logo
Информатика 1 курс 2 семестр (2)

Лекция 18. Разработка программного приложения.

План лекции:

Разработка программного приложения. Этап создания функционального интерфейса, визуальные компоненты, обеспечение взаимодействия пользователей и вычислительной системы. Свойства компонентов, свойства времени проектирования, динамические свойства, свойства "только для чтения". Этап программирования процедур обработки событий, возникающих при работе пользователя с приложением.

Краткий конспект лекции

После размещения на форме необходимых элементов управления задаются значения их свойств.

Основные свойства элементов управления

Свойство

Возвращает или устанавливает

Name

имя объекта

Caption,

либо Text

надпись, отображаемую в элементе управления, либо

текст, содержащийся в поле элемента управления

Font

шрифт текста (наименование, начертание, размер, цвет.)

Appearance

вид формы – плоский (Flat), либо объемный (3D)

Visible

режим визуализации объекта при выполнении программы

Enabled

режим доступа к объекту при выполнении программы.

Height,Width

геометрические размеры объекта (высота, ширина).

Left и Тор

координаты левого верхнего угла объекта, в области формы.

ToolTipText

текст в окне всплывающей подсказки

MousePointer

вид указателя мыши, когда он находится над объектом: (VbDefault, VbCross, VbHourglass, VbArrowQuestion и др.)

Picture

растровое изображение, отображаемое в объекте

При создании графического интерфейса приложения возможно использование следующих компонентов: StatusBar, Toolbar и ImageList.

Основное меню

Меню создается и редактируется при помощи Menu Editor (Редактор меню). Для создания меню надо сделать форму активной и выбрать команду меню Tools, Menu Editor или нажать кнопку Menu Editor на панели инструментов. В результате на экране отобразится диалоговое окно Menu Editor

По своей структуре меню состоит из заголовков меню верхнего и нижних уровней (до пяти уровней) и команд меню.

Элементы меню имеют набор свойств, например:

Контекстное меню

Контекстное меню содержит команды, доступные для объекта в момент нажатия правой кнопки мыши. Создается контекстное меню в редакторе меню, в виде заголовка верхнего уровня, например mnuСontext и команд меню. Чтобы команды контекстного меню не появлялись - в основном меню установите его свойство Visible=False. Для отображения контекстного меню в событии object_MouseUp используется метод popupMenu. Синтаксис:

object.PopupMenu mnuСontext, flags, x, у, boldcommand

Список изображений

Для размещения изображений на кнопках панели инструментов предназначен компонент ImageList (Список изображений). Чтобы добавить компонент на панель инструментов General выполните команду меню Project, Components, вкладка Controls и выберите Microsoft Windows Common Controls 6.0.

Компонент ImageList может хранить как растровые изображения, так и значки. Ссылка на конкретное хранящееся изображение осуществляется либо при помощи индекса, либо при помощи свойства Key.

Наполнение объекта ImageList рисунками можно делать на этапе конструирования, выбрав его свойство Custom. В появившемся диалоговом окне Property Pages на вкладке Images нажимайте InsertPicture и выбирайте файлы рисунков.

Панель инструментов

Панели инструментов содержат кнопки для выполнения команд, и как правило, дублируют наиболее часто используемые команды меню. Панель инструментов создается при помощи двух элементов управления: Toolbar и ImageList.

Объект Toolbar (Панель инструментов) обычно размещается в верхней части формы – свойство Align =VbAlignTop и наполняется кнопками (коллекция Buttons), свойство Style, которых может иметь значение:

Кроме того кнопки имеют свойства:

Наполнение объекта Toolbar кнопками можно делать на этапе конструирования, выбрав его свойство Custom. В появившемся диалоговом окне Property Pages на вкладке General, выберите имя объекта-источника ImageList. На вкладке Buttons нажмите InsertButton для добавления новой кнопки и введите значение в поле Image в соответствие с номером изображения в объекте ImageList

Программирование на Visual Basic является Событийно-Управяемым.

Обработка событий панели инструментов

Чтобы получить заготовку для набора кода выполните двойной щелчок на панели инструментов. Если кнопки панели инструментов дублируют команды меню, то необходимо связать соответствующие события, например:

Private Sub ToolBar1_ButtonClick(ByVal Button As MSComctlLib.Button)

On Error Resume Next

Select Case Button.Key

Case "New": mnuFNew_Click

Case "Open": mnuFOpen_Click

Case "Save": mnuFSave_Click

End Select

Err.Clear

End Sub

Обработка событий меню

Все пункты и команды меню имеют одно событие - Click. Чтобы получить заготовку для набора кода – щелкните по команде меню. Некоторые пункты меню могут иметь свойство Checked, в этом случае, в событии Click необходимо программно изменять значение свойства на противоположное, например:

Private Sub mnuVTbar_Click()

mnuVTbar.Checked = Not mnuVTbar.Checked

End Sub

Вопросы по данной теме:

  1. Перечислите основные свойства элементов управления.

  2. Какие компоненты используются для создания панели инструментов, меню?

  3. Как связать идентичные команды меню и панели инструментов..

Литература по теме:

  1. Информатика. Общий курс / Под ред. В.И. Колесникова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К; Наука-Пресс, 2008. - 400 с.

  2. Микрюков В.Ю. Алгоритмизация и программирование: Учебн. пос.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.