Автоматизированные информационно-справочные
АИСС — это автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, хранения, поиска и выдачи в требуемом виде потребителям информации справочного характера.
В зависимости от характера работы с информацией различают следующие виды АИСС:
автоматизированные архивы (АА);
автоматизированные системы делопроизводства (АСД);
автоматизированные справочники (АС) и картотеки (AK)
автоматизированные системы ведения электронных карт местности (АСВЭКМ) и др.
В настоящее время разработано большое количество разновидностей АИСС и их количество продолжает увеличиваться. АИСС создаются с использованием технологий баз данных, достаточно хорошо разработанной и получившей широкое распространение. Для создания АИС, как правило, не требуется высокопроизводительная вычислительная техника.
Простота Создания АИСС и высокий положительный эффект от их использования определили их активное пользование во всех сферах профессиональной (в том числе и управленческой) деятельности.
В процессе развития автоматизированных информационно-поисковых систем сформировались три вида информационного обслуживания документальное, фактографическое и концептографическое. Каждому из этих видов соответствует своя информационная система.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ система, в течение уже многих веков обеспечивала информационное обслуживание общества в целом и различных его институтов, в том числе науки и техники.
Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых потребители извлекают сами. Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа: сначала потребителю предоставляется некоторая совокупность релевантных (релевантность - смысловое соответствие содержания документа информационному запросу {смысловое соответствие между двумя текстами}) его запросу вторичных документов (этот этап называется библиографическим), а затем, после отбора потребителем из этой совокупности определенного числа уже пертинентных (пертинентность - соответствие содержания документа информационной потребности конкретного специалиста) документов, ему предоставляют сами документы (этот этап называется библиотечным обслуживанием). Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется опосредовано, через первичный документ.
В отличие от документального обслуживания ФАКТОГРАФИЧЕСКОЕ предполагает удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (отдельных данных, фактов, концепций). Эти сведения, также релевантные запросам потребителей, предварительно извлекаются информационными работниками из первичных документов и после определенной их обработки (оформления) представляются потребителям. Следует уточнить само понятие "фактографическая информация". ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ следует понимать сведения не только фактического характера, но и теоретического, предположительного, оценочного характера, т.е. включать и факты, и концепции, все то, что может быть объектом извлечения из текста, описания на определенном информационном языке, хранения и поиска в той или иной информационной системе.
Если в случае документального и фактографического обслуживания потребителю информации предоставляются документы или сведения, извлеченные из информационного потока, так сказать, в "натуральном" виде, то при КОНЦЕПТОГРАФИЧЕСКОМ обслуживании все это (документы и сведения) подвергаются интерпретации, оценке, обобщению со стороны информационного работника. В результате такой интерпретации формулируется так называемая ситуативная информация, содержащая в себе оценку рассматриваемых сведений, тенденций и перспективы развития отдельных научных и технических направлений, рекомендаций и пр. По этой причине под концептографическим обслуживанием можно также понимать формулирование и доведения до потребителей ситуативной информации, в явном виде не содержащейся в анализируемых источниках, а полученной в результате информационно-логического и концептографического анализа некоторой совокупности сообщений. Другими словами, в случае концептографического обслуживания потребителю представляются не только сведения о документе или сами сведения из документа, но и некоторая дополнительная информация, привнесенная информационным работником в процессе их интерпретации.
Все виды информационного обслуживания функционируют на основе своих специфичных рядов вторичных документов. По сути дела каждая из разновидностей обслуживания сводиться к созданию своего ряда вторичных документов и доведению их до потребителя различными средствами и в различных режимах информационного обслуживания.
Существенное повышение эффективности информационных систем в настоящих условиях, когда открыты возможности внедрения в информационный процесс высокопроизводительных технических средств, может быть достигнута за счет их автоматизации. Появление автоматизированных информационных систем - результат объективного процесса, обусловленного научно-технической революцией. Эти системы, интегрируя информацию, обеспечивают комплексное решение задач управления.
- Оглавление
- Тема: «основные понятия и положения защиты информации в информационных системах»
- 3. Ценность информации изменяется во времени.
- 4. Информация покупается и продается.
