Общие сведения о глобальной сети Internet
Любой человек, который ведет созидательную работу, имеет свою информацию. Рано или поздно возникает необходимость обменяться результатами своего труда с коллегами, обсудить те или иные вопросы, получить консультации. Сегодня наиболее перспективным решением этой проблемы является использование компьютерных коммуникаций.
Компьютерные коммуникации – объединение компьютеров в единую систему.
Компьютерная сеть – группа компьютеров, подключенных друг к другу или к центральному серверу так, чтобы они могли передавать между собой информацию и совместно использовать различные ресурсы.
Основные виды сетей:
локальная сеть - объединяет компьютеры в пределах ограниченного территориального пространства - комнаты, отдела, здания;
региональная сеть - объединяет компьютеры в пределах административной территории;
глобальная сеть – охватывает страны, континенты.
Наиболее известной глобальной сетью является Internet
Важно отметить, что в настоящее время Internet служит не только (и не столько) для решения профессиональных и учебных задач, но и для общения, получения информации развлекательного и познавательного характера, коммерческой деятельности.
Глобальная компьютерная сеть Internet представляет собой (в упрощенном виде) совокупность компьютеров, соединенных между собой каналами связи. Каждый компьютер (узел) в Internet имеет уникальный адрес вида: ххх.ххх.ххх.ххх, где ххх — числа от 0 до 255. Этот адрес называют IP-адресом (Internet Protocol Address). IP-адресу соответствует «словесный» адрес - доменное имя. Доменная система адресации имеет ряд очевидных преимуществ: адреса легче запоминаются, несут определенную смысловую нагрузку, одному компьютеру можно присвоить несколько разных имен.
В ключевых узлах сети есть программы-маршрутизаторы, которые направляют запрос клиента по нужному адресу, где специальная программа-сервер обрабатывает запрос и отправляет назад нужную информацию.
Компьютер клиента должен быть снабжен соответствующими аппаратными и программными средствами. Первые чаще всего представлены модемом или сетевой картой (если компьютер входит в локальную сеть). Ассортимент вторых весьма широк и позволяет реализовать работу с различными сервисами Internet. Рассмотрим наиболее популярные сервисы Internet.
E-mail — электронная почта. Это первый и остающийся до настоящего время одним из самых популярных сервисов Internet. Он представляет собой типичный сервис отложенного чтения. Адресат получает ваше сообщение на свой компьютер через какой-то, возможно достаточно длительный промежуток времени, и читает сообщение тогда, когда ему будет удобно. E-mail очень похож на обычную бумажную почту. Однако электронная почта имеет одно серьезное и очевидное преимущество перед обычной почтой. Это скорость. Например, сообщение на другой материк будет идти не несколько дней, или недель, а всего несколько минут или даже секунд в зависимости от качества связи. Электронная почта имеет преимущества и перед телефонной связью. Свое сообщение вы отправляете когда удобно. И адресат отвечает тогда, когда это удобно ему. Для обмена информацией не требуется одновременного подключения компьютеров к Internet.
Адрес электронной почты — это имя, однозначно идентифицирующее электронный почтовый ящик, куда направляется сообщение по электронной почте. В Internet принят следующий вид адреса: имя_пользователя@доменное_имя. Например, sergey@yandex.ru. Доменное имя говорит о том, на каком сервере расположен почтовый ящик. Имя пользователя принято называть логином. Передовать по электронной почте можно как текстовые сообщения, так и прикрепленные файлы (Attachment).
Работа с электронной почтой осуществляется в режиме off-line при помощи особых почтовых программ, например, Microsoft Outlook. Однако возможно использование почты при помощи браузера в on-line режиме
Usenet — сетевые новости. Это глобальная система телеконференций (или доска объявлений), отсортированная по темам, через которую миллионы людей во всем мире обмениваются информацией. Принцип распространения, в отличие от электронной почты, — от одного адресата ко многим. Сообщение, посланное одним человеком, попадает на компьютеры всех узлов, подключенных к данной эхо-конференции. Тематических конференций существует великое множество. В каждой эхо-конференции есть человек — модератор, который следит за выполнением правил работы.
WWW (World Wide Web – всемирная паутина) — система гипертекста. Самый популярный сервис Internet. Более половины потока данных в сети приходится на него. Собственно этот сервис и сделал развитие Internet очень быстрым. Это средство работы с информацией настолько завоевало сеть, что многие люди не используют никаких других сервисов при работе в Internet. Основа WWW — гипермедийный документ, т. е. документ, в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки организованы таким образом, что любой информационный ресурс в Internet адресуется однозначно. Причем, пользователь работает со всеми информационным ресурсами Internet, как с единым целым. Ссылки на информационные ресурсы Internet (например, http://www.belmednet.com/healthcare/article.htm) организованы следующим образом. Первая часть адреса (http://) является идентификатором ресурса и обозначает используемый протокол. Следующая часть адреса указывает на расположение ресурса. Эту часть можно разделить на две. Первой частью является доменное имя компьютера (в рассматриваемом примере -www.belmednet.com). Это уникальное имя компьютера, на котором расположен искомый документ. Другая часть (/healthcare/article.htm) указывает имя или местоположение ресурса на данном сервере. По существу, это путь в файловой системе диска сервера к Web-документу, представляющему собой обычный файл.
