logo
Тамошкина Информатика Курс лекций

Тема № 13 Системы управления базами данных Реляционные базы данных

 

Наиболее удобным и для пользователя, и для компьютера является Представление данных в виде двумерной таблицы — подавляющее большинство современных информационных систем работает именно с такими таблицами.

Базы данных, которые состоят из двумерных таблиц, называются реляционными (по-английски «relation» — отношение). Основная идея реляционного подхода состоит в том, чтобы представить произвольную структуру данных в виде простой двумерной таблицы.

Как видно из приведенного примера, реляционная таблица обладает общими свойствами:

Структурные элементы реляционной базы данных.

На примере реляционной таблицы рассмотрим основные структурные элементы базы данных.

  1. В реляционных БД любые совокупности данных представляются в виде двумерных таблиц (отношений), подобных описанному выше списку учащихся. При этом каждая таблица состоит из фиксированного числа столбцов и некоторого (переменного) количества строк. Описание столбцов принято называть макетом таблицы.

  2. Каждый столбец таблицы представляет поле — элементарную единицу логической организации данных, которая соответствует реквизиту объекта данных (например, фамилия учащегося, адрес).

 

Для описания поля используются характеристики:

Например, поле Дата рождения может иметь тип «дата» и длину 8 (6 цифр и 2 точки, разделяющих в записи даты день, месяц и год).

  1. Каждая строка таблицы называется записью. Запись логически объединяет все поля, описывающие один объект данных, например все поля в первой строке табл. 1. описывают данные об учащемся Петрове Иване Васильевиче 12.03.89 рождения, проживающем по адресу ул. Горького, 12—34, обучающемся в классе, номер личного П-69. Система нумерует записи по порядку: 1, 2, ..., n, где n - общее число записей (строк) в таблице на данный момент. В отличии от количества полей (столбцов) в таблице, количество записей в процессе эксплуатации БД может как угодно меняться (от нуля до миллионов). Количе­ство полей, их имена и типы тоже можно изменить, но это уже особая операция, которая называется изменением макета таблицы.

  2. В структуре записи файла указываются поля, значения которых являются простым ключом, которые идентифицируют экземпляр записи. Примером такого простого ключа в таблице Учащиеся является поле № личного дела, значение которого однозначно определяет один объект таб­лицы — одного учащегося, так как в таблице нет двух учащихся с оди­наковым номером личного дела.

  3. Каждое поле может входить в несколько таблиц (например, поле фамилия может входить в таблицу Список занимающихся в театральном кружке).

Системы управления баз данных и их функции

В современной технологии баз данных для создания баз данных, их поддержки и обслуживания используется специализированное программное обеспечение — системы управления баз данных (СУБД). СУБД — это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания и эксплуатации баз данных.

На этапе разработки баз данных СУБД служит для описания структуры базы данных: определения таблиц, определения количества полей, типа данных, отображающихся в них, размеров полей, определения связей между таблицами. Помимо таблиц большинство СУБД предусматривает создание специальных средств для работы с данными: форм, запросов.

Во время эксплуатации баз данных СУБД обеспечивает редактирование структуры базы данных, заполнение ее данными, поиск, сортировку, отбор данных по заданным критериям, формирование отчетов.

Большое распространение получили так называемые dBASE- подобные системы управления базами данных, например, dBASE, FoxPro, Cliррег. Для пользователей существенным является то, что, отличаясь между собой командными языками и форматом индексных файлов, все и СУБД используют одни и те же файлы баз данных с расширением .DBF, формат которых стал на некоторое время своеобразным стандартом баз данных.

В dBASE-подобных БД фактически использован реляционный подход к организации данных, т.е. каждый файл .DBF представляет собой двумерную таблицу, которая состоит из фиксированного числа столбцов и переменного числа строк (записей). В терминах, принятых в технической документации, каждому столбцу соответствует поле одного из пяти типов (N — числовое, С — символьное, D — дата, L — логическое, М — примечание), а каждой строке — запись фиксированной длины, со­стоящая из фиксированного числа полей. С помощью командных языков этих СУБД создаются и исправляются макеты файлов .DBF (описании таблиц), создаются индексные файлы, описываются процедуры работы с базами данных (чтение, поиск, модификация данных, составление от­четов и многое другое). Характерной особенностью файла .DBF являет­ся простота и наглядность: физическое представление данных на диске в точности соответствует представлению таблицы на бумаге. Однако в целом системы, построенные на основе файлов .DBF, следует считать устаревшими.

