1.5. Состояние информационных технологий в гпс
Активное использование электронной вычислительной техники и АС началось в ПО в первой половине 70-х годов. Диапазон задач, решаемых с помощью АС, широк – от диспетчирования сил и средств ПО и управления средствами связи до административно-хозяйственного управления и пожарной защиты крупных и особо важных объектов.
Применение электронной вычислительной техники было вызвано возросшими требованиями к результативности деятельности ПО и было направлено:
в области предупреждения пожаров – на обеспечение ритмичности, высокого качества и эффективности надзорно-профилактической деятельности ПО за счет: организации оптимального долгосрочного и оперативного планирования деятельности; построения рационального графика пожарно-технических обследований и проверок, охватывающих всю организационную структуру ПО; контроля за выполнением плановых заданий подразделениями ПО; обеспечения заданного качества пожарно-профилактической работы, благодаря строгому и точному соблюдению технологии надзорно-профилактических операций, повышению производительности труда сотрудников ПО, своевременному применению санкций к нарушителям правил пожарной безопасности;
в области тушения пожаров – на повышение качества и эффективности деятельности оперативных служб пожаротушения путем: сокращения времени реакции системы на сообщения о пожарах; устранения ошибок в диспетчировании сил и средств ПО; оперативного представления РТП и службам пожаротушения более полных сведений о горящем объекте; организации действенного контроля за несением караульной службы и готовностью сил и средств к боевым действиям; обеспечения максимального использования пожарной техники.
В сфере управления деятельностью ПО с использованием информационных технологий решаются следующие задачи: обработка планово-учетной и хозяйственной информации; создание новых систем передачи данных; учет и подготовка кадров; учет и организация обслуживания пожарной техники; учет средств обеспечения пожаровзрывобезопасности; ведение делопроизводства; сбор и анализ статистической информации; планирование и контроль выполнения мероприятий по направлениям деятельности органов управления и подразделений ПО и др. В общем виде схема автоматизированного управления пожарной охраной приведена на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Структурная схема автоматизированного управления ПО
В организации деятельности противопожарных служб особое место занимает информационное обеспечение. В большинстве случаев скорость получения и достоверность информации определяют успех мероприятий по сокращению ущерба от пожаров. В ГПС МВД России сложилась трехуровневая структура информационного обслуживания органов управления.
К первому уровню относятся подразделения ГУГПС МВД России (центрального органа управления ПО), второй уровень управления образуют региональные и областные органы ГПС, на третьем уровне функционируют районные подразделения ПО и пожарные части.
Совокупность информационных потоков в органах и подразделениях пожарной охраны включает в себя:
информационные потоки общего пользования (директивная, организационно-правовая, нормативно-техническая, справочная информация);
специализированные информационные потоки, учитывающие особенности деятельности территориальных органов ГПС и пожарных частей;
архивную информацию органов и подразделений ПО.
Информация общего пользования сосредотачивается в интегрированных банках данных (ИБД), функционирующих на различных уровнях управления.
В интегрированном банке данных федерального уровня накапливается информация, которая используется при планировании и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов народного хозяйства на федеральном уровне (БД «Пожары», «Техника», «Ресурсы ГПС», «Право» и т.д.).
Важнейшим фактором существенного улучшения информационного обеспечения деятельности ГПС является внедрение информационных технологий на базе компьютерных сетей и обеспечение прямого доступа сотрудников к информации интегрированных банков данных. Компьютерные сети и создаваемые в их составе автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов ПО составляют основу системы информационного обеспечения и предполагают реализацию всех имеющихся информационных связей на всех уровнях управления. Одновременно на основе внедрения систем передачи данных (СПД) с использованием стандартных протоколов предусматривается взаимодействие с другими министерствами и ведомствами и международными пожарными организациями.
В зависимости от назначения автоматизированные системы (АС) подразделяются на информационные, информационно-советующие и управляющие. Подавляющее большинство АС в ПО являются информационно-советующими.
По функциональному признаку наибольшее распространение получили локальные АС, выполняющие функции контроля за деятельностью подчиненных аппаратов, обработку и анализ статистических данных о пожарах, информационно-справочное обслуживание оперативных служб пожаротушения и обработку планово-экономической информации. Эти системы относительно просты и имеют невысокую стоимость.
Более высокую степень автоматизации обеспечивают комплексные АС, осуществляющие на единой технической базе оперативное управление силами и средствами и организационное управление ПО крупных городов и административных центров. Такие системы включают технические средства управления, диспетчирования, обнаружения и сообщения о пожарах и соответствующие технологии обработки информации. Создание сложных комплексных автоматизированных систем связано со значительными финансовыми и материальными затратами и требует решения ряда организационно-методических вопросов по их внедрению, в связи с чем их доля в общем числе автоматизированных систем, используемых в ПО, не превышает 2 %.
Более широкое распространение получили автоматизированные системы на базе микро- и мини-ЭВМ, а затем и персональных компьютеров, которые начали поступать в пожарные части с конца 70-х годов. Такие системы, например, позволяют получать данные обо всех зданиях, находящихся в зоне действия пожарной части, накапливать и обрабатывать информацию о действиях по тушению пожаров и выдавать необходимые статистические данные о работе пожарной части в течение года.
При поступлении сигнала о пожаре на экране отображается подробная информация об объекте, с которого поступил вызов; адрес и маршрут следования к нему. С помощью АС можно проверить состояние пожарной техники, упрощенные и развернутые оперативные планы боевых действий на местах пожаров, готовить описание пожаров, контролировать пожарно-профилактическую работу и получать справочную информацию. Используются также различные системы для обработки информации по учету кадров и финансовой информации.
Возможности информационного обеспечения деятельности ПО существенно расширяются, если в состав программно-аппаратных комплексов включаются специальные информационно-поисковые системы. Для подразделений ПО, дислоцированных в небольших населенных пунктах, разрабатываются простые пакеты программ на основе типовых текстовых процессоров, электронных таблиц и баз данных.
В состав программного обеспечения ПО стали включаться компьютерные системы картографической информации или геоинформационные системы (ГИС). Появление ГИС связано с тем, что традиционные способы обработки и представления информации не обеспечивали возросших потребностей ПО по решению топографических задач, особенно в случаях крупномасштабных и лесных пожаров, а также с общей тенденцией расширяющегося применения графической формы представления информации. Электронные картографические системы позволяют на новом уровне решать традиционные картографические задачи по обеспечению деятельности подразделений ПО, в том числе, подготовке планов пожаротушения и других графических материалов, «привязанных» к местности. Современные аналитические возможности ГИС обеспечивают измерение расстояний, площадей, уклонов, направлений по карте, создание цифровой модели местности и наложение на нее любой доступной информации, расчет статистических показателей и т.д. Наглядность графической информации, визуальное восприятие и возможность проведения оперативных расчетов позволяют руководителю лучше контролировать ситуацию и быстрее принимать необходимые решения.
Широкое внедрение получают микропроцессорные устройства для совершенствования пожарной техники. Микропроцессорами оснащаются устройства управления пожарными автолестницами, что позволяет существенно упростить развертывание автолестницы в боевое положение и исключить возможность возникновения при этом аварийных ситуаций. Для борьбы с пожарами в условиях химического или радиационного заражения разрабатываются автоматизированные комплексы с дистанционным управлением (пожарные роботы), которые позволяют вести борьбу с огнем, не подвергая непосредственной опасности человека. Появление микропроцессорной техники коренным образом изменило характеристики систем пожарной сигнализации. Современные системы имеют режимы самодиагностирования, автоматизированного документирования своей работы и дублирования вышедших из строя блоков и подсистем. Режимы анализа поступающих с датчиков сигналов позволяют отсеять значительную часть ложных срабатываний и повысить надежность работы всей системы.
