logo search
голенда часть 3

8.4. Стандартизация и сертификация информационных технологий

По определению Международной организации по стандар­тизации стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определен­ных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и тре­бований техники безопасности.

Стандартизация является эффективным средством обес­печения качества, совместимости, взаимозаменяемости про­дукции и ее составных частей; унификации и типизации со­ставляющих; соблюдения норм безопасности и удовлетворения экологических требований; обеспечения единства характе­ристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Стандарт — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согла­сия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, произ­водства, эксплуатации (использования), хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях — региональном, национальном, международном.

Основные задачи стандартизации:

• обеспечение взаимопонимания разработчиков, изгото­вителей, продавцов и потребителей (заказчиков);

• установление оптимальных требований к номенклату­ре и качеству продукции в интересах потребителя и государ­ства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окру­жающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• установление требований по совместимости (конструк­тивной, электрической, электромагнитной, информацион­ной, программной и др.) и взаимозаменяемости продукции;

• согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

• унификация на основе установления и применения па­раметрических и типоразмерных рядов, базовых конструк­ций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

• установление метрологических норм, правил, положе­ний и требований;

• нормативно-техническое обеспечение контроля (испы­таний, анализа, измерений), сертификации и оценки каче­ства продукции;

• установление требований к технологическим процес­сам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоем­кости и трудоемкости, для обеспечения применения малоот­ходных технологий;

• создание и ведение систем классификации и кодирова­ния технико-экономической информации;

• нормативное обеспечение межгосударственных и госу­дарственных социально-экономических и научно-техниче­ских программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, конт­роль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

• создание системы каталогизации для обеспечения пот­ребителей информацией о номенклатуре и основных показа­телях продукции;

• содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степе­ни упорядочения в той или иной области посредством широ­кого и многократного использования установленных положе­ний, требований, норм, для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Выделяют следующие принципы стандартизации:

• сбалансированность интересов сторон, разрабатыва­ющих, изготавливающих, предоставляющих и потребля­ющих продукцию (услугу);

• системность и комплексность;

• динамичность (периодическая проверка стандартов и внесение в них изменений) и опережающее развитие стан­дарта (внесение в стандарт перспективных требований);

• эффективность (экономия ресурсов, повышение надеж­ности, технической и информационной совместимости, безо­пасности);

• приоритетность разработки стандартов, способству­ющих обеспечению безопасности, совместимости и взаимо­заменяемости продукции (услуг);

• гармонизация (согласованность региональных, нацио­нальных и международных стандартов с приоритетом меж­дународных);

• четкая формулировка положений стандарта. Стандартизация базируется на общенаучных и специфи­ческих методах.

Государственная система стандартизации Республики Бе­ларусь начала формироваться в 1992 г. в связи со становле­нием государственного суверенитета. Основой ее является свод законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, который включает техническое законо­дательство; государственные стандарты, республиканские классификаторы технико-экономической информации; стан­дарты отраслей и научно-технических и инженерных об­ществ, предприятий и технические условия.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов Республики Беларусь, подзаконных актов по стандартизации (постанов­лений Правительства Республики Беларусь, приказов орга­нов исполнительной власти), применяемых для государст­венного регулирования качества продукции и услуг. Право­вую основу его составляют законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 янва­ря 2004 г. 262-3, «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных, правовых актов в области техни­ческого нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 г. № 269-3, «Об обеспечении единства измерений» от 5 января 1995 г. № 3848-ХП (ред. от 09.11.2009 г.).

Государственные стандарты представлены: государствен­ными стандартами Республики Беларусь (СТБ); межгосу­дарственными стандартами (ГОСТами); государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомен­дациями по стандартизации; республиканскими классифика­торами технико-экономической и социальной информации.

Отраслевые стандарты (ОСТ) имеют ограниченную сферу применения — определенная отрасль народного хозяйства; стандарты научно-технических и инженерных обществ — определенная деятельность. Сфера применяемости стандар­тов предприятий (СТП) и технических условий (ТУ) ограни­чивается рамками организации (предприятия).

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверж­дении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (ис­пользования), хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции или оказанию услуг, определяет правовые и организаци­онные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной полити­ки в этой области.

Методологические вопросы стандартизации, ее организа­ции и функционирования изложены в комплексе государ­ственных основополагающих стандартов.

Объектами стандартизации в области информационных технологий являются процессы, методы, ресурсы, средства, информационные продукты и услуги, качество, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

В зависимости от специфики объекта стандартизации, со­держания разрабатываемых и предъявляемых к нему требо­ваний все стандарты подразделяются на основополагающие, продукцию, услуги, процессы, методы контроля, испыта­ний, измерений, анализа.

Основополагающий стандарт — нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для опре­деленной области. Обычно он используется либо как стан­дарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

Стандарт на методы испытаний — нормативный доку­мент, устанавливающий методики, правила, процедуры раз­личных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки).

Стандарт на продукцию — нормативный документ, со­держащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Не­полный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам по­ставки и т.д.).

Стандарт на процесс — нормативный документ, содер­жащий требования соответственно к процессу (например, к технологии проектирования).

Сертификация продукции — это деятельность по под­тверждению соответствия продукции установленным требо­ваниям. Она осуществляется в целях:

• создания условий для деятельности предприятий, уч­реждений, организаций и предпринимателей на едином то­варном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве и международной торговле;

• содействия потребителям в компетентном выборе про­дукции;

• защиты потребителя от недобросовестности изготовите­ля (продавца, исполнителя);

• контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждения показателей качества продукции, заяв­ленных изготовителем.

Объектом сертификации является продукция (работы, услуги) как отечественная, так и импортируемая, процессы и системы качества. Сертификация может иметь обязатель­ный и добровольный характер.

Ситуация на мировом рынке наукоемкой продукции раз­вивается в сторону полного перехода на электронную техно­логию проектирования, изготовления и сбыта продукции. Предположительно, что в ближайшие несколько лет миро­вой рынок наукоемких технологий полностью перейдет на стандарты CALS (Computer Acquisition and Lifecycle Sup­port — непрерывная информационная поддержка жизненно­го цикла продукции). CALS-технологии представляют собой современную организацию процессов разработки, производ­ства, послепродажного сервиса, эксплуатации изделий пу­тем информационной поддержки процессов их жизненного цикла на основе стандартизации методов представления дан­ных на каждой его стадии и безбумажного электронного об­мена данными.

CALS предполагает отказ от бумажной технологии оформ­ления технической документации, базирующейся на сотнях стандартов и замене многочисленных автономных систем ав­томатизированного проектирования, подготовки производ­ства и так далее, которые не решают проблем информацион­ного обмена между различными участниками жизненного цикла изделия (заказчиками, разработчиками, производите­лями, эксплуатационниками) на интегрированную инфор­мационную среду.