3. Анализ теории экспертных систем и выводы Выбор подходящей проблемы для разработки экспертной системы.
Этот этап включает деятельность, предшествующую решению начать разрабатывать конкретную ЭС. Он включает:
- определение проблемной области и задачи;
- нахождение эксперта, желающего сотрудничать при решении проблемы, и назначение коллектива разработчиков;
- определение предварительного подхода к решению проблемы;
- анализ расходов и прибыли от разработки;
- подготовку подробного плана разработки.
Правильный выбор проблемы представляет, наверное, самую критическую часть разработки в целом. Если выбрать неподходящую проблему, можно очень быстро увязнуть в "болоте" проектирования задач, которые никто не знает, как решать. Неподходящая проблема может также привести к созданию экспертной системы, которая стоит намного больше, чем экономит. Дело будет обстоять еще хуже, если разработать систему, которая работает, но не приемлема для пользователей. Даже если разработка выполняется самой организацией для собственных целей, эта фаза является подходящим моментом для получения рекомендаций извне, чтобы гарантировать удачно выбранный и осуществимый с технической точки зрения первоначальный проект.
При выборе области применения следует учитывать, что если знание, необходимое для решения задач, постоянное, четко формулируемое, и связано с вычислительной обработкой, то обычные алгоритмические программы, по всей вероятности, будут самым целесообразным способом решения проблем в этой области,
Экспертная система ни в коем случае не устранит потребность в реляционных базах данных, статистическом программном обеспечении, электронных таблицах и системах текстовой обработки. Но если результативность задачи зависит от знания, которое является субъективным, изменяющимся, символьным или вытекающим частично из соображений здравого смысла, тогда область может обоснованно выступать претендентом на экспертную систему.
Приведем некоторые факты, свидетельствующие о необходимости разработки и внедрения экспертных систем:
- нехватка специалистов, расходующих значительное время для оказания помощи другим;
- потребность в многочисленном коллективе специалистов, поскольку ни один из них не обладает достаточным знанием;
- сниженная производительность, поскольку задача требует полного анализа - сложное набора условий, а обычный специалист не в состоянии просмотреть (за отведенное время) все эти условия;
- большое расхождение между решениями самых хороших и самых плохих исполнителей;
- наличие конкурентов, имеющих преимущество в том, что они лучше справляются с поставленной задачей.
Подходящие задачи имеют следующие характеристики:
1)являются узкоспециализированными;
2) не зависят в значительной степени от общечеловеческих знаний или соображении здравого смысла;
3) не являются для эксперта ни слишком легкими, ни слишком сложными (время, необходимое эксперту для решения проблемы, может составлять от трех часов до трех недель);
4) условия исполнения задачи определяются самим пользователем системы;
5) имеет результаты, которые можно оценить.
Обычно экспертные системы разрабатываются путем получения специфических знаний от эксперта и ввода их в систему. Некоторые системы могут содержать стратегии одного индивида. Следовательно, найти подходящего эксперта - это ключевой шаг в создании экспертных систем.
В процессе разработки и последующего расширения системы инженер по знаниям и эксперт обычно работают вместе. Инженер по знаниям помогает эксперту структурировал знания, определять и формализовать понятия и правила, необходимые для решения проблемы.
Во время первоначальных бесед они решают, будет ли их сотрудничество успешным. Это немаловажно, поскольку обе стороны будут работать вместе, по меньшей мере, в течение одного года. Кроме них в коллектив разработчиков целесообразно включить потенциальных пользователей и профессиональных программистов.
Предварительный подход к программной реализации задачи определяется исходя из характеристик задачи и ресурсов, выделенных на ее решение. Инженер по знаниям выдвигает обычно несколько вариантов, связанных с использованием имеющихся на рынке программных средств. Окончательный выбор возможен лишь на этапе разработки прототипа.
После того как задача определена, необходимо подсчитать расходы и прибыли от разработки экспертной системы. В расходы включаются затраты на оплату труда коллектива разработчиков. В дополнительные расходы приобретаемого программного инструментария, с помощью которого разрабатывается экспертная система.
Прибыль возможна за счет снижения цены продукции, повышения производительности труда, расширения номенклатуры продукции или услуг или даже разработки новых видов продукции или услуг в этой области. Соответствующие расходы и прибыли от системы определяются относительно времени, в течение которого возвращаются средства, вложенные в разработку. На современном этапе большая часть фирм, развивающих крупные экспертные системы, предпочли разрабатывать дорогостоящие проекты, приносящие значительные прибыли.
