Общие вопросы телемедицины
Сегодня медицинские специалисты объединяются с помощью современных технологических средств в единую виртуальную систему – всемирный распределенный медицинский интеллект, доступ к которому может получить практически каждый человек. Достижения медицины, телекоммуникаций и информатики, образующие эту виртуальную систему, составляют предмет нового направления – телемедицины.
Телемедицина — это прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных телекоммуникационных технологий. Reid (1996) дал такое определение телемедицине: "Применение телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией и обеспечение медицинских услуг минуя географические, временные, социальные и культурные барьеры".
Рассмотрим историю развития телемедицинских технологий.
Первые шаги в дистанционной медицине в России относятся к 70 годам, когда в основном осуществлялась передача ЭКГ на расстоянии в специальные консультативные центры.
Первые видеоконсультации в Российской Федерации прошли в 1995 году в Российской Военно-медицинской Академии (г. Санкт-Петербург).
С 1997 года в России реализуется общероссийская система видеоконференций в консультативных целях "Москва-регионы России", которая объединяет Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева РАМН, НИИ педиатрии и детской хирургии, Российский научный центр хирургии и ряд других медицинских центров.
В 1998 году началосьприменение телемедицинских технологий в обучении и повышении квалификации.
В 1999 году создана московская корпоративная телемедицинская сеть, объединяющая 32 медицинских учреждения.
2000-2001 год - проведение выездных коллегий Минздрава России с применением телемедицинских технологий.
2001 - интеграция Российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством.
На сегодняшний день функционирует общедоступная телемедицинская сеть обеспечивающая телеконсультации и дистанционное обучение для население и врачей различных регионов России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ростове на Дону, Саранске, Смоленске, Ставрополе, Тюмени, Улан-Удэ, Якутске, Владивостоке, Новосибирске, Архангельске, Воронеже, Саратове, и др.
Наиболее привлекательным достоинством телемедицины является приближение высококвалифицированной и специализированной консультативной помощи в районные центры здравоохранения с минимальными затратами и параллельное клиническое обучение врачей.
В целом, можно выделить следующие направления телемедицины в практическом здравоохранении:
начальная оценка состояния пациента в экстренных случаях для согласования лечения, стабилизации или решения вопросов транспортировки;
руководство действиями среднего медицинского персонала в случае отсутствия врача локально;
единовременные или длительные указания по оказанию специализированной помощи при отсутствии специалиста локально;
консультации, включая консилиумы;
мониторинг и отслеживание состояния пациентов, находящихся в критическом состоянии, а также хронически больных;
использование информации и опыта других клиник для ведения и лечения пациента со специфическими заболеваниями и состояниями.
С появлением Internet реализация метода "накопление-передача" упростилась. Появились электронные доски объявлений, форумы и чаты, где можно пообщаться с коллегами.
- Медицинская информатика занятие №1 Введение в медицинскую информатику
- Понятие о медицинской информатике
- История компьютеризации отечественного здравоохранения
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №2 Классификация медицинских информационных систем. Автоматизированные системы управления лечебно-профилактическим учреждением.
- Классификация медицинских информационных систем
- Автоматизированные системы управления лечебно - профилактическим учреждением
- Задание 1
- Задание 2
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №3 Автоматизированное рабочее место врача: аппаратное обеспечение. Медицинские приборно-компьютерные системы.
- Автоматизированное рабочее место врача
- Медицинские приборно-компьютерные системы
- Мпкс для лучевой диагностики
- Мониторные системы
- Системы управления лечебным процессом
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №4 Организация автоматизированного рабочего места врача. Системы управления базами данных.
- Организация автоматизированного рабочего места врача
- Системы управления базами данных
- Занятие №5 Автоматизированное рабочее место врача: программное обеспечение. Специализированные медицинские прикладные программы
- Основные представления о специализированных медицинских прикладных программах
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №6 Особенности и общие принципы статистического анализа биомедицинских данных
- Особенности анализа биомедицинских данных
- Программные средства анализа данных
- Основные принципы обработки информации при помощи табличного процессора Microsoft Excel
- Задание 1
- Порядок выполнения задания
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №7 Медицинские ресурсы глобальной сети Internet
- Общие сведения о глобальной сети Internet
- Принципы поиска информации в Internet
- Медицинские ресурсы Internet
- Задание 1
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №8 Телемедицина: современное состояние и перспективы развития
- Общие вопросы телемедицины
- Телемедицинские центры
- Задание 1
- Задание 2
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №9 Медицинская информатика и автоматизированные системы управления здравоохранением – итоговое занятие
- Вопросы для контроля знаний
- Литература для самоподготовки
- Русскоязычные периодические издания
- Медицинские высшие учебные заведения
- Научно-исследовательские учреждения
- Базы патентной информации
- Библиографическая медицинская база данных medline
- Русскоязычные телемедицинские ресурсы
- Популярные российские медицинские ресурсы
- Международные телемедицинские рессурсы
- Электронные адреса некоторых журналов