13.2.3. Распространение массовой информации
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается.
Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.
Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом прямо или косвенно не взимается плата, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле Закона «О средствах массовой информации».
Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, — помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц.
В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных Законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.
Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Выходные данные и тираж
Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать установленные Законом обязательные сведения (выходные данные):
название издания;
учредитель (соучредители);
фамилия, инициалы главного редактора;
порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет — также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
индекс для изданий, распространяемых через предприятия связи;
тираж;
цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
адреса редакции, издателя, типографии.
При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.
Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
название программы;
дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
фамилия, инициалы главного редактора;
тираж;
редакция и ее адрес;
цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно».
Лицензирование вещания
Лицензии на вещание выдаются Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и территориальными комиссиями. Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
В выдаче лицензии на вещание должно быть отказано, если отсутствует техническая возможность осуществлять вещание с заявленными характеристиками либо близкими к ним.
В выдаче лицензии на вещание может быть отказано по основаниям, предусмотренным условиями конкурса, если заявки рассматриваются на конкурсной основе.
Уступка лицензии на вещание другому лицу допускается только с согласия выдавшего ее органа с соответствующим переоформлением лицензии.
Размеры и порядок взимания штаты за лицензию на вещание, а также за переоформление лицензии устанавливаются Правительством РФ.
Лицензия аннулируется в случаях, если:
она была получена обманным путем;
неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные указанным Законом правила распространения радио- и телепрограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения;
установлен факт скрытой уступки лицензии.
Законами РФ могут быть установлены дополнительные основания аннулирования лицензии.
Аннулирование лицензии производится решением выдавшего ее органа.
При аннулировании лицензии плата за лицензию возврату не подлежит.
Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций вырабатывает государственную политику в области лицензирования радио- и телевешания и проводит ее как непосредственно, так и через территориальные комиссии по телерадио вещанию.
Хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения, эротические издания
В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:
сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.
В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
Сроки хранения материалов передач — не менее одного месяца со дня выхода в эфир; регистрационного журнала — не менее одного года с даты последней записи в нем.
Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:
вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средств массовой информации предусмотрена законодательством РФ.
Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
Редакции государственных средств массовой информации обязаны
незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в -свет (в эфир) по требованию Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
Устанавливается особый порядок распространения эротических изданий. Под средством массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей указанного Закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Распространение выпусков специализированных радио- и теле- программ эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.
Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях.
- Глава 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования 16
- Глава 3 предмет, метод и система информационного права 31
- Глава 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения 47
- Глава 5 источники информационного права 55
- Глава 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет 91
- Глава 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности 100
- Глава 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации 112
- Глава 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела 136
- Глава 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов 141
- Глава 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны 145
- Глава 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны 154
- Глава 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных 158
- Глава 1 информационное общество и право
- 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления
- 1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- 1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества
- 1.4. Цель настоящего учебника
- Глава 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования
- 2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права
- 2.1.1. Определение понятия «информация»
- 2.1.2. Информация в актах действующего законодательства
- 2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает
- В правовой системе
- 2.1.4. Классификация информации по доступу к ней
- 2.1.5. Юридические особенности и свойства информации
- 2.2. Модель информационной сферы
- 2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации
- 2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации
- 2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг
- 2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Общая часть
- Глава 3 предмет, метод и система информационного права
- 3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права
- 3.2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- 3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- 3.4. Методы информационного права
- 3.5. Принципы информационного права
- 3.6. Субъекты информационного права
- 3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права
- 3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
- 3.8.1. Информационное право как наука
- 3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- 3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина
- 3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере
- Глава 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика
- 4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- 4.3. Классификация информационных правоотношений
- 4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
- 4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
- 4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
- Глава 5 источники информационного права
- 5.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права
- Раздел 120.000.000 «информация и информатизация»:
- 5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации
- 5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства
- 5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей
- Глава 6 право на поиск, получение и использование информации
- 6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации
- 6.2. Основные субъекты правоотношений
- 6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов
- Глава 7. Информация как объект самостоятельного оборота
- 7.1. Вопросы информационной собственности
- 7.2. Модель гражданского оборота информации
- 7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации
- Глава 8 документированная информация как объект информационных правоотношений
- 8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
- 8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов
- 8.3. Правовой режим документированной информации
- 8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации
- 8.5. Документированная информация в международном информационном обмене
- Глава 9 инфорих обеспечения как объекты информационных правоотношений
- 9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- 9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.4. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- 9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»1
- Глава 10 правовые проблемы информационной безопасности
- 10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- 10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации
- 10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- 10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- 10.4. Защита прав и свобод в информ. Сфере в условиях информатизации
- 10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- 1. Область поиска, получения и потребления информации.