- Лекция 02 (2 часа) «понятие сложной системы: элементы и подсистемы, управление и информация, самоорганизация»
- Лекция 03(2 часа) «информационные системы и их классификации» Основные понятия
- Автоматизированные системы управления
- Системы поддержки принятия решений
- Автоматизированные информационно-вычислительные системы
- Проблемно-ориентированные имитационные системы
- Моделирующее центры
- Автоматизированные системы обучения
- Автоматизированные информационно-справочные
- Лекция 04(2 часа) Тема: «угрозы безопасности информации в компьютерных системах»
- Случайные угрозы
- Преднамеренные угрозы
- 1) Традиционный шпионаж и диверсии
- 2) Несанкционированный доступ к информации
- 3) Электромагнитные излучения и наводки
- 4) Несанкционированная модификация структур
- 5) Вредительские программы
- 6) Классификация злоумышленников
- Лекция 05(2 часа)
- 1 Дублирование информации
- 2. Повышение надежности кс
- 3. Создание отказоустойчивых кс
- 4. Блокировка ошибочных операций
- 5. Оптимизация взаимодействия пользователей и обслуживающего персонала с кс
- 6. Минимизация ущерба от аварий и стихийных бедствий
- Лекция 06(4 часа)
- §1. Система охраны объекта кс
- 1.1. Инженерные конструкции
- 1.2. Охранная сигнализация
- 1.3. Средства наблюдения
- 1.4. Подсистема доступа на объект
- 1.5. Дежурная смена охраны
- §2. Организация работ с конфиденциальными информационными ресурсами на объектах кс
- §3. Противодействие наблюдению в оптическом диапазоне
- §4. Противодействие подслушиванию
- §5. Средства борьбы с закладными подслушивающими устройствами
- 5.1. Средства радиоконтроля помещений
- 5.2. Средства поиска неизлучающих закладок
- 5.3. Средства подавления закладных устройств
- §6. Защита от злоумышленных действий обслуживающего персонала и пользователей
- Лекция 07(2 часа) Тема: «методы защиты от несанкционированного изменения структур ас»
- §1. Общие требования к защищённости ас от несанкционированного изменения структур
- §2. Защита от закладок при разработке программ
- 2.1. Современные технологии программирования
- 2.2 Автоматизированная система разработки программных средств
- 2.3. Контрольно-испытательный стенд
- 2.4 Представление готовых программ на языках высокого уровня
- 2.5 Наличие трансляторов для обнаружения закладок
- §3 Защита от внедрения аппаратных закладок на этапе разработки и производства
- §4 Защита от несанкционированного изменения структур ас в процессе эксплуатации
- 4.1 Разграничение доступа к оборудованию
- 4.2 Противодействие несанкционированному подключению устройств
- 4.3 Защита внутреннего монтажа, средств управления и коммутации от несанкционированного вмешательства
- 4.4 Контроль целостности программной структуры в процессе эксплуатации
- Лекция 08(2 часа) Тема: «защита информации в ас от несанкционированного доступа»
- §1. Система разграничения доступа к информации в ас
- 1.1. Управление доступом
- 1.2. Состав системы разграничения доступа
- 1.3. Концепция построения систем разграничения доступа
- 1.4. Современные системы защиты пэвм от несанкционированного доступа к информации
- §2. Система защиты программных средств от копирования и исследования
- 2.1. Методы, затрудняющие считывание скопированной информации
- 2.2. Методы, препятствующие использованию скопированной информации
- 2.3. Защита программных средств от исследования
- Лекция 09(2 часа) Тема: «защита компьютерных систем от силовых деструктивных воздействий «
- 1. Каналы силового деструктивного воздействия на компьютерные системы
- Классификация средств силового деструктивного воздействия Технические средства сдв по сетям питания
- Технические средства сдв по проводным каналам
- Технические средства сдв по эфиру
- Рекомендации по защите компьютерных систем от силового деструктивного воздействия
- Заключение
- Лекция 10(4 часа) Тема: «защита информации в распределённых компьютерных системах»
- §1. Архитектура распределённых кс
- §2. Особенности защиты информации в ркс
- §3. Обеспечение безопасности информации в пользовательской подсистеме и специализированных коммуникационных кс
- §4. Защита информации на уровне подсистемы управления ркс
- Семиуровневая модель osi
- §5. Защита информации в каналах связи
- 5.1. Межсетевое экранирование
- 5.2. Подтверждение подлинности взаимодействующих процессов
- А. Проверка подлинности процессов при распределении ключей с использованием црк
- Б. Проверка подлинности взаимодействующих процессов при прямом обмене сеансовыми ключами
- §6. Подтверждение подлинности информации, получаемой по коммуникационной подсети
