Общая характеристика, назначение, классификация, структура и эффективность информационных систем
В последние несколько лет компьютер стал неотъемлемой частью управленческой системы предприятий. Однако современный подход к управлению предполагает еще и вложение денег в информационные технологии. Причем чем крупнее предприятие, тем больше должны быть подобные вложения.
Благодаря стремительному развитию информационных технологий наблюдается расширение области их применения. Если раньше чуть ли не единственной, областью, в которой применялись информационные системы, была автоматизация бухгалтерского учета, то сейчас наблюдается внедрение информационных технологий во множество других областей. Эффективное использование корпоративных информационных систем позволяет делать более точные прогнозы и избегать возможных ошибок в управлении.
Из любых данных и отчетов о работе предприятия можно извлечь массу полезных сведений. И информационные системы как раз и позволяют извлекать максимум пользы из всей имеющейся в компании информации.
Именно этим фактом и объясняются жизнеспособность и бурное развитие информационных технологий — современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении, и для принятия грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (независимо от профиля его деятельности).
Поэтому можно вполне обоснованно утверждать, что в жесткой конкурентной борьбе большие шансы на победу имеет предприятие, использующее в управлении современные информационные технологии.
Рассмотрим наиболее важные задачи, решаемые с помощью специальных программных средств.
Бухгалтерский учет
Это классическая область применения информационных технологий и наиболее часто реализуемая на сегодняшний день задача. Такое положение вполне объяснимо. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода использования возможностей автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, задача бухгалтерского учета довольно легко формализуется, так что разработка систем автоматизации бухгалтерского учета не представляет технически сложной проблемы.
Тем не менее разработка систем автоматизации бухгалтерского учета является весьма трудоемкой. Это связано с тем, что к системам бухгалтерского учета предъявляются повышенные требования в отношении надежности и максимальной простоты и удобства в эксплуатации.
Управление финансовыми потоками
Внедрение информационных технологий в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам. Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупки, сбыта и хорошем маркетинге. И наоборот, точно просчитанные и жестко контролируемые условия финансовых расчетов могут существенно увеличить оборотные средства фирмы.
Управление складом, ассортиментом, закупками
Далее, можно автоматизировать процесс анализа движения товара, тем самым отследив и зафиксировав те двадцать процентов ассортимента, которые приносят восемьдесят процентов прибыли. Это же позволит ответить на главный вопрос — как получать максимальную прибыль при постоянной нехватке средств? «Заморозить» оборотные средства в чрезмерном складском запасе — самый простой способ сделать любое предприятие, производственное или торговое, потенциальным инвалидом. Можно просмотреть перспективный товар, вовремя не вложив в него деньги.
Управление производственным процессом
Управление производственным процессом представляет собой очень трудоемкую задачу. Основными механизмами здесь являются планирование и оптимальное управление производственным процессом.
Автоматизированное решение подобной задачи даст возможность грамотно планировать, учитывать затраты, проводить техническую подготовку производства, оперативно управлять процессом выпуска продукции в соответствии с производственной программой и технологией.
Очевидно, что чем крупнее производство, тем большее число бизнес-процессов участвует в создании прибыли, а значит, использование информационных систем жизненно необходимо.
Управление маркетингом
Управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний. Решение большинства этих задач могут быть формализованы и представлены в виде информационной системы, позволяющей существенно повысить эффективность управления маркетингом.
Документооборот
Документооборот является очень важным процессом деятельности любого предприятия. Хорошо отлаженная система учетного документооборота отражает реально происходящую на предприятии текущую производственную деятельность и дает управленцам возможность воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления.
Оперативное управление предприятием
Информационная система, решающая задачи оперативного управления предприятием, строится на основе базы данных, в которой фиксируется вся возможная информация о предприятии. Такая информационная система является инструментом для управления бизнесом и обычно называется корпоративной информационной системой.
Информационная система оперативного управления включает в себя массу программных решений автоматизации бизнес-процессов, имеющих место на конкретном предприятии. Одно из наиболее важных требований, предъявляемых к таким информационным системам, — гибкость, способность к адаптации и дальнейшему развитию.
Предоставление информации о фирме
Активное развитие сети Интернет привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления различного рода информации о предприятии. Практически каждое уважающее себя предприятие сейчас имеет свой web-сервер. Web-сервер предприятия решает ряд задач, из которых можно выделить две основные:
создание имиджа предприятия;
максимальная разгрузка справочной службы компании путем предоставления потенциальным и уже существующим абонентам возможности получения необходимой информации о фирме, предлагаемых товарах, услугах и ценах.
Кроме того, использование web-технологий открывает широкие перспективы для электронной коммерции и обслуживания покупателей через Интернет.
- Санкт-Петербург
- Раздел 1. Информационные процессы, системы и технологии 10
- Тема 1. Основные понятия информатики. Информатизация общества 10
- Тема 2. Основные сведения об информации и информационных процессах 25
- Тема 3. Информационные системы и технологии 37
- Раздел 2. Проектирование баз данных 59
- Тема 4. Основные понятия теории баз данных. Модели данных. 59
- Предусловие
- Введение
- Раздел 1. Информационные процессы, системы и технологии тема 1. Основные понятия информатики. Информатизация общества Понятие информации
- Взаимосвязь процессов компьютеризации и информатизации
- Понятие информационного ресурса, его потенциала и возможностей использования
- Основные проблемы информационного обеспечения науки, техники производства и управления
- Организационно-экономические аспекты информатизации
- Понятие технико-экономического обоснования
- Системно-информационный анализ и синтез в информатизации
- Новые информационные технологии в социально-экономических процессах
- Современные технические и программные средства информационных технологий.
- Вопросы по теме
- Тема 2. Основные сведения об информации и информационных процессах Понятие данных. Информация и ее роль в управлении.
- Атрибутивные и функциональные свойства информации
- Адекватность информации
- Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- Системы классификации, кодирования и организации информации.
- Общая характеристика, назначение, классификация, структура и эффективность информационных систем
- Информационные технологии: общая характеристика, назначение, классификация
- Понятие информационного обеспечения, основные формы, принципы, организация личного и корпоративного информационного обеспечения
- Информатизация управленческого решения
- Модели решения функциональных и вычислительных задач.
- Предметная область. Модель предметной области
- Объекты и атрибуты, связи между объектами и атрибутами объектов
- Концептуальная модель
- Типы моделей данных
- Реляционная модель данных. Основные определения: отношения, домены, кортежи, атрибуты
- Первичный ключ. Свойства отношений реляционной бд
- Ограничения на отношения, основные операции над отношениями
- Вопросы по теме
- Тема 5. Основы проектирования баз данных Методология проектирования бд
- Основные этапы проектирования бд
- Методы проектирования
- Использование case - технологии при проектировании базы данных.
- Вопросы по теме
- Тема 6. Технологии обработки экономической информацией на основе использования субд Системы управления базами данных, их эволюция и классификация
- Функции субд. Типовая организация субд
- Состав и назначение языковых средств субд
- Информационная безопасность баз данных
- Перспективы развития субд
- Информационные хранилища данных
- Модели данных, используемые для построения информационных хранилищ
- Вопросы по теме
- Раздел 3. Субд access тема 7. Субд Access и ее структура Основные объекты Access
- Режимы доступа к базе данных
- Понятие о синхронизации и репликациях базы данных
- Администрирование базы данных
- Поля, их типы и свойства
- Фильтрация и сортировка записей в таблицах
- Вопросы по теме
- Тема 9. Конструирование запросов Запросы qbe и запросы sql
- Основы конструирования qbe-запросов
- Запросы на выборку
- Запросы-действия
- Вопросы по теме
- Тема 10. Конструирование форм и отчетов Основы конструирования форм
- Структура формы
- Элементы управления
- Основы конструирования отчетов
- Структура отчет. Группировка данных в отчетах
- Использование вычисляемых полей в отчете.
- Вопросы по теме
- Тема 11. Средства автоматизации субд Основы конструирования макросов. Структура макроса. Виды макрокоманд.
- Создание макроса данных, управляемого событием. Создание именованного макроса данных
- Сведения о параметрах
- Управление макросами данных
- Создание изолированных макросов
- Создание внедренного макроса
- Создание вложенных макросов
- Вопросы по теме
- Тема 13. Основы языка sql История развития sql.
- Основы языка sql
- Вопросы по теме
- Заключение
- Список литературы