Наметились тенденции разработки менее дорогостоящих систем, хотя и с более длительным сроком возвращаемости вложенных в них средств, так как программные средства разработки экспертных систем непрерывно совершенствуются. После того как инженер по знаниям убедился, что:
- данная задача может быть решена с помощью экспертной системы;
- экспертную систему можно создать предлагаемыми на рынке средствами;
- имеется подходящий эксперт;
- предложенные критерии производительности являются разумными;
- затраты и срок их возвращаемости приемлемы для заказчика.
Он составляет план разработки. План определяет шаги процесса разработки и необходимые затраты, а также ожидаемые результаты.
Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом.
Системы, основанные на знаниях, имеют определенные преимущества перед человеком-экспертом.
1. У них нет предубеждений.
2. Они не делают поспешных выводов.
3. Эти системы работают, систематизировано, рассматривая все детали, часто выбирая наилучшую альтернативу из всех возможных.
4. База знаний может быть очень и очень большой. Будучи введены в машину один раз, знания сохраняются навсегда. Человек же имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время не используются, то они забываются и навсегда теряются.
Системы, основанные на знаниях, устойчивы к “помехам”. Эксперт пользуется побочными знаниями и легко поддается влиянию внешних факторов, которые непосредственно не связаны с решаемой задачей. ЭС, не обремененные знаниями из других областей, по своей природе менее подвержены “шумам”. Со временем системы, основанные на знаниях, могут рассматриваться пользователями как разновидность тиражирования - новый способ записи и распространения знаний. Подобно другим видам компьютерных программ они не могут заменить человека в решении задач, а скорее напоминают орудия труда, которые дают ему возможность решат задачи быстрее и эффективнее.
6. Эти системы не заменяют специалиста, а являются инструментом в его руках.
- Федеральное агентство по образованию
- 2. Виды информации
- 3.Свойства информации
- 4. Понятие информационных технологий
- 5. Новая информационная технология
- Тема 2. Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и обработки и представления информации
- 1. Информационные процессы
- 2.Структура информационного процесса
- 3. Обработка информации
- 4. Хранение информации
- 5. Операции над данными
- 6. Представление информации в компьютере
- Тема 3. Классификация ит по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации
- 1. Обработка текстовой информации
- 2. Обработка числовой информации
- 3. Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров
- Тема 4. Текстовые процессоры и электронные таблицы
- 1. Программное обеспечение для создания документов на эвм. Текстовые процессоры.
- 2. Табличный процессор ms excel
- 3. Классификация элементов объекта
- Тема 5. Компьютерная графика
- 1. Пиксели, разрешение, размер изображения
- 2. Типы изображений
- 3. Форматы файлов
- 4. Цвет и его модели
- Тема 6. Организация и поиск информации
- 1. Информации накопление и поиск
- 2. Типы информационных систем
- 3. Процесс накопления и поиска информации
- 4. Аппаратные средства поиска информации
- 5. Применение средств поиска информации
- Тема 7. Особенности обработки экономической статистической информации
- 1. Основные понятия статистической информации
- 2. Основные задачи
- 3. Структура статистической науки
- 4. Сбор, обработка и анализ статистической информации
- Тема 8. Гипертекстовые способы хранения и представления информации
- 1. Основы языка разметки гипертекста (html). Базовые понятия
- 2. Понятие и основные элементы гипертекстовой технологии
- 3. Широта применения гипертекста
- Тема 9. Мультимедийные технологии обработки и представления информации
- 2. Технические средства мультимедиа
- 3. Программы для работы с устройствами мультимедиа
- 4. Мультимедиа презентация
- Почему презентации эффективны
- Тема 10. Автоматизированные информационные системы, его типы и назначение
- 1. Классификация автоматизированных информационных систем.
- 2. Проблемы и эффекты от внедрения автоматизированных информационных систем.
- 3. Типы аис
- Тема 11. Общественные механизмы в сфере информации
- 1. Правовой анализ преступления в сфере компьютерной информации
- 3. Информационные технологии: основные этапы становления и развития
- 4. Место и роль информационных технологий в современном мире
- 5. Интернет как разновидность информационных технологий
- Тема 12.Экспертные системы
- Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение.
- 2. Технология разработки экспертных систем. Этапа разработки экспертных систем.
- Переход от прототипа к промышленной экспертной системе
- Технологии быстрого прототипирования.
- 3. Анализ теории экспертных систем и выводы Выбор подходящей проблемы для разработки экспертной системы.
- Тема 13. Структура экспертных систем
- Тема 14. Экономические аспекты применения ит, экономическая эффективность информационных систем
- 2. Экономическая эффективность информационных систем
- I. Автоматизированные информационные системы .
- I.I. Автоматизированное проектирование (сапр).
- I.2. Автоматизированные информационные системы класса erp.
- Mrp(II).
- 3. Информационная модель предприятия
- I-2 I-3
- I-1 ▼ I-4