- §7. Особенности защиты информации в базах данных
- Лекция 11(2 часа) Тема: «эффективность защищенной ас. Управление рисками»
- §1. Методики оценки рисков
- 1.1 Модель качественной оценки
- 1.2. Количественная модель рисков
- 1.3. Наиболее вероятные атаки
- I Методологические ошибки:
- II Windows – системы:
- III Unix – системы:
- Лекция 12(3 часа) Тема: «основы построения комплексных систем защиты информации автоматизированых систем»
- §1 Концепция создания защищённых ас
- §2 Этапы создания комплексной системы защиты информации
- §3 Научно-исследовательская разработка ксзи
- §4 Моделирование ксзи
- §4.1. Специальные методы неформального моделирования
- §4.2 Декомпозиция общей задачи оценки эффективности функционирования ксзи
- §4.3 Макромоделирование
- §5 Выбор показателей эффективности и критериев оптимальности ксзи
- §6. Математическая постановка задачи разработки комплексной системы защиты информации
- §7 Подходы к оценке эффективности ксзи
- §7.1 Классический подход
- §7.2 Официальный подход
- §7.3 Экспериментальный подход
- §8 Создание организационной структуры ксзи
- Лекция 13(2 часа) Тема «средства контроля эффективности защиты информации в автоматизированных системах»
- 1. Классификация методов и средств контроля эффективности зи в ас
- 2. Сканеры безопасности ас
- 3. Система контроля защищённости и соответствия стандартам maxpatrol
- 3.1. Контроль защищённости и соответствия стандартам
- 3.2. Сетевой сканер xSpider
- 4. Решения компании Internet Security Systems (iss)
- Лекция 14(2 часа)
- 1.2. Обеспечение целостности и доступности информации в ас
- 2. Техническая эксплуатация ксзи
- Лекция 15(2 часа) «принципы системного проектирования автоматизированных систем»
- 1. Понятие информационного конфликта
- 2. Принцип целостности
- 3. Принцип рациональной декомпозиции
- 4. Принцип автономности
- 5. Принципы дополнительности и действия
- 6. Принципы консервативности и базовой точки
- 7. Принципы ограниченности целенаправленности поведения и неопределённости
- Лекция 16(2 часа) «общая характеристика процесса проектирования автоматизированных систем»
- 1. Основные стадии проектирования систем защиты информации
- I вариант: проектирование сзи для новой ас
- 1) Предпроектная стадия
- 2) Разработка проекта сзи
- 3) Ввод в действие сзи
- 2. Типовое содержание работ по этапам создания ас в защищённом исполнении по гост 34.601
- 2.1. Предпроектная стадия
- «Обследование объекта и обоснование необходимости создания сзи»
- «Формирование требований пользователя к сзи»
- 2.2 Разработка проекта сзи
- 4. Задачи по защите информации
- Определение стратегии осуществляется на основе выбранной цели защиты.
- II варинт: проектирование сзи для функционирующей системы в ходе её модернизации.
- Заключение
- Лекция 17 (2 часа) «разработка технического задания»
- 1. Общие положения
- 2. Состав технического задания
- 3. Содержание технического задания
- 3.1 Раздел «Общие положения»
- 3.2 Раздел «Назначение и цели создания системы»
- 5.2. Подраздел «Требования к структуре и функционированию системы»
- 5.3. Подраздел «Требования к численности и квалификации персонала системы»
- 5.5. Подраздел «Требования к надёжности»
- 5.6. Подраздел «Требования к безопасности»
- 5.7. Подраздел «Требования к эргономике и технической эстетике»
- 5.8. Подраздел «Требования к транспортабельности для подвижных ас»
- 5.9. Подраздел «Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы»
- 5.10. Подраздел «Требования к защите информации от несанкционированного доступа»
- 5.15. Подраздел «Дополнительные требования»
- 5.16. Подраздел «Требования к функциям (задачам), выполняемым системой»
- 5.17. Подраздел «Требования к видам обеспечения»
- 5.18. Подраздел «Требования к математическому обеспечению системы»
- 5.19. Подраздел «Требования информационному обеспечению системы»
- 5.20. Подраздел «Требования к лингвистическому обеспечению системы»
- 5.21. Подраздел «Требования к программному обеспечению системы»
- 5.22. Подраздел «Требования к техническому обеспечению»
- 5.23. Подраздел «Требования к метрологическому обеспечению»
- 5.24. Подраздел «Требования к организационному обеспечению»
- 5.25. Подраздел «Требования к методическому обеспечению»
- 6. Раздел «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы»
- 7. Раздел «Порядок контроля и приёмки системы»
- 8. Раздел «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие»
- 9. Раздел «Требования к документированию»
- 10. Раздел «Источники разработки»