2.1 Разработка проекта автоматизации
.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации
Жизненный цикл (ЖЦ) информационной системы - это период создания и использования информационной системы (ИС), начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.
Основным нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл программного обеспечения, является международный стандарт ISO/IEC 12207 [32].
Структура ЖЦ включает процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания информационной системы. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие - на набор задач. Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем не существует заранее определенных последовательностей выполнения. Связи по входным данным при этом сохраняются.
По данному стандарту в структуре жизненного цикла выделяют перечисленные ниже этапы.
) Предпроектное обследование и анализ данных:
· сбор материалов для проектирования, при этом выделяют формулирование требований, с изучения объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта ИС;
· анализ материалов и разработка документации, обязательно дается технико-экономическое обоснование с техническим заданием на проектирование ИС.
2) Проектирование:
.1) предварительное проектирование;
· выбор проектных решений по аспектам разработки ИС;
· описание реальных компонент ИС;
· оформление и утверждение технического проекта (ТП).
2.2) детальное проектирование:
· выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ;
· корректировка структур баз данных (БД);
· создание документации на доставку и установку программных продуктов;
· выбор комплекса технических средств с документацией на ее установку.
2.3) разработка техно-рабочего проекта (ТРП) ИС.
.4) разработка методологии реализации функций управления с помощью ИС и описанием регламента действий аппарата управления.
) Разработка приложений, тестирование, написание документации:
· получение и установка технических и программных средств;
· тестирование позволяет выявить наличие ошибок или;
· подготовка текстовых и учебных материалов.
4) Внедрение:
· ввод разработанного модуля;
· обучение работников для который разрабатывался этот модуль;
· сдача и подписание актов приемки-сдачи работ.
5) Эксплуатация и сопровождение:
· повседневная эксплуатация;
· общее сопровождение всего проекта [22].
ГОСТ 34 «Единая автоматизированная система учета кадров всех государственных предприятий» - регламентирует процесс автоматизации учета кадров на всех стадиях [30].
Стандарт ISO/IEC 15288 «Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем» [23] является практически первым международным стандартом, в котором всесторонне с точки зрения организации процессов жизненного цикла (ЖЦ) рассматриваются методологические принципы проектирования систем. Документ обеспечивает основы для моделирования и реализации общих процессов, составляющих ЖЦ систем, предоставляя возможность для их оценки и совершенствования, и, охватывая все концепции и идеи, имеющие отношение к этим системам, начиная от замысла и вплоть до момента снятия с эксплуатации. Процессы ЖЦ, задаваемые стандартом, могут использоваться однократно, многократно или рекурсивно, как по отношению к системе в целом, так и к любым ее элементам, применяться для систем единичного и массового производства, а также адаптируемых к требованиям заказчика [23].
Стандарт MSF (Microsoft Solutions Framework) [31] - это набор принципов и правил деятельности, в некоторой степени ориентированный на проекты разработки программного обеспечения и развития информационной инфраструктуры.
Стандарт RUP (Rational Unified Process) - методология разработки программного обеспечения, созданная компанией Rational Software <http://ru.wikipedia.org/wiki/Rational_Software>.(Rational Unified Process) в значительной степени соответствует стандартам и нормативным документам, связанным с процессами ЖЦ ПО и оценкой технологической зрелости организаций-разработчиков (ISO 12207, ISO 9000, CMM и др.) [24].
Стандарт COBIT [25] - определяет набор универсальных задач управления ИТ. Основная ценность COBIT заключается в том, что он предлагает модель, обеспечивающую взаимосвязь между бизнес-целями и ИТ-процессами.
Методология управления, контроля и аудита информационных систем разработана Международной ассоциацией аудита и контроля за информационными системами (ISACA <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=ISACA&action=edit&redlink=1>) и позволяет:
· Построить работу службы ИТ на процессной основе;
· Организовать мониторинг работы службы ИТ, привязанный к целям и задачам бизнеса;
· Осуществить ИТ-аудит и сравнение уровня развития ИТ с другими предприятиями отрасли.
Процедура аудита включает в себя четыре последовательных этапа: идентификация и документирование (сбор и первичный анализ информации); оценка механизмов управления; тест соответствия; детальное тестирование.
На этапе идентификации и документирования осуществляется документирование процедур и идентификация существующих механизмов управления путем интервьюирования руководства и сотрудников организации с целью уяснения следующих вопросов: требования бизнеса и ассоциированные с ними риски; организационная структура; распределение ролей и ответственности; политики и процедуры; требования нормативной базы; существующие механизмы управления; существующая отчетность.
