1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
В июле 2000 г. в Окинаве «восьмерка» приняла Хартию Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения государств и стран в такое общество.
«Восьмерка» провозгласила основные положения, которые страны будут применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. Это следующие положения.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.
2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого руководители стран «восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности.
3. Стремясь к достижению этих целей, руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, по обеспечению экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.
5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и Экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.
В Хартии выделяется четыре раздела: использование возможностей цифровых технологий; преодоление электронно-цифрового разрыва; содействие всеобщему участию; дальнейшее развитие.
Использование возможностей цифровых технологий
6. Задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей важно строить работу на следующих ключевых направлениях:
проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социально го согласия;
рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий;
разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;
развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИТ во многих секторах нашей экономики;
активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
7. Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, транспарентной и не дискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. Необходимо позаботиться о том, чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государственным и частным секторами, а также транспарентности и технологической нейтральности. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению делового и потребительского доверия.
В целях максимизации социальной и экономической выгоды информационного общества «восьмерка» согласна со следующими основными принципами и подходами и рекомендует их:
продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков для информационной технологии и телекоммуникационной продукции и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах подключение к основным телекоммуникациям;
защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии. Это имеет важное значение для продвижения нововведений, связанных с ИТ, развития конкуренции и широкого внедрения новых технологий. «Восьмерка» приветствует совместную работу представителей органов власти стран по защите интеллектуальной собственности и поручает своим экспертам обсудить дальнейшие направления работы в этой сфере;
подтверждается обязательство правительств использовать только лицензированное программное обеспечение;
ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют важное значение для информационного общества и экономик. Повышение их эффективности и 'конкурентоспособности позволит расширить преимущества информационного общества. Таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных структур;
развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в области электронной торговли в ВТО и на других международных форумах и применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле;
последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО;
продвижение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной совместимости;
повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив, таких, как кодексы поведения, маркировка и другие программы подтверждения надежности, и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров;
развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни потребителя, а также защиты личной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации;
дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
8. Усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. «Восьмерка» берет на себя обязательство обеспечить осуществление эффективных мер — как это указано в Руководящих принципах по безопасности информационных систем ОЭСР — в борьбе с преступностью в компьютерной сфере. Будет расширено сотрудничество стран «Группы восьми» в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. «Восьмерка» будет и далее содействовать установлению диалога с представителями промышленности о безопасности и доверии в киберпространстве. Необходимо также найти эффективные политические решения актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы. «Восьмерка» будет и дал ее привлекать представителей промышленности и других посредников для защиты важных информационных инфраструктур.
Преодоление электронно-цифрового разрыва
9. Вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними занял важное место в национальных дискуссиях. Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям. «Восьмерка» подтверждает приверженность предпринимаемым в настоящее время усилиям по разработке и осуществлению стратегии, направленной на решение данного вопроса. Приветствует то, что и промышленность, и гражданское общество все более склоняются к признанию необходимости преодоления этого разрыва. Мобилизация знаний и ресурсов в этой области - необходимое условие урегулирования данной проблемы. «Восьмерка» будет и далее стремиться к эффективному сотрудничеству между правительствами и гражданским обществом, чутко реагирующим на высокие темпы развития технологий и рынка.
10. Ключевой составляющей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех.
«Восьмерка» будет и далее:
содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций;
изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые для широкой публики;
уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа:
содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.
11. Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. «Восьмерка» обязуется предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки. «Восьмерка» будет и далее стремиться к осуществлению этой масштабной цели, предоставляя школам, классам и библиотекам компьютерное оборудование, способное работать в режиме реального времени, а также направлять туда преподавателей, имеющих навыки работы с ИТ и мультимедийными средствами. Кроме того, будут осуществляться меры по поддержке и стимулированию малых и средних предприятий, а также людей, работающих не по найму, предоставляя им возможность подключаться к сети Интернет и эффективно ею пользоваться. Будет поощряться использование ИТ в целях предоставления гражданам возможности пожизненного обучения с применением передовых методик, в особенности тем категориям граждан, которые в противном случае не имели бы доступа к образованию и профессиональной подготовке.
Содействие всеобщему участию
12. Информационные технологии открывают перед развивающимися странами великолепные возможности. Страны, которым удалось направить свой потенциал в нужное русло, могут надеяться на преодоление препятствий, традиционно возникающих в процессе развития инфраструктуры, более эффективное решение своих насущных задач в области развития таких, как сокращение бедности, здравоохранение, улучшение санитарных условий и образование, использование преимуществ быстрого роста глобальной электронной торговли. Некоторые развивающиеся страны достигли значительных успехов в этих областях.
13. Тем не менее не стоит недооценивать проблему мирового масштаба, связанную с преодолением существующих различий в области информации и знаний. «Восьмерка» отдает должное тому вниманию, которое уделяют этой проблеме многие развивающиеся страны. В действительности, все те развивающиеся страны, которые не успевают за более высокими темпами развития ИТ, оказываются, лишены возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению ИТ препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур, в частности энергетического сектора, телекоммуникаций и образования.
14. «Восьмерка» признает, что при решении этой проблемы следует учитывать разнообразие условий и потребностей, сложившееся в развивающих странах. Здесь не может быть «уравнительного» решения. И это в свою очередь говорит о той важной роли, которую должны сыграть развивающиеся страны, выдвигая собственные инициативы о принятии последовательных национальных программ с целью осуществления политических мер, направленных на поддержку развития ИТ и конкуренции в этой сфере, а также создания нормативной базы, использование ИТ в интересах решения задач в области развития и в социальной сфере, развитие людских ресурсов, имеющих навыки работы с ИТ, с целью поощрения выдвигаемых на локальном уровне инициатив и местного предпринимательства.
Дальнейшее развитие
15. Усилия по преодолению международной разобщенности в решающей степени зависят от эффективного сотрудничества между всеми участниками. Для создания рамочных условий для развития ИТ важную роль и в дальнейшем будет играть двустороннее и многостороннее сотрудничество. Международные финансовые институты, включая многосторонние банки развития, особенно Всемирный банк, весьма пригодны для этой цели и могут разрабатывать и осуществлять программы, которые будут способствовать росту и борьбе с бедностью, а также расширять связи, доступ и обучение. Международная сеть телекоммуникаций, ЮНКТАД и ЮНДП и другие соответствующие международные фонды также могут сыграть важную роль. Центральной остается роль частного сектора в продвижении ИТ в развивающихся странах. Он может существенно способствовать международным усилиям по преодолению цифрового разрыва. ИТ глобальны по сути и требуют глобального подхода.
16. «Восьмерка» приветствует предпринимаемые усилия по преодолению международного электронно-цифрового разрыва посредством двусторонней помощи в области развития и по линии международных организаций и частных групп. Приветствуется также вклад частного сектора в лице таких организаций, как Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Глобальный Диалог Бизнеса по вопросам электронной торговли (1 ДБ), а также глобальный форум.
17. Как отмечается в декларации о роли информационных технологий в контексте основанной на знаниях глобальной экономики, которая была принята Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) на уровне министров, существует необходимость расширения международного диалога и сотрудничества в целях повышения эффективности программ и проектов в области информационных технологий совместно с развивающимися странами и сведения воедино («наилучшего опыта», а также мобилизации ресурсов всех участников для того, чтобы способствовать ликвидации электронно-цифрового разрыва. «Восьмерка» будет и далее содействовать укреплению партнерства между развитыми и развивающимися странами, гражданским обществом, включая местные фирмы, фонды и учебные заведения, а также международные организации. «Восьмерка» будет работать над тем, чтобы развивающиеся страны в партнерстве с другими участниками могли получать финансовое, техническое и политическое обеспечение в целях создания благоприятного климата для использования информационных технологий.
18. «Восьмерка» согласилась учредить Группу по возможностям информационной технологии (Группа ДОТ), чтобы объединить усилия в целях формирования широкого международного подхода. Группа ДОТ будет созвана для изучения наилучших возможностей подключения к работе всех участников.
Эта группа высокого уровня в режиме тесных консультаций с другими партнерами и воспринимая потребности развивающихся стран будет:
активно содействовать диалогу с развивающимися странами, международными организациями и другими участниками для продвижения международного сотрудничества с целью формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а также улучшения технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала, а также поощрения участия в глобальных сетях электронной торговли;
поощрять собственные усилия «восьмерки» в целях сотрудничества в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области ИТ;
содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами и работать над тем, чтобы мировая общественность больше пила о стоящих перед ней вызовах и имеющихся возможностях;
изучить вопрос о том, какой вклад вносит частный сектор и другие заинтересованные группы, например Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва;
представить доклад по итогам работы личным представителям «восьмерки» до следующей встречи в Генуе.
19. Для выполнения этих задач группа будет изыскивать пути к принятию конкретных мер в указанных ниже приоритетных областях:
а) формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:
поддержка политического консультирования и укрепление местного потенциала, с тем чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции, гибкой и учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;
содействие обмену опытом между развивающимися странами и другими партнерами;
содействие более эффективному и широкому использованию ИТ в области развития, включая такие широкие направления, как сокращение бедности, образование, здравоохранение и культура;
совершенствование системы управления, включая изучение новых методов комплексной разработки политики;
поддержка международных организаций в целях объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов в контексте программ сотрудничества, таких, как программа «InfoDev»;
б) улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат:
мобилизация ресурсов в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры, уделение особого внимания "Партнерскому» подходу со стороны правительств, международных организаций, частного сектора и НПО;
поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической совместимости;
поддержка программ доступа на местном уровне;
поощрение технологических исследований и прикладных разработок в соответствии с конкретными потребностями развивающихся стран; улучшения взаимодействия между сетями, службами и прикладными системами;
поощрение производства современной информационно-содержательной продукции, включая расширение объема информации на родных языках;
и) укрепление человеческого потенциала:
уделение повышенного внимания базовому образованию, а также расширению возможностей пожизненного обучения е упором на развитие навыков использования ИТ;
содействие подготовке специалистов в сфере ИТ и других актуальных областях, а также в нормативной сфере;
разработка инновационных подходов в целях расширения традиционной технической помощи, включая дистанционное обучение и подготовку на местном уровне;
создание сети государстве иных учреждений и институтов, включая школы, научно-исследовательские центры и университеты;
г) поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли: оценка и расширение возможностей использования электронной торговли посредством консультирования при открытии бизнеса в развивающихся странах, а также путем мобилизации ресурсов r Целях содействия предпринимателям в использовании ИТ для повышения эффективности их деятельности и расширения доступа к новым рынкам; обеспечение соответствия возникающих «правил игры» усилиям в сфере развития и укрепление способности развивающихся стран играть конструктивную роль в определении этих правил.
Таким образом, Окинавская Хартия являет собой важнейший документ, призванный организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества планеты Земля. Большая роль в этом сложном комплексном процессе в Хартии отводится нормативному обеспечению, определяется его роль. «Восьмерка» говорит о необходимости создании и укрепления нормативной базы информационного общества, о его дальнейшем развитии, о подготовке специалистов в нормативной сфере, продвижении международного сотрудничества в области нормативного обеспечения информационного общества.
Информационное право составляет нормативную базу информационного общества. Информационное право как нормативная база информационного общества, как и само информационное общество, только формируется.
- Глава 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования 16
- Глава 3 предмет, метод и система информационного права 31
- Глава 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения 47
- Глава 5 источники информационного права 55
- Глава 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет 91
- Глава 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности 100
- Глава 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации 112
- Глава 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела 136
- Глава 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов 141
- Глава 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны 145
- Глава 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны 154
- Глава 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных 158
- Глава 1 информационное общество и право
- 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления
- 1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- 1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества
- 1.4. Цель настоящего учебника
- Глава 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования
- 2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права
- 2.1.1. Определение понятия «информация»
- 2.1.2. Информация в актах действующего законодательства
- 2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает
- В правовой системе
- 2.1.4. Классификация информации по доступу к ней
- 2.1.5. Юридические особенности и свойства информации
- 2.2. Модель информационной сферы
- 2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации
- 2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации
- 2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг
- 2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Общая часть
- Глава 3 предмет, метод и система информационного права
- 3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права
- 3.2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- 3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- 3.4. Методы информационного права
- 3.5. Принципы информационного права
- 3.6. Субъекты информационного права
- 3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права
- 3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
- 3.8.1. Информационное право как наука
- 3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- 3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина
- 3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере
- Глава 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика
- 4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- 4.3. Классификация информационных правоотношений
- 4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
- 4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
- 4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
- Глава 5 источники информационного права
- 5.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права
- Раздел 120.000.000 «информация и информатизация»:
- 5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации
- 5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства
- 5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей
- Глава 6 право на поиск, получение и использование информации
- 6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации
- 6.2. Основные субъекты правоотношений
- 6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов
- Глава 7. Информация как объект самостоятельного оборота
- 7.1. Вопросы информационной собственности
- 7.2. Модель гражданского оборота информации
- 7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации
- Глава 8 документированная информация как объект информационных правоотношений
- 8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
- 8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов
- 8.3. Правовой режим документированной информации
- 8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации
- 8.5. Документированная информация в международном информационном обмене
- Глава 9 инфорих обеспечения как объекты информационных правоотношений
- 9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- 9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.4. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- 9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»1
- Глава 10 правовые проблемы информационной безопасности
- 10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- 10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации
- 10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- 10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- 10.4. Защита прав и свобод в информ. Сфере в условиях информатизации
- 10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- 1. Область поиска, получения и потребления информации.