Большую популярность имеют и другие СУБД (с другим форматом файлов) — Paradox, Clarion и т.п. Следует подчеркнуть, что перечисленные системы ведут родословную от MS-DOS, однако ныне почти все они усовершенствованы и имеют версии для Windows.

Среди современных реляционных систем наиболее популярна для Windows — Access фирмы Microsoft, Approach фирмы Lotus, Paradox фирмы Borland. Многие из этих систем поддерживают технологию OLE и могут манипулировать не только числовой и текстовой информацией, но и графическими образами (рисунками, фотографиями) и даже звуковыми фрагментами и видеоклипами.

Перечисленные СУБД часто называют настольными, имея в виду сравнительно небольшой объем данных, обслуживаемых этими системами. Однако с ними часто работают не только индивидуальные пользователи, но и целые коллективы (особенно в локальных вычислительных сетях).

Вместе с тем в центр современной информационной технологии постепенно перемещаются более мощные реляционные СУБД с так называемым SQL-доступом. В основе этих СУБД лежит так называемая технология «клиент-сервер». Среди ведущих производителей таких систем фирмы Oracle, Centura (Gupta), Sybase, Informix, Microsoft и др.

 

Типы данных в базах данных

Информационные системы работают со следующими основными типами данных.

Текстовые данные. Значение каждого текстового (символьного) представлено совокупностью произвольных алфавитно-цифровых символов, длина которой чаще всего не превышает 255 (например 5, 10, 140). Текстовыми данными представляют в ИС фамилии и должность людей, названия фирм, продуктов, приборов и т.д.

 

Числовые данные. Данные этого типа обычно используются для пред­ставления атрибутов, со значениями которых нужно проводить арифме­тические операции (весов, цен, коэффициентов и т.п.). Числовое данное, как правило, имеет дополнительные характеристики, например: целое число длиной 2 байта, число с плавающей точкой (4 байта), в фиксиро­ванном формате и др. Разделителем целой и дробной части обычно слу­жит точка.

Данные типа даты и (или) времени. Данные типа даты задаются в каком-то известном машине формате, например, ДД.ММ.ГГ (день, ме­сяц, год). С первого взгляда — это частный случай текстового данного. Однако использование в ИС особого типа для даты имеет следующие преимущества. Во-первых, система получает возможность вести жест­кий контроль (например, значение месяца может быть только дискрет­ным в диапазоне 01—12). Во-вторых, появляется возможность автомати­зированного представления формата даты в зависимости от традиций той или иной страны (например, в США принят формат ММ-ДД-ГГ). В-тре­тьих, при программировании значительно упрощаются арифметические операции с датами (попробуйте, например, вручную вычислить дату спу­стя 57 дней после заданного числа). Те же преимущества имеет использо­вание данного типа времени.

Логические данные. Данное этого типа (иногда его называют буле­вым) может принимать только одно из двух взаимоисключающих значе­ний — True или False (условно: 1 или 0). Фактически это переключатель, значение которого можно интерпретировать как «Да» и «Нет» или как «Истина» и «Ложь». Логический тип удобно использовать для тех атрибутов, которые могут принимать одно из двух взаимоисключающих зна­чений, например: наличие водительских прав (да-нет), военнообязанный (да-нет) и т.п.

Поля объекта OLE. Значением таких данных может быть любой объект OLE, который имеется на компьютере (графика, звук, видео). В частно­сти, в список учащихся можно включить не только статическую фото­графию учащегося, но и его голос.

Пользовательские типы. Во многих системах пользователям предоставляется возможность создавать собственные типы данных, например: «день недели» (понедельник, вторник и т.д.), «Адрес» (почтовый индекс — город—...) и др.

Технология работы с MS Access Microsoft Access

Вы можете запускать MS Access и завершать ее работу любым из стандартных способов, предусмотренных в среде Windows

Объектом обработки MS Access является файл базы данных, имею­щий произвольное имя и расширение .MDB. В этот файл входят основные объекты MS Access: таблицы, фор­мы, запросы, отчеты, страницы, мак­росы и модули. После загрузки Access ожидает от вас одного из следующих распо­ряжений:

• либо создать новую базу дан­ных, т.е. файл с расширением .MDB;

• либо открыть существующую базу данных, т.е. файл с расширени­ем .MDB.

Создание БД.

