logo
4 семестр

Свойства.

Помимо полей и методов в объектах существуют свойства. При работе с объектом свойства выглядят как поля: они принимают значения и участвуют в выражениях. Но в отличие от полей свойства не занимают места в памяти, а операции их чтения и записи ассоциируются с обычными полями или методами. Это позволяет создавать необходимые сопутствующие эффекты при обращении к свойствам. Например, в объекте Reader присваивание свойству Active значения True вызовет открытие файла, а присваивание значения False — закрытие файла. Создание сопутствующего эффекта (открытие или закрытие файла) достигается тем, что за присваиванием свойству значения стоит вызов метода.

Объявление свойства выполняется с помощью зарезервированного слова property, например:

type

TDelimitedReader = class

...

FActive: Boolean;

...

// Метод записи (установки значения) свойства

procedure SetActive(const AActive: Boolean);

property Active: Boolean read FActive write SetActive; // Свойство

end;

Ключевые слова read и write называются спецификаторами доступа. После слова read указывается поле или метод, к которому происходит обращение при чтении (получении) значения свойства, а после слова write — поле или метод, к которому происходит обращение при записи (установке) значения свойства. Например, чтение свойства Active означает чтение поля FActive, а установка свойства — вызов метода SetActive.

Обращение к свойствам выглядит в программе как обращение к полям:

var

Reader: TDelimitedReader;

IsOpen: Boolean;

...

Reader: TDelimitedReader.Create;//Обязательное обращение к конструктору перед обращением к полю или свойству.

Reader.Active := True; // Эквивалентно Reader.SetActive(True);

IsOpen := Reader.Active; // Эквивалентно IsOpen := Reader.FActive

Если один из спецификаторов доступа опущен, то значение свойства можно либо только читать (задан спецификатор read), либо только записывать (задан спецификатор write).