Так как ссылки WWW указывают не только на документы специфичные для этого сервиса, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Internet, система WWW играет интегрирующую роль.
Для работы с WWW используются специальные программы – браузеры. Наибольшее распространение получил Internet Explorer, входящий в стандартную поставку Microsoft Windows.
FTP — это протокол передачи файлов (File Transfer Protocol) и в то же время это сервис, позволяющий организовывать доступ к файловым архивам. Программа для работы с ними называется FTP-клиент и позволяет копировать файлы с удаленного компьютера на локальный и наоборот.
IRC (Internet Relay Chat) — чат реального времени. Пользователи присоединяются к одному из каналов тематических групп и участвуют в разговоре, который ведется путем набора текста. Синхронизация узлов IRC позволяет, подключившись к одному из них, участвовать во всей сети IRC. Такой сервис позволяет обсуждать какую-либо проблему нескольким людям и напоминает телефонную конференц-связь. Сейчас имеется практическая реализация подобного сервиса на WWW-серверах. Это чат-комнаты (chat-room).
ICQ — lnternet-пейджинг. Принцип системы таков. Каждый зарегистрированный пользователь имеет программу-клиент ICQ. При подключении к Internet эта программа соединяется со специальным сервером и сообщает о том, что пользователь находится в режиме включения on-line. Ключевое понятие "контактный лист” (Contact List) — это список, в котором содержатся номера ваших собеседников. Он находится у вас на компьютере. Подключившись к серверу, ICQ сообщает о вашем присутствии в Internet и тут же узнает, кто из ваших адресатов находится в данный момент в режиме on-line. Статус собеседника сразу отображается в программе. Если пользователь находится в Internet, вы можете обмениваться с ним сообщениями, которые передаются почти мгновенно.
Telnet — удаленный доступ. Это программа, обеспечивающая терминальный доступ к удаленным компьютерам. Она позволяет входить на другой компьютер и запускать там программы, что означает, по сути дела, работу на удаленном компьютере. Для соединения надо знать адрес компьютера, пароль и порт, к которому необходимо присоединяться.
IР-телефония. IPPhone — компьютерный телефон, работающий через Internet. Используя компьютер, оснащенный аудиокартой, микрофоном, колонками и специальной программой, можно вести обычный разговор посредством сети Internet. При современных скоростях качество связи соответствует телефонному. Вы можете поговорить с человеком, который использует подобный комплект для связи, находясь в любой точке планеты, а оплачивать будете только услуги доступа в Internet. Если вы используете скоростное соединение с Internet, то, добавив к комплекту простейшую видеокамеру, можно работать в режиме видеоконференции.
- Медицинская информатика занятие №1 Введение в медицинскую информатику
- Понятие о медицинской информатике
- История компьютеризации отечественного здравоохранения
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №2 Классификация медицинских информационных систем. Автоматизированные системы управления лечебно-профилактическим учреждением.
- Классификация медицинских информационных систем
- Автоматизированные системы управления лечебно - профилактическим учреждением
- Задание 1
- Задание 2
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №3 Автоматизированное рабочее место врача: аппаратное обеспечение. Медицинские приборно-компьютерные системы.
- Автоматизированное рабочее место врача
- Медицинские приборно-компьютерные системы
- Мпкс для лучевой диагностики
- Мониторные системы
- Системы управления лечебным процессом
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №4 Организация автоматизированного рабочего места врача. Системы управления базами данных.
- Организация автоматизированного рабочего места врача
- Системы управления базами данных
- Занятие №5 Автоматизированное рабочее место врача: программное обеспечение. Специализированные медицинские прикладные программы
- Основные представления о специализированных медицинских прикладных программах
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №6 Особенности и общие принципы статистического анализа биомедицинских данных
- Особенности анализа биомедицинских данных
- Программные средства анализа данных
- Основные принципы обработки информации при помощи табличного процессора Microsoft Excel
- Задание 1
- Порядок выполнения задания
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №7 Медицинские ресурсы глобальной сети Internet
- Общие сведения о глобальной сети Internet
- Принципы поиска информации в Internet
- Медицинские ресурсы Internet
- Задание 1
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №8 Телемедицина: современное состояние и перспективы развития
- Общие вопросы телемедицины
- Телемедицинские центры
- Задание 1
- Задание 2
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие №9 Медицинская информатика и автоматизированные системы управления здравоохранением – итоговое занятие
- Вопросы для контроля знаний
- Литература для самоподготовки
- Русскоязычные периодические издания
- Медицинские высшие учебные заведения
- Научно-исследовательские учреждения
- Базы патентной информации
- Библиографическая медицинская база данных medline
- Русскоязычные телемедицинские ресурсы
- Популярные российские медицинские ресурсы
- Международные телемедицинские рессурсы
- Электронные адреса некоторых журналов