После выбора ва­рианта Создание новой базы данных или команды Файл-Создать... на эк­ране появляется стандартный файл, в котором следует открыть нужную папку и задать имя создаваемого файла базы данных.

Access раскрывает пустое окно базы данных и в этом окне можно будет проводить все операции — создавать и манипулиро­вать объектами БД.

MS Access является многооконным приложением, однако в любой момент может быть открыта только одна база данных. Именно ее окно является главным окном документа в приложении Access, и его закрытие означает закрытие соответствующего файла .MDB.

Окно базы данных порождает множество дочерних окон объектов (таб­лицы, запроса, формы и т.д.), и каждое такое окно может быть закрыто автономно — любым из стандартных способов Windows.

Кроме того, не закрывая окна, вы можете сохранить объект (например, макет таблицы), окно которого находится на экране, и присвоить ему имя — точно так же, как это делается с файлами: командой Файл- Сохранить или Файл -Сохранить как....

С окном любого объекта (дочерним окном) можно работать либо в оперативном режиме (например, вводить или просматривать данные в таблице), либо в режиме конструктора (например, изменять макет таблицы).

Основные понятия MS Access. Объекты MS Access

База данных Access может иметь следующие объекты: таблицы, формы, запросы, отчеты, страницы. Кроме того, квалифицированные пользователи могут работать еще с двумя объектами: макросами и модулями. Макрос — это набор специальных макрокоманд (например ОткрытьФорму, ПечататьОтчет и т.п.), а модуль — это программа, написанная на языке Access Basic или Visual Basic для приложений.

Таблица является базовым объектом MS Access. Все остальные объекты являются производными и создаются нами только на базе ранее подготовленных таблиц.

Форма не является самостоятельным объектом Access: она просто помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе. Запросы и отчеты выполняют самостоятельные функции: выбирают, группируют, представляют, печатают информацию. Страницы доступа к данным представляют собой специальный тип Web-страниц, предназначенный для просмотра и работы через Интернет или интрасеть с данными, хранящимися в базе данных Microsoft Access или Microsoft SQL Server. С помощью страницы пользователи могут вводить редактировать и удалять данные из базы данных.

Каждый объект MS Access имеет имя. В Microsoft Access действуют cледую-щие ограничения на имена полей, элементов управления и объектов:

• имя должно содержать не более 64 символов;

• имя может включать любую комбинацию букв, цифр, пробелов и специальных символов за исключением точки (.), восклицательного зна­ка (!), надстрочного символа (") и квадратных скобок ([ ]);

• не должно начинаться с символа пробела;

• не должно включать управляющие символы (с кодами ASCII от 0 до 31);

• не должно включать прямые кавычки (") в именах таблиц, представлений и хранимых процедур в проекте Microsoft Access.

Хотя пробелы внутри имен полей, элементов управления и объектов являются допустимыми, при некоторых обстоятельствах они могут вызывать конфликты в программах Visual Basic.

Определяя имя для поля, элемента управления или объекта, полезно проверить, не совпадает ли это имя с именем свойства или другого элемента, используемого Microsoft Access (для русских имен такая ситуация может возникнуть при совпадении с именем свойства или функции, определяемых пользователем).

С каждым объектом базы данных работа выполняется в отдельном окне, причем предусмотрено два режима работы:

1) оперативный режим, когда просматривается, изменяется или вы­бирается информация;

2) режим конструктора, когда создается или изменяется макет, струк­тура объекта (например, структура таблицы).

Кроме этого, в файл базы данных входит еще один документ, имею­щий собственное окно: Схема данных. В этом окне мы создаем, просмат­риваем, изменяем и разрываем связи между таблицами. Эти связи помо­гают нам контролировать данные, создавать запросы и отчеты.

В окне базы данных мы видим три командные кнопки (Открыть, Кон­структор и Создать) и семь вкладок (по числу объектов Access) с кореш­ками: Таблица, Запрос, Форма, Отчет, Страницы, Макрос и Модуль. Если выбрана какая-либо вкладка, то в ее окне отображается список суще­ствующих объектов этого типа данной БД.

Например, если выбрать вкладку Таблица, то в окне отображается список таблиц открытой базы данных. Чтобы открыть таблицу, надо выделить ее имя в этом списке и нажать кнопку Открыть. Чтобы включить в БД новую таблицу, надо нажать кнопку Создать. Чтобы исправить макет существую­щей таблицы, надо выделить ее имя в списке и нажать кнопку Конструктор.

Такие же операции выполняются со всеми другими объектами базы данных Access.

