3. Цели и основные задачи политики информатизации судов и системы Судебного департамента
Формирование и претворение в жизнь политики информатизации Судебного департамента требует четкого определения целей в информационной сфере, стратегических задач их достижения, а также выбора комплекса мер, реализующих эти задачи. Эта политика должна отражать интересы Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, мировых судей, органов судейского сообщества России и системы Судебного департамента.
Политика информатизации Судебного департамента формируется в контексте основных целей и задач, поставленных перед судебными органами Конституцией РФ с учетом государственной информационной политики, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России. Она должна определить основные направления деятельности судебных органов по их участию в становлении информационного общества в России и формировании мирового информационного сообщества для обеспечения международного сотрудничества, установления связей с государственными и иными организациями, в том числе иностранными. Деятельность по этим направлениям имеет целью повысить эффективность судебной власти, чья деятельность направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информатизацией судов и системы Судебного департамента понимается процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей судов и органов Судебного департамента в информации и оснащении новыми технологиями сбора, обработки и представления данных. Этот процесс организуется с целью укрепления самостоятельности судебной власти и независимости судей, повышения эффективности их деятельности, а также реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления и юридических лиц в судебной сфере.
Политика информатизации судов будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер.
Реализация целей и задач политики информатизации при комплексном подходе осуществляется посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы судов и системы Судебного департамента, включая научно-техническую и образовательную сферы:
-система формирования и использования судебных информационных ресурсов в рамках единой информационной инфраструктуры судов и органов Судебного департамента (далее - Единой информационной инфраструктуры судов);
-научно-технический и производственный потенциал Судебного департамента, необходимый для формирования Единой информационной инфраструктуры судов;
-правовая база информационных отношений в судебной сфере;
-система подготовки и переподготовки кадров для работы в условиях информационного общества;
-сегменты рынка компьютерных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг для судов и органов Судебного департамента;
-объекты международного сотрудничества судейского сообщества;
-система обеспечения информационной безопасности Единой информационной инфраструктуры судов.
Под Единой информационной инфраструктурой судов (ЕИИС) понимается совокупность взаимосвязанных комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов, доступных судам и органам Судебного департамента, а также специалистов, оснащенных соответствующими технологиями автоматизированного решения задач судопроизводства и делопроизводства в судах, задач организационного, нормативно-правового, ресурсного, программно-технического обеспечения деятельности судов и технологиями дистанционного обучения кадров.
Основными общесистемными задачами ЕИИС являются:
- обеспечение сбора информации для судов по вопросам судебного разбирательства от первоисточников в электронной форме;
подготовка, согласование, изготовление и передача информации в электронной форме, поддерживающих и регистрирующих документы судопроизводства по единым правилам во всех инстанциях;
- организация внутреннего и внешнего электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов);
систематизация архивного хранения электронных документов по единым правилам хранения, поиска и использования в системе федеральных судов общей юрисдикции, аппаратах мировых судей и органах Судебного департамента;
информационная поддержка принятия решений председателей судов и руководства департамента;
сбор и обработка судебной статистики;
передача и обработка электронных данных в сферах организационного, финансового, материально-технического, кадрового и иного обеспечения деятельности судов;
контроль исполнения директивных документов в системе Судебного департамента.
Реализация этих задач предусматривает:
-повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессах подготовки и слушания дел;
-сокращение сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел;
-формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства и электронного документооборота и обработки судебной статистики в судах с -сокращением времени на переписку и передачу информации;
-обеспечение быстрого доступа судей и сотрудников аппаратов судов к большому объему актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
-повышение полноты и достоверности информации, сокращение сроков ее представления в центральный аппарат Судебного департамента из судов и территориальных органов;
-повышение оперативности сбора и обработки судебной статистики с обеспечением объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и -направлений криминализации общества;
-повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
-повышение качества судебных документов;
-повышение оперативности реагирования на обращения судей и граждан в Судебный департамент;
-повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов РФ.
Неуклонное продвижение российской судебной системы к более тесному взаимодействию с международным судейским сообществом ставит в настоящее время исключительно актуальную проблему - информационно-телекоммуникационное обеспечение контактов в рамках международного судейского сообщества. На базе новых информационных технологий глобальной сети "Интернет" и современных средств связи требуется поддержать оперативное взаимодействие между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь в рамках СНГ), а также организовать каналы связи с ведущими международно-правовыми и судебными организациями - Международным Судом, Советом Европы, региональными и общемировыми судейскими ассоциациями.
4. Принципы построения Единой информационной инфраструктуры судов и Автоматизированной системы Судебного департамента
Достижение главной стратегической цели Государственной информационной политики - "переход к информационному обществу и вхождение страны в мировое информационное сообщество" - требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на главные составляющие информационной политики, обеспечивающие этот переход: социально - правовую и технологическую составляющую.
В этой связи политика информатизации Судебного департамента должна опираться на следующие базовые принципы государственной информационной политики:
1. Принцип открытости политики - все основные мероприятия политики Судебного департамента в информационной сфере открыто обсуждаются специалистами и органы Судебного департамента учитывают их мнение.
2. Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры").
3. Принцип системности -предусматривает декомпозицию системы на составные части (компоненты), которые дают возможность их автономной разработки и внедрения при обеспечении единства технической политики.
4. Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
5. Принцип социальной ориентации - основные мероприятия политики Судебного департамента должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.
