Игра «От сумы да от тюрьмы...»
Ведущий: «Давайте вообразим себе ситуацию, когда вам придется выбирать между тюрьмой и сумой – не в прямом смысле, конечно, а в тренинговом. Передо мной на столике вперемешку лежат карточки, на части из которых – символическое изображение тюремной решетки, а на другой изображение протянутой руки нищего. Вам нужно выбрать либо ту, либо другую карточку. Каков же будет у нас смысл этой альтернативы? Сейчас разъясню.
Но прежде немного пофилософствуем. Как бы парадоксально это ни звучало, но каждый из нас практически в любой момент жизни является нищим, ожидающим подаяния, и подсудимым, ожидающим приговора. Нищим – потому что нам почти всегда не хватает признания наших заслуг и достоинств, и мы хотели бы получить «поглаживания» от окружающих в форме комплиментов, восхищения, разнообразных знаков внимания, подчеркивающих нашу значимость. Кто-то «нищ» постоянно и все время «ходит с протянутой рукой», добиваясь признания, похвалы, чтобы держать свою самооценку на уровне. Кто-то лишь изредка испытывает потребность в подтверждении своей значимости. А почему – подсудимым? Потому что живя среди людей мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают определенное отношение к нам со стороны наших партнеров по общению – положительное, отрицательное, иногда индифферентное. И в этом смысле – любое наше деяние ожидает какой-то приговор. Разница между нищим и подсудимым в том, что первый сознательно ищет положительных оценок, а второй готов получить и отрицательный приговор.
В нашей игре человек, выбравший карточку нищего, обеспечивает себе право на три «подаяния». То есть он может обратиться к любым трем членам группы и услышать от каждого, какими главными достоинствами он, по их мнению, обладает. Всякая критика и даже намек на недостатки «нищего» исключаются – ведь даже уличный попрошайка желает увидеть в своей шапке банкноту, а не булыжник.
Человек, выбравший карточку подсудимого, должен быть готов предстать перед судом и не тешить себя надеждой выслушивать исключительно дифирамбы. Но зато в отличие от «нищего» он может получить правдивую информацию обо всех и позитивных, и негативных – своих качествах.
Более подробно о процедуре суда ведущий не распространяется и предлагает каждому сделать свой выбор. Эта часть упражнения является во многом диагностикой: она четко разделяет тех, кто готов пойти на риск отрицательных оценок, и тех, кому спокойнее выслушать хвалебные оды. Дабы избежать конформистских тенденций, лучше, чтобы каждый участник совершал выбор индивидуально и тайно от других. Как сложится ситуация в каждой конкретной группе, предугадать сложно: может оказаться, что большинство участников предпочтут стать «нищими», но не исключено, что почти все готовы будут «пойти под суд».
— Итак, выбор сделан всеми. Теперь прошу встать тех, кто выбрал нищенскую суму... Спасибо. А теперь тех, кто предпочел скамью подсудимых... Спасибо. Начнем с «нищих». Пусть каждый по очереди выберет троих членов группы и попросит у них «подаяние».
Начинать с «нищих» представляется более разумным в любом случае. Нужно учитывать, что при наличии большого числа «подсудимых» не все из них смогут предстать перед судом – на это может просто не хватить времени. Получение «подаяния нищими» проходит быстрее, и все они получат свою долю «поглаживаний».
Когда сбор «подаяний» закончится, ведущий объясняет дальнейшую процедуру – суд – и предупреждает, что на скамье подсудимых успеют побывать только три человека. Если желающих больше, то можно сначала выбрать прокурора, адвоката и трех судей. Эти пять человек выбираются независимо от того, кто они – «нищие» или «подсудимые». Они и определяют того, кто первым предстанет перед судом. Оставшаяся часть группы делится на «свидетелей обвинения» и «свидетелей защиты». Процедуру этого деления можно организовать, например, таким образом: «прокурор» и «адвокат» поочередно выбирают членов своей команды. В конце концов все участники группы получают свою роль в этой игре. С начала суда у ведущего – функции независимого арбитра и секретаря.
Всем трем сторонам – «обвиняющей», «защищающей» и «судящей» – дается 15 минут на подготовку, включающую в себя необходимую расстановку мебели, создание соответствующего «судебного» антуража и продумывание содержания выступлений. Вполне естественным и оправданным представляется включение в игру некоторых псевдоюридических формальностей, таких, например, как: команда секретаря «Встать, суд идет!», обращение друг к другу подчеркнуто вежливо и на «вы», клятва выступающих на Библии говорить правду и только правду и т.п.
«Главный судья» сначала предоставляет слово «прокурору». Тот в своей речи требует признания «подсудимого» виновным, апеллируя к реальным (это важно!) фактам проявления им отрицательных качеств во время работы группы. Затем выступает «адвокат», пытаясь опровергнуть обвинения и покачать «подсудимого» в лучшем свете.
После этого поочередно выступают «свидетели» обвинения и защиты. Следует заранее договориться о регламенте, допустим, выступления ограничить двумя минутами. «Судьи», «прокурор» и «адвокат» могут задавать вопросы свидетелям.
