4.2.1. Планирование потребности материалах
Метод планирования потребности в материалах (МКР I) предполагает решение следующего комплекса управленческих задач:
формирование календарного плана-графика снабжения сырьем,
материалами и комплектующими;
управление складским хозяйством;
учет оборотных средств (запасов материалов).
Состав автоматизированных функций системы управления МКР-систем представлен на рис. 4.1.
Спрос: прогнозы; Заказы покупателей |
| З апасы: в наличие; Открытие заказа |
| СЕРТИФИКАЦИЯ ВОМ (Bill of material) |
П ЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ |
ПЛАН ЗАКУПОК |
П ЛАН ВЫПУСКА |
Рис 4.1. Планирование потребности в материалах
Для плапирования потребности в материалах используют следующие входные даные:
о независимом спросе на готовые изделия, полуфабрикаты и запчасти, продаваемые на сторону. Иформация представлепа в виде прогноза продаж и заказов покупателей;
запасах товарно-материальных ценностей на складе (остатки готовой продукции, незавершенное производство, залежи сырья и материалов);
конструкторском составе изделий и технологических нормах расхода сырья, материалов и компонентов на единицу готовой продукции ( Bill of material – BOM)
об открытых заказах на поставку материалов, производственных заказах на изготовление изделий («открытый заказ» — находится в стадии исполнения).
Чем сложнее структура выпускаемых готовых изделий, тем более жесткие требования к полноте и точности описания ВОМ. В результате планирования потребности в материалах формируются:
• плановые заказы (planned orders) — в них определены размер заказа, дата запуска и дата выполнения заказа;
• рекомендации — действия, которые необходимы для устранения проблем с запасами. Эти рекомендации придают характер системы поддержки принятия решений (примеры рекомендаций: «перепланировать заказ», «отменить заказ», «запустить заказ»).
Рассчитываемый объем запасов должен покрывать производственные и непроизводственные нужды, поддерживать необходимый уровень страхового запаса, который создается для обеспечения ритмичности производства и сбыта готовой продукции. Система MRP обеспечивает формирование сводных отчетов для реализации функций контроля и анализа поставок материалов и имеет следующие преимущества:
• возможность оптимизации (синхронизации) времени поступления материалов и выпуска (сбыта) продукции;
• снижение уровня складских запасов;
• более точная информация для производственного учета.
База данных содержит большой объем конструкторской информации, а также учетные сведения о состоянии складов и ходе процесса производства готовой продукции.
Недостатком метода MRP является учет ограниченного перечня производственных факторов (так, в расчетных моделях и алгоритмах пс учитываются реальные производственные мощности, состояние трудовых и финансовых ресурсов предприятия). Поскольку при планировании объем производственных ресурсов считается не ограниченным, MRP-системы не гарантируют обязательность выполнения сформированного плана. Кроме того, не производятся вариантные расчеты плановой потребности в материалах, и поэтому анализ типа «Что если?» невозможен в принципе. Как правило, ИС, обеспечивающие данный метод управления, являются системами централизованной обработки данных, в которых используется пакетный режим обработки данных.
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- 4.2. Роль и место информационных технологии в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности материалах
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrp II)
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизации управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия