
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины