Объектно-ориентированное и визуальное программирование
Современные языки программирования являются объектно-ориентированными, что означает использование объектов при написании программного кода. Объекты являются экземплярами классов. Таким образом, объектно-ориентированное программирование (ООП) предполагает использование готовых и создание новых классов в программах.
Класс представляет собой тип данных, содержащий набор свойств, методов и событий, в отличие от обычного типа данных, определяющего только внутреннее представление значений переменных. Например, некоторый класс TPen, предназначенный для рисования, может иметь такие свойства как цвет, толщину линии, начертание линии (сплошная, пунктирная и т.п.), методы создания и удаления экземпляров класса, присвоения свойств другим экземплярам данного класса. Набор событий некоторого класса позволяет программировать необходимые действия, выполняющиеся при наступлении событий, например, при изменении свойства цвет объекта класса TPen, можно запрограммировать изменение начертания линий, определив, таким образом, для некоторого набора цветов, определенные начертания линий.
Способность класса содержать в себе свойства, методы и события называется инкапсуляцией. Принцип инкапсуляции в ООП позволяет скрыть от пользователя программную реализацию свойств и методов, оставляя только возможность их использования в классах.
Доступ к свойствам и методам класса реализуется через объекты данного класса по схеме: ИмяОбъекта.Свойство и ИмяОбъекта.Метод, таким образом, разные объекты могут иметь одинаковые свойства и использовать одни и те же методы.
Следующим принципом ООП является наследование, т.е. создание новых классов на основе имеющихся. Это позволяет использовать готовые свойства, методы и события, написанные ранее для одних классов другими классами. Например, оператор
Type TPencil = class(TPen)
Позволяет создать класс TPencil, наследующий все атрибуты класса TPen и обладающий собственными, выполняющими специфические действия, например, свойство, позволяющее рисовать линии переменной толщины.
Классы могут иметь методы с одинаковым названием, но их программная реализация может быть различна. Этот принцип ООП называется полиморфизмом. Например, оба класса TPencil и TPen имеют метод Assign - присвоения свойств другим экземплярам, но поскольку набор свойств у данных классов может быть разным, то и процедуры присвоения свойств будут разными.
ООП позволяет программистам создавать приложения, используя готовые классы, и это хорошо. Но современные языки программирования еще и визуальные, например, Visual Basic. Визуальная среда разработки включает редактор программного кода, отладчик, конструктор форм и называется также интегрированной средой разработки IDE (Integrated Development Environment). Конструктор форм позволяет использовать готовые компоненты, например, форму, кнопку, надпись, поле, флажок, переключатель и т.п., что значительно упрощает и ускоряет создание приложения. Такие средства разработки приложений называют RAD (Rapid Application Development).
Вопросы по данной лекции:
Перечислите процедурные и декларативные языки программирования.
Перечислите парадигмы ООП.
Что позволяют средства RAD?
Литература по теме:
Информатика. Общий курс / Под ред. В.И. Колесникова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К; Наука-Пресс, 2008. - 400 с.
Литвиненко Т.В. Visual Basic 6.0: Уч. пособие. - М.: Горячая линия -Телеком, 2001. - 140 с.
Якушева Н.М. Visual Basic для студентов. - М.: Радио и связь, 2001. - 232 с.
- Тема 1. Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации Лекция 1. Понятие данные и информация
- Свойства информации
- Качества информации
- Лекция 2. Представление информации в компьютере.
- Кодирование графических данных
- Кодирование звуковых данных
- Формула Шеннона
- Лекция 3. Информационно-логические основы построения пк
- Законы логических операций
- Логические элементы эвм
- Cумматор (p0 – перенос разряда из предыдущей операции суммирования)
- Тема 3. Технические средства реализации информационных процессов Лекция 4. Классификация эвм. Тенденции развития вычислительной техники. Архитектура эвм.
- Типы компьютеров:
- Типы компьютерных систем
- Многопроцессорные системы
- Архитектура пк
- Лекция 5. Состав и назначение основных узлов персонального компьютера. Их характеристики
- Микропроцессор
- Лекция 6. Устройства передачи данных в пк. Виды памяти пк. Устройства ввода/вывода информации в пк
- Виды памяти пк. Назначение и основные характеристики
- Внутренняя память пк
- Внешняя память пк
- Устройства ввода информации в компьютер
- Устройства вывода информации из компьютера
- Файловые системы
- Лекция 8. Текстовые редакторы и процессоры, интерфейс, типовые операции. Графические редакторы и демонстрационные программы
- Лекция 9. Электронные таблицы. Специализированные программные средства и системы программирования.
- Тема 4. Основы защиты информации и сведений, методы защиты информации Лекция 10. Защита информации. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Архивация, методы сжатия. Методы шифрования.
- Основные источники вирусов:
- Основные ранние признаки заражения компьютера вирусом:
- Антивирусные программы
- Различают типы антивирусных программ:
- Алгоритмы сжатия информации без потерь (обратимые методы)
- Алгоритмы сжатия информации с потерями (необратимые методы)
- Тема 5. Базы данных Лекция 11. Методы шифрования базы данных и субд. Реляционные базы данных.
- Тема 6. Алгоритмизация и программирование Лекция 12. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Языки программирования.
- Лекция 13. Объектно-ориентированный подход к программированию.
- Тема 7. Программное обеспечение и технологии программирования Лекция 14. Технологии программирования и принципы разработки программного приложения
- Тема 8. Языки программирования высокого уровня Лекция 15. Эволюция и классификация языков программирования
- Языки программирования низкого уровня
- Машинный язык
- Assembler (Ассемблер)
- Языки программирования высокого уровня
- Basic (Бейсик)
- Fortran (Фортран)
- Cobol (Кобол)
- Pascal (Паскаль)
- Объектно-ориентированное и визуальное программирование
- Лекция 16. Программирование на языке visual basic
- Операции Visual Basic
- Вызов функций и процедур
- Область видимости переменной
- Время жизни переменной
- Лекция 17. Среда разработки приложений visual basic.
- Интегрированная среда разработки приложений Visual Basic
- Компоненты рабочей среды
- Панель элементов управления
- Лекция 18. Разработка программного приложения.
- Лекция 19. Компиляция и выполнение проекта План лекции:
- Тема 9. Модели решения функциональных и вычислительных задач Лекция 20. Моделирование объектов и систем
- Тема 10. Локальные и глобальные сети эвм Лекция 21. Локальные сети эвм
- Типы локальных сетей
- Архитектура (Топология) лвс
- Сетевой кабель
- Сравнение кабелей
- Назначение платы сетевого адаптера
- Администрирование сети
- Лекция 22. Глобальные сети эвм
- Расширение локальных сетей
- Передача данных по сети
- Беспроводные сети
- Семейство протоколов tcp/ip