Психология компьютера и ит
Психология – удивительная область знаний… Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX веке, но смогла достичь на сегодняшний день многого – к ее специалистам прислушиваются правительственные организации, руководители фирм и государственных учреждений, производители и разработчики разных товаров и услуг, ее изучают как обязательную дисциплину во многих образовательных учреждениях любой направленности.
До этого речь в лекции шла о компьютере как орудии труда психолога, о том, как может использовать психолог в своей работе знание основных компьютерных программ, но есть и другая сторона этого вопроса – психологический подход к программированию, психологический подход к рассмотрению вопроса взаимодействия человека и машины.
Компьютеры проникли во все области человеческой деятельности и более глубокое понимание процессов мышления и структуры знаний могут помочь значительно усовершенствовать их применение. Все больше появляется исследований о применении психологии к вычислительной технике.
Программирование – это область интенсивного экспериментирования человека, и его эстетику невозможно имитировать или оценить с помощью одних лишь машин.
Появилось осознание необходимости тщательно разрабатывать системы, приспособленные к нуждам человека-пользователя. Появилось понимание того, что для проектирования и разработки программного обеспечения требуются не только высокий интеллект и мастерство программиста, но и знания возрастной психологии и особенностей психический процессов. Только сотрудничество программиста-профессионала и психолога-консультанта может обеспечить качество программ и успешную работу пользователей. Более глубокое понимание мыслительных способностей, методов принятия решений, возможности переработки информации и индивидуальных особенностей людей внесет свой вклад в совершенствование стратегий управления, оценок производительности, программных средств и методов кодирования, а следовательно повышения спроса населения на данный вид продукции и увеличение продаж.
Для создания высококачественных «дружественных» пользователю средств общения с ЭВМ можно и должно опыт и интуицию разработчиков языков программирования и прикладных систем дополнять психологическими экспериментами, особенно, если эти средства общения предназначаются для непрограммистов, а для рядовых пользователей.
Том Лав, психолог фирмы «GENERAL ELECTRIC», занимающийся методами усовершенствования производства программ, назвал этот союз психологии и вычислительных систем – психологией программирования.
Психология программирования – наука о действиях человека, работающего c вычислительными и информационными системами.
Психология программирования – это новый путь познания, дополняющий современную практику исследований и разработок с учетом человеческого фактора. Более точный, основанный на психологии подход не только позволит уменьшить затраты времени и расходы на разработку, но и даст более долговременные преимущества, благодаря усовершенствованию качества систем.
В самом широком смысле предметом исследования психологии программирования являются всевозможные использования человеком компьютера, но основной упор в ней делается на разработку программного обеспечения, применение средств информационного обслуживания и проектирование интерфейса.
На сегодняшний день, психологи и специалисты по машинной математике исследуют специфическую литературу, предназначенную для обучения программистов, для того чтобы усовершенствовать процесс обучения программистов и в области психологии.
И НЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (И.П.) – отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах "человек - машина", а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.
Иногда И. П. называют технической психологией. Возникновение И. П, обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Главные задачи И. П.: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявление психологических факторов надежности и эффективности систем «человек — машина». Решение этих задач обеспечивается профессиографическими и экспериментальными исследованиями механизмов восприятия, внимания, мышления, памяти человека в процессе переработки информации; структуры, динамимики и регуляционных исполнительных компонентов этой деятельности; динамики работоспособности человека-оператора; структуры и механизмов групповой деятельности.
Как прикладная дисциплина И. П. есть применение знаний о закономерностях психических функций, процессов, состояний и свойств человека к проектированию и эксплуатации систем «человек — машина» с целью повышения их эффективности и надежности в работе, а также оптимизации человеческого труда. Специалисты принимают участие в решении таких вопросов, как рациональное распределение функций между человеком и машиной и их интеграция, определение наилучших условий деятельности человека-оператора. Специальной задачей И. П. является проектирование деятельности человека-оператора в системе «человек — машина». На основе инженерно-психологических исследований разрабатываются рекомендации, относящиеся к оформлению индикаторов пультов управления, приборных панелей, мнемосхем, органов управления и рабочего места оператора в целом; решаются задачи отбора, обучения и тренировки операторов. Знание закономерностей психических явлений позволяет иногда находить принципиально новые подходы к решению технических задач.
Можно выделить следующие направления И. П.:
Методологические проблемы: определение места и роли человека в управлении производственными процессами. Совершенствование конструкций машин, их приспособление к человеку, передача некоторых функций человека машине способствуют повышению производительности труда, обеспечению условий для повышения трудоспособности человека, развитию его творческих возможностей.
Изучение психофизиологических и психологических (дифференциальных, личностных и т. д.) характеристик человека-оператора, структуры операторской деятельности.
Системотехническое направление: решение теоретических и практических проблем инженерно-психологического проектирования, в т. ч. разработка методик оптимизации компоновки оборудования на пультах управления, построения средств отображения информации и пультов управления; совершенствование методов и критериев оценки надежности и эффективности систем «человек — машина».
Эксплуатационное направление: психологическое обеспечение научной организации труда, его безопасности и удобства для человека; разработка методов, критериев и средств контроля работоспособности и состояния оператора в процессе работы; вопросы групповой психологии; психология управления и др.
Педагогическое направление: вопросы профессионального отбора, подбора и расстановки кадров технических специалистов, активизация их подготовки и переподготовки.
И. П. тесно связана с др. отраслями психологии, прежде всего с общей, экспериментальной, социальной, дифференциальной, военной, педагогической психологией, психологией труда, психофизиологией, а также эргономикой, научной организацией труда и технической эстетикой. И. П. широко использует экспериментальные методы. В эксперименте воспроизводятся элементы той деятельности (или деятельность в целом), которая существует лишь в проекте. В этом смысле говорят о проектирующем эксперименте в И. П. Как самостоятельная наука И. П. начала формироваться в годы второй мировой войны, когда опыт эксплуатации военной техники показал, что ее эффективность и надежность существенно зависят от «человеческих факторов». Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бродбент и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в 20-е гг. XX в. в рамках психологии труда и психотехники, а активно проблемы И. П. стали разрабатываться в начале 50-х гг. в связи со специальными техническими задачами. Первые лаборатории И. п. были созданы в 1959 г. в ЛГУ и НИИ автоматической аппаратуры (Москва).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Информатика и эвм в психологии цели и задачи дисциплины
- Рекомендации к изучению курса
- Задание
- Вопросы к зачету
- Литература
- Компьютер в психологии
- Основные вехи развития пк
- Информатика как наука
- Какие действия с информацией совершает компьютер
- Информация. Почему мы так зависим от нее.
- Информационные системы
- Информационные технологии и процессы
- Компоненты ит Аппаратный компонент (hardware)
- Классификация компьютеров
- Программный компонент (software) п рограммное обеспечение (по) – вся совокупность программ для компьютеров.
- Информационный компонент
- Архитектура пк
- Пакет приложений Microsoft Office
- Составляющие интерфейса стандартных программ
- Интернет Локальные и глобальные компьютерные сети
- Глобальная сеть «Интернет»
- Культура общения во всемирной сети
- Компоненты, необходимые для работы с Интернет
- Поиск информации в сети Интернет Информационные ресурсы Интернет
- Поиск файлов и программ в сети Интернет
- Поиск в электронных конференциях (группах новостей)
- Поиск картинок в сети Интернет
- Поиск книг в сети Интернет
- Документ ms Word (расширение .Doc)
- Поиск видеоматериалов в Интернете
- Службы Интернета
- Ссылки по психологии
- Психология компьютера и ит
- Компьютерная психодиагностика