- 2. Область создания (производство) исходной и производной информации.
- 3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки и предоставления пользователям информационных продуктов, информационных услуг.
- 4. Область создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
- Глава 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет
- 11.1. Интернет и правовая система
- 11.1.1. Интернет как виртуальная среда
- 11.1.2. Правовые аспекты Интернет
- 11.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет
- 11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- 11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет
- 11.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- 11.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Особенная часть
- Глава 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности
- 2.1. Основные источники института интеллектуальной собственности
- 12.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права
- 12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства
- 12.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для эвм и баз данных
- 12.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- 12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- 12.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
- Глава 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации
- 13.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации
- 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
- 13.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации
- 13.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации
- 13.2.2. Организация деятельности средства массовой информации
- 13.2.3. Распространение массовой информации
- 13.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- 13.2.5. Правовой статус журналиста
- 13.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- 13.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- 13.3. Государственная поддержка средств массовой информации
- 13.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации
- 13.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов
- 13.6. Реклама
- 13.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации
- 13.8. Средства массовой информации и Интернет
- 13.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- 13.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в сша
- 13.10.1. Свобода самовыражения
- 13.10.2. Диффамация
- 13.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности
- 13.10.4. Защита истопников информации
- 13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
- Глава 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела
- 14.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации
- 14.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела
- 14.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание.
- 14.4. Обязанности государства в области библиотечного дела
- 14.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела
- 14.6. Организация взаимодействия библиотек
- 14.7. Экономические аспекты библиотечного дела
- 14.8. Авторское право в деятельности библиотек1
- Глава 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов
- 15.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации
- 15.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов
- 15.3. Правовой режим архивов
- 15.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации
- 15.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов
- 15.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов
- 15.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах
- 15.8. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Глава 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны
- 16.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну
- 16.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
- 1. Палаты Федерального Собрания:
- 2. Президент рф:
- 3. Правительство рф:
- 5. Органы судебной власти:
- 16.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне
- 16.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
- 16.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- 16.6. Рассекречивание сведений и их носителей
- 16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
- 16.8. Защита государственной тайны
- 16.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
- Глава 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны
- 17.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну
- 17.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 17.3. Правовой режим коммерческой тайны
- 17.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
- 17.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны
- 17.6. Защита прав на коммерческую тайну
- Глава 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных
- 18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных
- 18.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 18.3. Правовые основы работы с персональными данными
- 18.4. Права субъекта персональных данных
- 18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
- 18.6. Государственное регулирование работы с персональными данными
- 18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных
- Приложение словарь терминов, используемых в актах информационного законодательства1
- 1. Законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации
- 2. Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг Федеральные законы
- 3. Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения Федеральные законы
- 4. Законодательство об информационной безопасности Федеральные законы
- 5. Законодательство об интеллектуальной собственности Федеральные законы
- 6. Законодательство о средствах массовой информации Федеральные законы
- 7. Законодательство о библиотечном деле Федеральные законы
- 8. Законодательство об архивном фонде и архивах Федеральные законы
- 9. Законодательство о государственной тайне Федеральные законы
- 10. Законодательство о коммерческой тайне Федеральные законы
- 11. Законодательство о персональных данных Федеральные законы
- 12. Отдельные информационно-правовые нормы в составе гк рф
- 13. Законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере
- Рекомендуемая литература