Если выбрать команду Правка-Схема данных... (или нажать соответ­ствующую кнопку панели инструментов), на экране появится окно доку­мента Схема данных.

Набор пунктов горизонтального меню и состав панелей инструмен­тов зависят от типа и режима окна документа, которое в данный момент активно. Например, окно таблицы в оперативном режиме имеет кнопки Вырезать, Сортировать по возрастанию и др., а в режиме конструкто­ра — кнопки Свойства, Определить ключ и др. Работа с панелями инст­рументов подчиняется стандарту Windows.

 

Технология создания базы данных в Access

Любой объект базы данных можно создать либо вручную, либо с помощью Мастера. При создании базы данных, как правило, выполняется следующая последовательность шагов:

1. Сначала мы должны выполнить проектирование базы данных, которое заключается в следующем:

• определение цели создания базы данных (назначение базы данных, как она будет использоваться, и какие сведения она должна содержать);

• определение таблиц, которые должна содержать база данных (определить, какие сведения будут храниться в таблицах);

• определение полей в таблице;

• определение ключевых полей;

• определение связей между таблицами.

2. После создания нужных таблиц, полей и связей необходимо еще раз просмотреть структуру базы данных и выявить возможные недоче­ты. Желательно это сделать, пока таблицы не заполнены данными.

3. Затем следует ввести в таблицы достаточный объем данных для проверки структуры. После этого создаются черновые формы, отчеты и выполняется анализ, отображаются ли в них те данные, что ожидались. Чтобы проверить связи в базе данных, проверяется, удается ли создать запросы для получения нужных сведений. При обнаружении проблем сле­дует выполнить доработку структуры базы данных.

4. Если структуры таблиц отвечают поставленным требованиям, то можно ввести все данные. Затем можно создать все необходимые объекты базы данных (формы, отчеты, запросы, страницы доступа к данным).

5. В заключение можно выполнить разработку макросов и программ на языке Visual Basic для приложений, с помощью которых объекты базы данных объеди-няются в единое приложение. В приложении связанные между собой задачи организуются таким образом, чтобы пользователи могли сконцентрироваться на конкретной работе, а не на изучении меха­низма работы приложения или программ, обеспечивающих его работу.

Рассмотрим технологию разработки базы данных на примере БД Группа.

Определим цель создания данной базы — хранение сведений об уча­щихся. В качестве базового объекта базы данных определим таблицу, в которой будут храниться следующие данные об учащихся: № личного дела, фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес, класс. Для их размещения определим одноименные поля таблицы. В качестве ключа таблицы зададим поле № личного дела.

Для создания базы данных запустим Access. В диалоговом окне выберем вариант создать новую базу данных, затем в окне Файл новой базы данных откроем папку Новая папка и зададим имя Группа для создаваемой базы данных.

Создание таблицы.

Для создания таблицы выберем окно базы дан­ных (для переключения в окно базы данных из других окон нажмите кла­вишу F11).

Выберем значок Таблицы в списке Объекты и щелкнем кнопку Со­здать на панели инструментов окна базы данных. Из предложенных спо­собов создания выберем вариант Конструктор.

После этого в окне Access раскроется окно таблицы в режиме конст­руктора. В верхней части окна находится со­здаваемый или модифицируемый макет таблицы, который представляет собой просто список полей с указанием имени поля, типа данных и описания.

В столбце Поле вы набираете произвольное имя поля, а в следующем столбце указываете тип данных для этого поля. Тип данных можно выбрать из раскрывающегося списка. Как только курсор оказывается в столбце Тип данных, в нижней части окна возникает бланк свойств (характеристик) дан­ного поля. Он представляет собой перечень свойств (слева название свой­ства, справа — значение этого свойства) с окном подсказки по каждому свойству. Перечень свойств меняется, в зависимости от типа данных, кото­рый в текущий момент отображается в столбце Тип данных. Щелкнув мы­шью на поле значения в бланке свойств, вы можете изменить это значение (в рамках допустимого для этого типа данных).

Большинство значений при­нимается системой по умолчанию, многие свойства можно изучить самосто­ятельно. Некоторые значения можно выбрать из раскрываю-щегося списка.

При выборе значения свойства принципиально важно следовать сле­дующим рекомендациям.

Для текстового и числового поля надо указать размер поля, причем для текста — это допустимая длина значения (например, 20 или 40 сим­волов), а для числа — формат представления в машине (байт, целое (два байта), длинное целое и т.д.).