Усложнение задач, решаемых ПО по защите современных жилых или производственных объектов, требует постоянного совершенствования процессов принятия решений на основе внедрения компьютерных технологий, разработки экспертных систем, способных высокоэффективно решать такие проблемы. Экспертную систему можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего для конкретной предметной области регистрацию знаний человека и доступ к ним. Экспертная система способна оперативно предоставлять разнообразную информацию, эквивалентную совету эксперта в любое время. Первые экспертные системы были внедрены в США для борьбы с лесными пожарами и в Великобритании для проверки выполнения противопожарных требований.
В последние годы цифровые информационные технологии находят все более широкое применение в ГПС МВД России. Растет количество ПЭВМ, используемых в органах управления и подразделениях ГПС, расширяется набор программных средств для автоматизации процессов обработки информации, создаются организационно-правовые и методологические основы компьютеризации противопожарной службы.
Современный этап информатизации ГПС характеризуется наращиванием объема работ по внедрению цифровых информационных технологий и реальному использованию их в практической деятельности ГПС: по вводу в эксплуатацию приобретенных типовых средств информатизации и по инициативной разработке и внедрению оригинальных программных средств. Головной организацией по разработке средств информатизации в ГПС является ВНИИПО МВД России, проводящий также исследования организационно-методических аспектов информатизации и осуществляющий ведение Фонда программных средств ГПС.
Научное обеспечение информатизации ГПС реализуется благодаря широкому комплексу работ, выполняемых на всех этапах жизненного цикла средств информатизации.
На этапе создания средств информатизации:
определяется реальная потребность в научных исследованиях и разработках средств информатизации на основе сведений о деятельности подразделений ГПС по применению информационных технологий, а также анализа заявок подразделений ГПС на проведение НИОКР в области информатизации;
производится долгосрочное планирование научного обеспечения деятельности ГПС в области использования информационных технологий;
осуществляется текущее (ежегодное) планирование (разработка планов НИОКР);
проводятся плановые исследования при обеспечении высокого научно-технического уровня разработок и эффективности расходования ресурсов, выделяемых на создание средств информатизации;
разрабатываются ежегодные планы внедрения типовых программно-технических средств информатизации.
На этапе внедрения разработанных средств информатизации:
проводится опытная эксплуатация создаваемых и модернизируемых средств информатизации в базовых гарнизонах;
по результатам опытной эксплуатации проводится доработка программных средств с целью придания им статуса типовых программно-технических средств информатизации;
осуществляется передача типовых программно-технических средств информатизации в подразделения ГПС для их внедрения и практического использования;
осуществляется организационно-методическая и информационная поддержка подразделений ГПС в применении информационных технологий;
проводится обучение специалистов-практиков ГПС, им оказывается консультативная помощь.
На этапе практического использования средств информатизации:
формируются замечания и предложения по совершенствованию эксплуатируемых программных средств;
подразделения ГПС готовят заявки на проведение работ по созданию и развитию программных средств, а также на внедрение типовых программно-технических комплексов информатизации;
производится оценка результатов применения средств информатизации подразделениями ГПС, а также их потребности в вычислительной технике.
Основными направлениями функционирования ведомственного Фонда программных средств ГПС является организация приемки и передачи программных средств с оказанием методической и консультативной помощи специалистам-практикам, анализ функционирования действующих средств информатизации и положительного опыта подразделений ГПС в их практическом использовании, подготовка специалистов-практиков к работе в условиях применения современных информационных технологий, разработка организационно-методических документов по внедрению и использованию средств информатизации в деятельности ГПС.
Одним из важнейших направлений работ по сопровождению Фонда программных средств (ФПС) ГПС является приемка разработанных средств информатизации в фонд, а также формирование и актуализация информационных массивов ФПС.
Постоянное пополнение ФПС за счет принятия вновь разрабатываемых программных средств, а также актуализации уже имеющегося в фонде программного обеспечения позволяет в значительной степени удовлетворять потребности подразделений ГПС в области информационных технологий по четырем основным направлениям деятельности:
оперативно-тактическому;
надзорно-профилактическому;
административно-хозяйственному;
информационно-справочной поддержке.
