logo
Инженернаяикомпьютернаяграфика(шпаргалка)

14. Нанесение размеров на чертежах

Общие понятия и определения

Нанесение размеров на чертеже — это не только заключительный этап работы с размерами, но и завершающий этап конструирования изделия, отображенного на чертеже. На данном этапе производится конструкторская проверка правильности выбора численных значений размеров как с помощью вычислений, так и чисто графически путем вычерчивания элементов изображений с повышенной точностью.

В то же время в ЕСКД понятие «нанесение размеров» относится только к процессу непосредственного нанесения уже известных необходимых размеров. При этом рассматривается выбор места и способа их графического выражения на чертеже в зависимости от типа размера и имеющегося свободного места на чертеже.

Размер— это число, характеризующее величину отрезка прямой или величину угла. Он показывает, сколько линейных или угловых единиц содержится в измеряемом отрезке или угле. Линейные размеры указывают на чертежах в миллиметрах (единица измерения ставится только в текстовой части чертежа), угловые размеры — в градусах с указанием, если это необходимо, минут и секунд (30º ; 30º 45' ; 30º 5' 45'' ; 30º 45' 05,3").

Размеры, которыми обладают конкретные готовые изделия, называются действительными. Действительный размер — это размер, установленный измерением с допустимой для конкретного случая погрешностью (обратите внимание: не точностью).

На рабочем чертеже каждый исполнительный размер, т.е. размер, подлежащий выполнению по данному чертежу, представлен двумя предельными значениями (предельными размерами), между которыми должен находиться действительный размер.

Наибольший предельныйразмер — больший из двух предельных, наименьший предельный размер — меньший.

Допуском называется алгебраическая разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

На чертежах в большинстве случаев указывают номинальные значения размеров, однако всегда следует помнить, что любой размер, как и любой другой параметр изделия, подлежащий выполнению, должен быть задан двумя предельными значениями.

В технике принято термином «вал» определять охватываемые элементы деталей, а термином «отверстие» — охватывающие элементы. Эти понятия не связаны с конкретной формой элементов и относятся также к поверхностям, которые не являются охватывающими или охватываемыми, но могли бы быть ими. Размеры, не относящиеся к валам и отверстиям, называют прочими.

На рис. 48 схематично показано соединение двух деталей: в отверстие, имеющееся в одной детали, с зазором входит вал. Более частой штриховкой выделены допуски на выполнение размеров диаметров вала и отверстия.

Наибольший возможный зазор в соединении ∆mахопределяется как разность наибольшего предельного диаметра отверстияdотв maxи наименьшего предельного диаметра вала dвал min. Наименьший возможный зазор ∆minпредставляет собой разность наименьшего предельного диаметра отверстия dотв minи наибольшего предельного диаметра валаdвал max. Действительное значение зазора будет находиться между значениями ∆minи ∆mах.

Схема на рис. 48, а приводится в ГОСТ 25346 — 82 «Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений», а также во многих технических справочниках и учебниках. Однако невозможно объяснить, как допуски на диаметры вала и отверстия могут иметь не кольцевую форму.

Рис. 48. Схемы соединения двух деталей с зазором:

а– приведенная в ГОСТ 25346-82;б– реальное размещение полей допусков