Для поля Дата/время обязательно надо указать формат, чтобы систе­ма знала, как обрабатывать вводимые данные. Например, если выбрать Краткий формат даты, система будет ожидать от вас ввода именно даты (в русской версии — ДД.ММ.ГГГГ), а если выбрать Краткий формат времени, в этом поле придется набирать ЧЧ:ММ (часы и минуты).

В качестве значения свойства Условие на значение вы можете ука­зать логическое выражение, которое должно принимать значение True («Истина») при вводе данных в это поле. В следующем свойстве можно записать произвольное сообщение об ошибке, которое будет выдано сис­темой, например: «Это значение поля недопустимо». В свойстве Обяза­тельное поле можно указать «Да» (пустые значения не допускаются) или «Нет» (пустые значения допускаются).

И последняя рекомендация. Если в первичный ключ вашей таблицы входит одно поле, в свойстве Индексированное поле для него выберите: «Да, совпадения не допускаются», а затем щелкните в панели инстру­ментов на кнопке Определить ключ (с изображением ключа). Тем самым вы определите первичный ключ своей таблицы (и запретите ввод запи­сей с повторяющимся значением первичного ключа).

Итак, следуя вышеприведенным рекомендациям, определим поля табли­цы. В графе Имя поля зададим имя «№ личного дела». Для определения типа данных этого поля, щелкнув стрелку в графе Тип данных, раскроем список возможных типов данных и выберем вариант Текстовый. В области окна кон­структора Свойства поля выберем вкладку Размер поля и определим макси­мальное количество знаков для ввода в этом поле — 10 символов.

Обратите внимание, что при выборе различных параметров свойства поля в правой части выводится подсказка о назначении параметра.

Действуя аналогично, введем следующие данные о других полях таб­лицы Данные о других полях таблицы/

 

Завершив ввод описания полей таблицы, сохраним таблицу. До того, как сохранить таблицу, определим первичный ключ. Для этого, указав поле № личного дела, щелкнем кнопку Ключевое поле в панели инстру­ментов Стандартная.

 

Создание и использование формы

Итак, нами рассмотрен универсальный способ представления в окне всех полей конкретной таблицы. Основные недостатки этого способа заключаются в следующем.

1. Если полей слишком много, они не умещаются на экране и прихо­дится прибегать к различным манипуляциям, чтобы отрегулировать («оптимизировать») представление: убирать некоторые столбцы, изме­нять ширину столбцов, перемещаться по таблице с помощью полосы прокрутки.

2. Если в таблице имеются какие-то коды, таблица теряет информа­тивность: приходится иметь под рукой классификатор, чтобы понять, ка­кому экземпляру объекта соответствует тот или иной код.

Чтобы упростить просмотр, ввод и модификацию данных в конкрет­ной таблице, можно создать для нее одну или несколько форм. Форма — это документ, в окне которого отображается, как правило, одна запись таблицы, причем пользователь имеет возможность по своему усмотре­нию разместить поля на форме.

Таблица и форма — основные объекты в современных информационных системах. Они неотделимы друг от дру­га и размещены в одном окне документа MS Access на разных вкладках.

Формы используются для следующих целей:

По структуре форма похожа на окно диалога. Связь между формой и источником данных для нее создается при помощи графических объек­тов, называемых элементами управления. Наиболее часто используемым для вывода и ввода данных элементом управления является поле. В зави­симости от природы поля вы можете сохранить для него обычное пред­ставление (поле ввода, как в таблице), или исключить поле, или описать группой кнопок-переключателей (если поле имеет несколько допустимых значений), или флажком (для логических данных), или полем ввода со списком и т.п.

В форме имеются следующие разделы.

1. Заголовок, который отображается вверху и содержит общие сведе­ния, например название формы.

2. Колонтитулы, в которых отображаются сведения для вывода форм на печать, например, название столбцов, дата и номер страницы.

3. Область данных формы, которая включает поясняющий текст, дан­ные, вычисленные значения, графические элементы (рисунки).

4. Примечание формы, в котором содержатся сведения, общие для всех записей, инструкции по работе с формой.

Как и любой объект, MS Access может создать форму вручную или воспользоваться услугами Мастера форм. Форма создается для конкрет­ной таблицы или конкретного запроса. Подробные сведения о создании и использовании форм можно получить, выбрав в справке Access тему Ра­бота с формами.

Для создания формы необходимо в окне базы данных щелкнуть значок Формы в списке Объекты. Нажать кнопку Создать на панели инструментов окна базы данных. В диалоговом окне Новая фор­ма выбрать строку Конструктор и выбрать имя таблицы, на которой нуж­но основать форму, например Учащиеся.

Если форма не будет содержать данные (например, если нужно создать кнопочную форму для открытия других форм или отчетов), не выбирайте ничего из этого списка. Нажми­те кнопку ОК .

Примечание. Чтобы создаваемая форма использовала значения из несколь­ких таблиц, она должна быть основана на запросе.

Форма открывается в режиме Конст­руктора. Для размещения поля таблицы в форме следует взять его мы­шью в таблице и оттащить в область данных.

При выборе любого из компонентов в формах и отчетах Microsoft Access отображает маркеры перемещения для поля и подписи, а также маркеры изменения размеров для выбранного компонента. Подпись на­ходится слева от поля и перемещается вместе с ним. Для выделения от­дельно подписи или поля нужно взять объект мышью за левый верхний маркер и оттащить.

Для одновременного перемещения нескольких объектов выделите эле­менты управления, удерживая прижатой клавишу Shift.

Наведите указатель на границу любого выделенного элемента управ­ления и, когда указатель примет форму руки, переместите элементы уп­равления в нужную позицию.

Для изменения форматирования элемента формы можно использовать кнопку Автоформат на панели инструментов, кнопки на панели инстру­ментов Форматирование или команды контекстного меню.

Для изменения свойств поля, выбрав объект формы, щелкнем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберем команду Свойства. Выби­рая вкладки, можно изменить свойства объекта, например, цвет, отобра­жаемые в поле формы данные, связать с этим объектом определенные события и т.п.

Зададим маску ввода даты, для чего, указав поле Дата рождения, нужно вызвать контекстное меню и в нем выбрать команду Свойства. В окне Поле: Дата рождения на вкладке Данные щелкнем строку Маска ввода для вызова диалогового окна. В окне Создание масок ввода выбе­рем вариант Краткий формат даты, в поле Проба зададим вариант вво­да даты для проверки избранной маски ввода. Щелкнув кнопку Далее, отредактируем маску ввода. Для применения созданной маски ввода щелкнем кнопку Готово.

Создадим заголовок формы, для чего выберем в меню Вид команду Заголовок/примечание формы. После этого, выбрав в панели инструмен­тов Конструктора инструмент Надпись, выберем место в зоне заголовка формы, зададим размер надписи и введем ее в текст «Учащиеся».

Завершим создание формы, выбрав команду Режим формы в меню Вид.

Используя поле номера записи, можно просматривать записи таблицы. Щелкнув кнопку Новая запись, откроем форму для создания новой записи и введем следующие данные о новом учащемся: Л-23; Лынова Екатерина Михайловна; 03.08.88; 4В; ул. Смоленская, 17—35. Выбрав команду Режим таблицы в меню Вид, просмотрим изменения данных в таблице Учащиеся.

Для добавления в форму фонового рисунка откроем форму в режиме конструктора. Дважды щелкнув область выделения формы, откроем окно свойств формы. На вкладке Макет в ячейке свойства Рисунок щелкнем кнопку (...) для вызова диалогового окна. В диалоговом окне Выбор ри­сунка откроем нужную папку и файл. Щелкнув ОК, завершим выбор рисунка, например, Праздник воздушных шapoв.JPG. В свойстве Тип рисунка выберем тип рисунка — внедренный или связанный. Внедрен­ный рисунок сохраняется в файле базы данных.

Если внедрить этот же рисунок в другую форму, он будет добавлен в файл базы данных еще раз. Связанный рисунок не сохраняется в базе данных — его файл должен присутствовать на жестком диске. Для и экономии места на диске выберем тип рисунка — связанный.

Поместив рисунок в форму, можно изменить его размер или выбрать фрагмент. Для этого необходимо указать в ячейке свойства Масштабы рисунка значение Фрагмент. Для выравнивания рисунка выберем одно из значений в ячейке свойства Выравнивание рисунка вариант Cверху слева. Для того чтобы размножить рисунок по всему фону формы, установим в ячейке свойства Мозаичное заполнение значение Да. Заполнение начинается с позиции, определяемой значением свойства Выравнивание рисунка.

Контрольные вопросы

1.База данных и их функции?

2.Типы данных в базе данных?

3.Для чего нужны формы в базе данных?