logo
4 семестр

Конструкторы и деструкторы.

Конструктор выделяет память для объекта, а деструктор осуществляет очистку полей и освобождение памяти. Действия по инициализации и очистке полей специфичны для каждого конкретного класса объектов. По этой причине язык Delphi позволяет переопределить стандартный конструктор Create и стандартный деструктор Destroy для выполнения любых полезных действий. Можно даже определить несколько конструкторов и деструкторов (имена им назначает сам программист), чтобы обеспечить различные процедуры создания и разрушения объектов.

Объявление конструкторов и деструкторов похоже на объявление обычных методов с той лишь разницей, что вместо зарезервированных слов function и procedure используются слова constructor и destructor.

type

TDelimitedReader = class

// Конструкторы и деструкторы

constructor Create(const FileName: string; const ADelimiter: Char = ';');

destructor Destroy; override;

...

end;

Конструктор применяется к классу или к объекту. Если он применяется к классу,

Reader := TDelimitedReader.Create('MyData.del', ';');

то выполняется следующая последовательность действий:

в динамической памяти выделяется место для нового объекта;

выделенная память заполняется нулями. В результате все числовые поля и поля порядкового типа приобретают нулевые значения, строковые поля становятся пустыми, а поля, содержащие указатели и объекты получают значение nil;

затем выполняются заданные программистом действия конструктора;

ссылка на созданный объект возвращается в качестве значения конструктора. Тип возвращаемого значения совпадает с типом класса, использованного при вызове (в нашем примере это тип TDelimitedReader).

Если конструктор применяется к объекту,

Reader.Create('MyData.del', ';');

то конструктор выполняется как обычный метод. Другими словами, новый объект не создается, а происходит повторная инициализация полей существующего объекта. В этом случае конструктор не возвращает никакого значения. Далеко не все объекты корректно себя ведут при повторной инициализации, поскольку программисты редко закладывают такую возможность в свои классы. Поэтому на практике повторная инициализация применяется крайне редко.

Деструктор уничтожает объект, к которому применяется:

Reader.Destroy;

В результате выполняется заданный программистом код завершения;

освобождается занимаемая объектом динамическая память.

В теле деструктора обычно должны уничтожаться встроенные объекты и динамические данные, как правило, созданные конструктором.

Как и обычные методы, деструктор может иметь параметры, но эта возможность используется редко.