Сведения о принятых в ФПС программных средствах по состоянию на 1.09.99 приведены в приложении. Большинство принятых в ФПС программных средств сопровождается разработчиками: создаются модернизированные версии, проводятся работы по актуализации банков данных, осуществляется наращивание функциональных возможностей ранее созданных средств информатизации.
Анализ сведений об использовании программных средств показывает, что на практике применяются прежде всего типовые программно-технические средства информатизации, разработанные во ВНИИПО. Наибольшим спросом пользуются такие программные средства, как «Экспертиза», АИС ПБ, АИСС «Право», БД «HIFEX Bank», АРМ «Кадры», АРМ «Техника», АРМ «Гарнизон» и др. Кроме того, значительное количество программных средств разработано и разрабатывается специалистами подразделений ГПС либо сторонними организациями по заказам этих подразделений. Всего за время существования ФПС в органы управления ГПС и их подразделения внедрено около 2300 средств информатизации, из них 244 в 1999 г. (по состоянию на 1.09.99).
В соответствии с приказом МВД России от 10.07.95 № 263 «О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел», ФПС является составной частью Единого территориально распределенного информационного фонда программно-технических средств информатизации органов внутренних дел России (Инфонда). ФПС создан в целях:
ускорения внедрения новых информационных технологий в деятельность Государственной противопожарной службы МВД России;
исключения дублирования при создании и внедрении в подразделениях и органах управления ГПС МВД России программных средств различного назначения, а также повышения качества их разработки и практической значимости;
накопления сведений о типовых программных средствах, их апробации и оценки качества;
централизованного приобретения и распространения специализированных программно-технических средств информатизации для нужд ГПС МВД России.
На ФПС возлагаются следующие задачи:
сбор информационных материалов о разрабатываемых, внедряемых или эксплуатируемых в органах управления и подразделениях ГПС программных средствах;
сбор информации и подготовка аналитических материалов в области использования новых информационных технологий и передовых программно-технических средств для нужд подразделений ГПС;
получение, учет и хранение программной документации и магнитных носителей;
проверка работоспособности программных средств, включаемых в фонд;
информирование пользователей о составе и новых поступлениях в ФПС;
предоставление сведений по запросам пользователей ФПС;
пропаганда и распространение научно-технических разработок в области пожарной безопасности;
разработка методических материалов ФПС, анализ основных характеристик новых программных средств, подготовка рекомендаций по их использованию;
организация и проведение испытаний программных средств и иных разработок в области новых информационных и коммуникационных технологий, выдача рекомендаций по их использованию в системе ГПС МВД России;
тиражирование программных средств в области пожарной безопасности;
анализ потребностей и передача средств информатизации по заявкам органов управления и подразделений ГПС МВД России в установленном порядке;
передача в органы управления и подразделения ГПС и сопровождение внедренных программно-технических комплексов.
Все материалы ФПС подразделяются на информационный и программный фонды.
Информационный фонд комплектуется:
информационными и методическими материалами по формированию ФПС;
массивом учетно-регистрационных данных об используемых и разрабатываемых программных, технических и информационных средствах, банках данных и автоматизированных информационных системах, автоматизированных рабочих местах, информационно-вычислительных сетях;
информационными материалами о программных средствах и документацией, содержащейся в фонде.
В программный фонд включаются пакеты прикладных программ, операционные системы, типовые проектные решения и другие программные продукты, в том числе лицензионные программные средства, приобретенные (полученные из Инфонда) централизованно.
Максимальное использование цифровых информационных технологий необходимо в целях оперативного управления силами и средствами гарнизонов пожарной охраны крупных городов при поступлении сообщений о пожарах и организации их тушения. В настоящее время разработан базовый комплекс автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССОУПО). В г. Москве эта система функционирует под названием АСУ-01. Принципы построения и функционирования этой системы следующие.
В состав АСУ-01 входят функциональные системы нижестоящего уровня: оперативно-диспетчерского управления (СОДУ), оперативно-диспетчерской связи (СОДС), информационно-справочная пожарной безопасности (ИССПБ).