Построение Автоматизированной системы Судебного департамента осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
-комплексное организационное и методическое обеспечение процессов создания, внедрения и эксплуатации средств информатизации в судах;
-формирование единой системы классификации судебной информации, а также создание и ведение унифицированной системы документооборота;
-унификация базовых компьютерных средств, средств связи и передачи данных в рамках соответствующих функциональных подсистем;
-предварительный подбор кадров и обучение персонала судов компьютерным технологиям.
5. Основные положения по формированию функциональной структуры Единой информационной инфраструктуры судов
Единая информационная инфраструктура судов должна обеспечить электронное взаимодействие судов и органов Судебного департамента по схеме, показанной на Рис.1.
При формировании ЕИИС необходимо предусмотреть информационное взаимодействие всех объектов судебной системы Российской Федерации в составе:
Конституционного Суда РФ;
конституционных судов субъектов РФ;
Верховного Суда РФ;
верховных судов республик, краевых и областных судов;
судов городов федерального значения;
судов автономной области и автономных округов;
районных судов;
военных и специализированных судов;
системы Судебного департамента;
Высшего Арбитражного Суда РФ;
федеральных арбитражных судов;
мировых судей.
Основу Единой информационной инфраструктуры судов общей юрисдикции составляют комплексы средств автоматизации (КСА) судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента, объединяемые в рамках ведомственной корпоративной сети Судебного департамента.
Состав Единой информационной инфраструктуры судов показан в приложении 1.
"Ядром" ЕИИС служит Автоматизированная система Судебного департамента, обеспечивающая реализацию функций центрального аппарата Судебного департамента и его региональных органов.
Рис. 1. Схема информационного взаимодействия судов
Автоматизированная система Судебного департамента (АССД) предназначена для информационного обеспечения функционирования судов, центрального аппарата Судебного департамента и его региональных органов. Она включает в свой состав следующие сегменты:
на федеральном уровне:
комплекс средств автоматизации центрального аппарата Судебного департамента и его учреждений федерального значения;
на региональном уровне:
типовые комплексы средств автоматизации судов и управлений (отделов) Судебного департамента;
межрегиональные и региональные центры информатизации деятельности судов.
Основные сегменты Автоматизированной системы Судебного департамента должны быть реализованы в соответствии с принципами открытых систем (OSI) на базе Интранет-технологий.
В центральном аппарате Судебного департамента, его органах и учреждениях в субъектах РФ, а также во всех федеральных судах общей юрисдикции должны быть развернуты локальные вычислительные сети, предназначенные для формирования и ведения баз данных, распределения информации по структурным подразделениям, совместного использования сетевых ресурсов, технологий передачи и обработки данных.
Автоматизированная система Судебного департамента в соответствии с организационной структурой и полномочиями его органов включает в свой состав специализированные комплексы средств автоматизации (КСА) в рамках следующих функциональных подсистем:
1. Подсистема поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление");
2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Администрирование"). В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов;
3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы"). Подсистема включает в свой состав средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента; комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций; комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения;
4. Подсистема автоматизированного решения задач материально - технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы");
5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента с организацией доступа к системам правовой информации а также ведением баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - "Право");
6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - "Статистика");
7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство");
8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - "Кадры"), В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и государственных служащих. Создаются и обновляются базы данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование";
9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Строительство");
10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Обучение");
11. Подсистема автоматизированного решения контрольно-ревизионных задач (шифр подсистемы - "Контроль");
12. Подсистема учета обращений граждан, обработки сообщений и контроля исполнения поручений (шифр подсистемы - "Обращения");
13. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам ИТКС (шифр подсистемы - "Взаимодействие ИТКС");
14. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - "Сотрудничество");
15. Технологическая подсистема "Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)".
Состав ВИС показан в приложении 2;
16. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь");
17. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД").
В рамках перечисленных выше функциональных подсистем АС СД комплексы средств автоматизации (КСА) объединяются по вертикали информационного взаимодействия с использованием местных и магистральных каналов связи - от первичного источника информации до центрального аппарата.
Комплексы средств автоматизации судов общей юрисдикции
На уровне верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов создаются типовые автоматизированные системы судебного делопроизводства и электронного документооборота на базе автоматизированных рабочих мест работников судов, объединяемых в локальные вычислительные сети. Они включают в свой состав автоматизированные рабочие места, список которых приведен в приложении 3. Вместе с тем суды областного уровня оснащаются унифицированными программно-информационными комплексами "Судебная статистика", "Финансы", "Кадры", "Ресурсы".
В районных судах автоматизированная система судебного делопроизводства и электронного документооборота на базе локальной вычислительной сети включает типовые автоматизированные рабочие места, представленные в приложении 4.
Для автоматизированного формирования состава судов присяжных заседателей создаются типовые автоматизированные рабочие места "Суд присяжных заседателей".
При введении института мировых судей в ЕИИС Российской Федерации добавится еще один уровень системы судебного делопроизводства, подсистем финансового и организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей без изменения информационной инфраструктуры судов в целом.
- 1. Нормативно-правовая база информатизации судов и системы Судебного департамента
- 2. Состояние проблемной ситуации
- 3. Цели и основные задачи политики информатизации судов и системы Судебного департамента
- 6. Требования к средствам телекоммуникационного обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента
- 7. Обеспечение информационной безопасности
- 8. Кадровое обеспечение работ по информатизации
- 9. Финансовое обеспечение работ по созданию еиис рф и ассд
- 10. Организация разработки и внедрения средств информатизации судов и системы Судебного департамента