- 2. Область создания (производство) исходной и производной информации.
- 3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки и предоставления пользователям информационных продуктов, информационных услуг.
- 4. Область создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
- Глава 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет
- 11.1. Интернет и правовая система
- 11.1.1. Интернет как виртуальная среда
- 11.1.2. Правовые аспекты Интернет
- 11.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет
- 11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- 11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет
- 11.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- 11.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Особенная часть
- Глава 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности
- 2.1. Основные источники института интеллектуальной собственности
- 12.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права
- 12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства
- 12.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для эвм и баз данных
- 12.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- 12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- 12.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
- Глава 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации
- 13.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации
- 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
- 13.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации
- 13.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации
- 13.2.2. Организация деятельности средства массовой информации
- 13.2.3. Распространение массовой информации
- 13.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- 13.2.5. Правовой статус журналиста
- 13.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- 13.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- 13.3. Государственная поддержка средств массовой информации
- 13.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации
- 13.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов
- 13.6. Реклама
- 13.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации
- 13.8. Средства массовой информации и Интернет
- 13.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- 13.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в сша
- 13.10.1. Свобода самовыражения
- 13.10.2. Диффамация
- 13.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности
- 13.10.4. Защита истопников информации
- 13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
- Глава 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела
- 14.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации
- 14.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела
- 14.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание.
- 14.4. Обязанности государства в области библиотечного дела
- 14.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела
- 14.6. Организация взаимодействия библиотек
- 14.7. Экономические аспекты библиотечного дела
- 14.8. Авторское право в деятельности библиотек1
- Глава 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов
- 15.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации
- 15.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов
- 15.3. Правовой режим архивов
- 15.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации
- 15.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов
- 15.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов
- 15.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах
- 15.8. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Глава 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны
- 16.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну
- 16.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
- 1. Палаты Федерального Собрания:
- 2. Президент рф:
- 3. Правительство рф:
- 5. Органы судебной власти:
- 16.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне
- 16.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
- 16.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- 16.6. Рассекречивание сведений и их носителей
- 16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
- 16.8. Защита государственной тайны
- 16.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
- Глава 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны
- 17.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну
- 17.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 17.3. Правовой режим коммерческой тайны
- 17.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
- 17.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны
- 17.6. Защита прав на коммерческую тайну
- Глава 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных
- 18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных
- 18.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 18.3. Правовые основы работы с персональными данными
- 18.4. Права субъекта персональных данных
- 18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
- 18.6. Государственное регулирование работы с персональными данными
- 18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных
- Приложение словарь терминов, используемых в актах информационного законодательства1
- 1. Законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации
- 2. Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг Федеральные законы
- 3. Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения Федеральные законы
- 4. Законодательство об информационной безопасности Федеральные законы
- 5. Законодательство об интеллектуальной собственности Федеральные законы
- 6. Законодательство о средствах массовой информации Федеральные законы
- 7. Законодательство о библиотечном деле Федеральные законы
- 8. Законодательство об архивном фонде и архивах Федеральные законы
- 9. Законодательство о государственной тайне Федеральные законы
- 10. Законодательство о коммерческой тайне Федеральные законы
- 11. Законодательство о персональных данных Федеральные законы
- 12. Отдельные информационно-правовые нормы в составе гк рф
- 13. Законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере
- Рекомендуемая литература