Интеллектуальным ядром АСУ-01 является СОДУ, которая обеспечивает сбор, хранение данных о пожарах, наличии пожарной техники в частях и автоматизированное решение задач по высылке пожарной техники на пожары (формированию оптимального состава техники и маршрутов ее следования).
Технической базой СОДУ являются локальная компьютерная сеть, комплекс передачи информации, терминальное оборудование на рабочих местах диспетчера и в службах УПО, светоплан города, информационное табло коллективного пользования с отображением наличия и состояния пожарной техники в частях. Комплекс передачи информации включает вычислительную технику и средства связи ЦУСС и пожарных частей города.
Система оперативно-диспетчерской связи включает системы телефонной и радиосвязи, которые обеспечивают прием сообщений о пожарах, связь между ЦУСС и пожарными частями, спецслужбами города, охраняемыми объектами и личным составом, находящимся в местах тушения пожаров.
Информационно-справочная система пожарной безопасности содержит сведения о составе и дислокации пожарных частей в гарнизоне, их оснащении пожарной техникой и ее состоянии, охраняемых объектах, транспортных магистралях в городе и их состоянии, статистические данные о пожарах и т.д.
В городах с небольшим населением и малым количеством пожарных частей экономически выгодно иметь АРМ для оперативного управления силами и средствами пожарной охраны. Ниже приведен состав и назначение АРМ «Диспетчер», разработанное ВНИИПО МВД России. Задачи, решаемые АРМ, сгруппированы в три подсистемы: Мобилизация, Информационное обеспечение служб пожаротушения, Работа с базой данных.
Подсистема Мобилизация содержит комплексы задач: Выезд, Строевая записка, Оповещение, Сбор личного состава, Привлечение сил и средств.
Комплекс Выезд обеспечивает решение задач: Заявка, Обстановка, Передислокация, Техника, Корректировка техники.
Задача Заявка автоматизирует прием первичных и дополнительных сообщений о пожаре, формирование и корректировку проекта приказа на выезд подразделений пожарной охраны и пожарной техники. После обработки сообщения о пожаре на экран выводится проект приказа, в котором определены наиболее рациональный состав пожарной техники для тушения пожара на объекте и ее распределение по пожарным подразделениям гарнизона. При недостатке пожарной техники в боевом расчете на экран выдается сообщение об этом с указанием количества и типов недостающей техники.
Задача Обстановка обеспечивает автоматизацию регистрации всех работ, проводимых подразделениями при тушении пожара, получения справок по пожарам, фиксацию текущего времени работ, проводимых при тушении пожара, и ведение протокола событий. Диспетчер имеет возможность получить дополнительную информацию об объекте: его характеристику, конструктивные особенности, описание чердачных помещений, подвалов (кабельных тоннелей), о пожароопасных особенностях объекта, местах расположения ближайших гидрантов, сведения о наличии на объекте сильнодействующих ядовитых веществ и др.
Задача Техника предназначена для обработки информации о состоянии пожарной техники «ПТ» в гарнизоне, которая отображается на экране терминала по рубрикам: принадлежность к группе ПТ, состояние ПТ, ПТ в боевом расчете, ПТ на тушении пожара, ПТ на выезде, ПТ в резерве, распределение по типам и количеству ПТ в соответствии с рангом пожара, справка о ПТ по запросу.
Комплекс задач Оповещение обеспечивает подготовку отчетных справок для администрации, органов власти, управления и правоохранительных.
Комплекс задач Сбор личного состава обеспечивает формирование и отображение инструкций и необходимых планов организации сбора личного состава гарнизона при крупных пожарах, порядок формирования резерва, порядок действий подразделений по сигналам гражданской обороны.
Комплекс задач Объект обеспечивает выбор из баз данных необходимых сведений об объектах поиск по их основным характеристикам с использованием различных ключей, получение развернутой информации (текстовой и графической о планах пожаротушения на объектах, справки по основным производствам, зданиям, помещениям, а также исследования возможных путей распространения пожаров с оценкой степени их опасности.
Комплекс задач Водоисточники обеспечивает получение информации об основных водоисточниках (гидранты, водоемы) гарнизона, их адресной, объектовой и геодезической привязке, техническом состоянии и характеристиках.
Комплекс задач Службы жизнеобеспечения обеспечивает справочной информацией о службах технического жизнеобеспечения города, инструкциях по организации их работы при ликвидации пожара, функциональных обязанностях сотрудников этих служб.
Приведенные выше материалы показывают, что в конце 90-х годов произошел буквально прорыв в вопросах применения в ГПС цифровых информационных технологий. Дальнейшее развитие этих технологий несомненно связано с широким использованием локальных, региональных, ведомственных и глобальных компьютерных сетей и цифровых систем передачи данных, что позволит повысить качество информационного обеспечения ГПС, организовать дистанционное обучение, проведение конференций, применять АСПВБ в составе различного рода интегрированных систем безопасности объектов, в том числе построенных по новейшей технологии «Интеллектуальное здание». Поэтому в настоящем учебном пособии значительное внимание уделено изложению основ построения и функционирования систем телеобработки данных и систем телекоммуникаций.
В качестве основных направлений дальнейшего внедрения цифровых информационных технологий в ГПС МВД России целесообразно рассматривать следующие:
унификацию и интеграцию АРМов специалистов ГПС;
переход к решению оперативно-диспетчерских и иных управленческих задач с использованием сетевых решений на основе технологии открытых систем, при этом в качестве основного объекта разработки и внедрения информационных технологий должны рассматриваться подразделения ГПС;
повышение уровня и качества разработок на основе применения математических моделей, описывающих поведение объекта управления или изменения параметров среды.
- Информационные технологии управления в гпс
- 1. Общие сведения об информационных технологиях управления в гпс
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Этапы развития электронной вычислительной техники
- 1.3. Автоматизированная система пожаровзрывобезопасности высокорискового объекта
- 1.4. Особенности управления в условия недостаточности информации
- 1.5. Состояние информационных технологий в гпс
- 2. Системы телеобработки данных
- 2.1. Понятие о системах телеобработки
- 2.2. Организация передачи данных
- 2.3. Защита от ошибок
- 2.4. Модемы
- 2.5. Абонентские пункты систем телеобработки
- 3. Основы построения компьютерных сетей
- 3.1. Общие сведения о компьютерных сетях
- 3.2. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- 3.3. Сети передачи данных
- 3.4. Маршрутизация в сетях передачи данных
- 3.5. Протоколы сетей коммутации пакетов
- 3.6. Протоколы прикладного уровня
- 3.7. Сети ретрансляции кадров
- 3.8. Особенности цифровой обработки сигналов
- 3.9. Угрозы безопасности и способы защиты информации
- 4. Локальные компьютерные сети
- 4.1. Назначение и классификация локальных компьютерных сетей
- 4.2. Топология локальных компьютерных сетей
- 4.3. Физическая среда локальных сетей
- 4.4. Доступ абонентских систем к моноканалу
- 4.5. Типы локальных компьютерных сетей
- 5. Глобальные компьютерные сети
- 5.1. Корпоративные компьютерные сети
- 5.2. Мосты, шлюзы и маршрутизаторы
- 5.3. Межсетевые технологии и протоколы
- 6.1. Профессиональные подвижные системы радиосвязи
- 6.2. Системы персонального радиовызова
- 6.3. Подвижные системы сотовой радиосвязи
- 6.4. Спутниковые системы персональной связи
- 7. Перспективы развития информационных технологий в гпс
- 7.1. Сети передачи информации общего пользования
- 7.2. Сетевые технологии
- 7.3. Решения высокоскоростного абонентского доступа
- 7.4. Системы подвижной связи
- Перечень сокращений
- Литература
- Приложение
- Содержание
- 129366, Москва, ул. Б.Галушкина, 4
- Информационные технологии управления в гпс