Ведущему следует внимательно следить за ходом судебного процесса, чтобы прервать его в момент, предшествующий падению накала и соответственно интереса к игре. Пусть лучше не все еще будет сказано, что хотелось, чем участники почувствуют скуку. Прервать процесс ведущий может, сообщив судьям в роли секретаря о том, что время, отведенное на процесс, истекает. Тогда предоставляется последнее слово «подсудимому», в котором он вправе выразить согласие или несогласие с выдвинутыми против него обвинениями, а возможно, и с мнением защиты. Судьи удаляются на пятиминутное совещание для вынесения приговора, в котором могут быть лишь две формулировки: виновен или невиновен. Судьям нужно решить, какая сторона – прокурорская или адвокатская – оказалась более убедительной и каких качеств – положительных или отрицательных – обнаружилось в «подсудимом» больше.
Следующий судебный процесс проходит аналогично. При желании можно заменить состав суда, но это необязательно. Бывший «подсудимый» примыкает к обвиняющей или защищающей стороне по своему желанию.
Суд может проходить так увлекательно и азартно, что время пролетает незаметно, и иногда имеет смысл не устраивать новых судилищ, а отложить их на другой день, чтобы не перегружать занятие. Но в любом случае нужно провести обсуждение всей игры «От сумы да от тюрьмы...» и предоставить всем участникам возможность отрефлексировать свои мысли и эмоции не только по поводу суда, но и по поводу «сбора подаяний».
Трудно ли было сделать выбор между «нищенством» и «тюрьмой»?
Как прогнозировали участники результаты выбора в группе?
Почему ты предпочел именно такой выбор?
Сложно ли было «просить подаяния»?
Понравилось ли их получать? Почему?
Хотел бы ты сам оказаться на скамье подсудимых?
Как ощущаешь себя в роли «обвинителя»? «Защитника»?
Трудно ли было на суде в открытую обсуждать человека?
Удалось ли тебе быть искренним во время этого обсуждения?
Каково быть «подсудимым»? И т.п.
Игра может дать всем участникам очень многое. Несмотря на некоторую гротескность игровых процедур и комическую бутафорию содержание разговора на суде очень серьезно речь идет о личностных характеристиках конкретного человека, которому бывает нелегко проходить огонь, воду и медные трубы такого судебного процесса. В то же время остальные участники учатся быть искренними и деликатными, сопереживать и давать поддержку, разбираться в себе и своих чувствах.
- Психология онлайн покера
- Игра «Встречают по одежке»
- Игра «Ближе – Дальше» Цели игры:
- Игра «Скрытый мотив»
- Примеры текстов карточек:
- Игра «Министры и конструкторы» Цель игры:
- Игра «Семейный совет»
- Упражнение «Понятие Карьеры»
- Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»
- Правила обсуждения
- Дискуссия на тему занятия
- Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»
- Дискуссия на тему занятия
- Инструкции участникам:
- Обсуждение и форум.
- Игра «Белые маги – Черные маги»
- Бланк для игры «Белые маги – Черные маги»
- Тест на продавца «Продать ручку»
- Вариант №1.
- Несколько инструкций для интервьюера:
- Вариант №2.
- Упражнение «Повышение и увольнение»
- Упражнение «Переводчик»
- Пример текста:
- Упражнение «Фильтр»
- Примеры карточек (Тема «Организации»):
- Игра «Узкий мостик»
- Игра «Берлинская стена»
- Игра «Лабиринт»
- Деловая игра «Интервью при устройстве на работу»
- Упражнение «Последний герой»
- Ход упражнения:
- Задание:
- Обсуждение:
- Психодиагностическое упражнение «Самохарактеристика»
- Упражнение «Стена»
- Упражнение «Рекламный ролик»
- Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»
- Порядок действий:
- Упражнение для менеджеров по продажам «Трудный клиент»
- Порядок действий:
- Упражнение для менеджеров по продажам «Голоса»
- Ролевая игра для продавцов «Сумасшедший башмачник»
- Синие флотские форменные ботинки
- Серые кроссовки
- Коричневые Башмаки
- Оранжевые резиновые сапоги
- Розовые тапочки
- Пурпурные наездничьи сапоги
- Деловая игра «Жалоба»
- Порядок проведения игры:
- В ходе игры:
- Упражнение для менеджеров по продажам «Слушайте в два раза больше, чем говорите»
- Игра «Машина с характером»
- Этапы игры:
- Обсуждение игры:
- Варианты:
- Игра «От сумы да от тюрьмы...»
- Ролевая игра «Волк и 7 козлят»
- Упражнение «Вавилонская башня»
- Игра «Сессия»
- Игра «20 000 дней»
- Игра «Двойки-пятерки»
- Игра «Аукцион ценностей»
- Ролевая игра «Съемки фильма»
- Игра «Катастрофа в пустыне»
- Деловая игра «Конфликт на промышленном предприятии»
- Упражнение «Конфликт нападающего и защищающегося»
- Упражнение «Самосуд»
- Игра «Электрический стул»
- Деловая игра «Кадровый вопрос»
- Инструкция:
- Комментарий и рекомендации:
- Игра «Путешествие на воздушном шаре»
- Деловая игра «Золотые орехи»
- Роль №1 Золотые орехи Фирма «Пилл» История
- Проблема
- Роль № 2 Золотые орехи внии «Химзащита» История
- Проблема
- Упражнение «Телефакс»
- Ролевая игра «Распределение сердец»
- Организационная игра «Адские башни»