На этапе оценки механизмов управления производится оценка эффективности существующих механизмов управления при выполнении задач управления, их целесообразность и пригодность сравнивается с установленными критериями, промышленными стандартами и критическими факторами успеха. При помощи методов экспертных оценок определяется, для каких механизмов управления на следующем этапе должно быть протестировано соответствие установленным процедурам. Аудитору необходимо убедиться в том, что существующие ИТ-процессы документированы, ответственность и подотчетность четко определены, а там, где необходимо, предусмотрены компенсирующие механизмы управления.
Тестом соответствия называют этап аудита, задачей которого является получение гарантий пригодности существующих механизмов управления для решения задач управления. Проверка осуществляется путем получения прямых и косвенных свидетельств надлежащего выполнения установленных процедур управления за оцениваемый период. На этом этапе выполняется также ограниченное исследование адекватности результатов процессов управления, определяется уровень детального тестирования и объем дополнительной работы, необходимой для получения гарантий адекватности ИТ-процесса.
Детальным тестом называют заключительный этап аудита, целью которого является оценка и обоснование рисков невыполнения задач управления путем использования аналитических методов и экспертных оценок. Его конечная цель - побудить руководство к выполнению корректирующих действий для улучшения состояния системы управления ИТ. На данном этапе аудитор производит документирование недостатков механизмов управления, угроз и уязвимостей, являющихся следствием этих недостатков, реальных и потенциальных последствий реализации угроз путем причинно-следственного анализа и проведения сравнительного тестирования [25].
Методика Oracle CDM [26] является развитием CASE-технологий.
Методика Oracle CDM выделяет следующие процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы:
) определение производственных требований;
) исследование существующих систем;
) определение технической архитектуры;
) проектирование и построение базы данных;
) проектирование и реализация модулей;
) конвертирование данных;
) тестирование;
) обучение;
) переход к новой системе;
) подтверждение и сопровождение.
Для разрабатываемого дополнительного программного модуля больше подходит стандарт ISO/IEC 12207 и ГОСТ 34.601-90 [30]. Эти стандарты имеют набор процессов, действий и задач, охватывающий наиболее широкий спектр возможных ситуаций при максимальной адаптируемости. Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование БД.
- Дипломный проект
- В ооо “Альянс-Трейд”
- Глава 1. Анализ деятельности ооо “Альянс-Трейд” и уровня его автоматизации
- Глава 2. Разработка проекта автоматизации процесса складского учета в ооо “Альянс-Трейд”
- Глава 3. Обоснование экономической эффективности проекта автоматизации процесса формирования заказа
- Глава 1. Анализ деятельности ооо “альянс-трейд” и уровня его автоматизации
- 1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области ооо «Альянс-Трейд». Анализ деятельности “как есть”
- 1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
- Ооо «Альянс-Трейд» предоставляет свои услуги как физическим, так и юридическим лицам.
- Основные функции, выполняемые на предприятии:
- 1.1.2 Организационная структура управления предприятием
- 1.2 Характеристика комплекса задач и обоснование необходимости автоматизации
- 1.2.3 Обоснование необходимости автоматизации процесса формирования заказа
- 1.3.2 Выбор и обоснование стратегии автоматизации складского учета
- 1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ис для автоматизации складского учета
- 1.4 Обоснование проектных решений для складского учета
- 1.4.1 Техническое обеспечение
- 1.4.2 Информационное обеспечение
- 1.4.3 Программное обеспечение
- Глава 2. Разработка проекта автоматизации процесса складского учета в ооо “альянс-трейд”
- 2.1 Разработка проекта автоматизации
- 2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание
- 2.2 Информационное обеспечение задачи
- 2.2.1 Информационная модель формирования заказа и ее описание
- 2.2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования
- 2.2.3 Характеристика входной и оперативной информации
- 2.2.4 Характеристика результатной информации
- 2.3 Технологическое обеспечение задачи. Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации
- Глава 3. Обоснование экономической эффективности проекта автоматизации процесса формирования заказа
- 3.1 Выбор и обоснование источников и методики оценки экономической эффективности проекта в ооо “Альянс-Трейд”
- 3.2 Расчет показателей экономической эффективности
- 6. Проектирование информационных систем. Грекул в.И., Денищенко г.Н., Коровкина н.Л. - учебное пособие: Москва, 2005 - 303 с.