Лекция 03(2 часа) «информационные системы и их классификации» Основные понятия
Система (от греческого systema — целое, составленное из частей соединение) — это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Приведем некоторые понятия, часто использующиеся для характеристики системы.
Элемент системы — часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.
Организация системы — внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.
Структура системы — состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и внутренние связи между элементами организованы только от вышестоящих к нижестоящим уровням и наоборот, то говорят об иерархической структуре системы. Чисто иерархические структуры встречаются практически редко, поэтому, несколько расширяя это понятие, под иерархической структурой обычно понимают и такие структуры, где среди прочих связей иерархические связи имеют главенствующее значение.
Архитектура системы — совокупность свойств системы, существенных для пользователя.
Целостность системы — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных ее элементов (эмерджентность свойств) и, в то же время, зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы.
Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение:
«Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы»
Классификация по масштабу
По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:
одиночные;
групповые;
корпоративные.
Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создайся с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.
Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (Называемые также SQL-серверами) для рабочих групп. Существует довольно большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.
Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.
Классификация по сфере применения
По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы:
системы обработки транзакций;
системы принятия решений;
информационно-справочные системы;
офисные информационные системы.
Системы обработки транзакций, в свою очередь, по оперативности обработки данных, разделяются на пакетные информационные системы и оперативные информационные системы. В информационных системах организационного управлений преобладает режим оперативной обработки транзакций, для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть.
Системы поддержки принятия решений — DSS (Decision Support Systeq) — представляют собой другой тип информационных систем, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных, географических и по другим показателям.
Обширный класс информационно-справочных систем основан на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные системы получили в сети Интернет.
Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных документов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление документооборотом.
Классификация по способу организации
По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы:
системы на основе архитектуры файл-сервер;
системы на основе архитектуры клиент-сервер;
системы на основе многоуровневой архитектуры;
системы на основе Интернет/интранет - технологий.
В любой информационной системе можно выделить необходимые функциональные компоненты, которые помогают понять ограничения различных архитектур информационных систем.
Архитектура файл-сервер только извлекает данные из файлов так, что дополнительные пользователи и приложения добавляют лишь незначительную нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети.
Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является использование выделенных серверов баз данных, понимающих запросы на языке структурированных запросов SQL (Structured Query Language) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации.
В настоящее время архитектура клиент-сервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования возможностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.
Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиент-сервер и в своей классической форме состоит из трех уровней:
- нижний уровень представляет собой приложения клиентов, имеющие программный интерфейс для вызова приложения на среднем уровне;
- средний уровень представляет собой сервер приложений;
- верхний уровень представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных.
Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для разработки приложений и устраняет недостатки двухуровневой модели клиент-сервер.
В развитии технологии Интернет/Интранет основной акцент пока что делается на разработке инструментальных программных средств. В то же время наблюдается отсутствие развитых средств разработки приложений, работающих с базами данных. Компромиссным решением для создания удобных и простых в использовании и сопровождении информационных систем, эффективно работающих с базами данных, стало объединение Интернет/Интранет-технологии с многоуровневой архитектурой. При этом структура информационного приложения приобретает следующий вид: браузер — сервер приложений — сервер баз данных — сервер динамических страниц — web-сервер.
По характеру хранимой информации БД делятся на фактографические и документальные. Если проводить аналогию с описанными выше примерами информационных хранилищ, то фактографические БД — это картотеки, а документальные — это архивы. В фактографических БД хранится краткая информация в строго определенном формате. В документальных БД — всевозможные документы. Причем это могут быть не только текстовые документы, но и графика, видео и звук (мультимедиа).
Автоматизированная система управления (АСУ) - это комплекс технических и программных средств, совместно с организационными структурами (отдельными людьми пли коллективом), обеспечивающий управление объектом (комплексом) в производственной, научной или общественной среде.
Выделяют информационные системы управления образования (Например, кадры, абитуриент, студент, библиотечные программы). Автоматизированные системы для научных исследований (АСНИ), представляющие собой программно-аппаратные комплексы, обрабатывающие данные, поступающие от различного рода экспериментальных установок и измерительных приборов, и на основе их анализа облегчающие обнаружение новых эффектов и закономерностей. Системы автоматизированного проектирования и геоинформационные системы.
Систему искусственного интеллекта, построенную на основе высококачественных специальных знании о некоторой предметной области (полученных от экспертов - специалистов этой области), называют экспертной системой. Экспертные системы - один из немногих видов систем искусственного интеллекта - получили широкое распространение, и нашли практическое применение. Существуют экспертные системы по военному делу, геологии, инженерному делу, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельскому хозяйству, управлению, физике, химии, электронике, юриспруденции и т.д. И только то, что экспертные системы остаются весьма сложными, дорогими, а главное, узкоспециализированными программами, сдерживает их еще более широкое распространение.
Экспертные системы (ЭС) - это компьютерные программы, созданные для выполнения тех видов деятельности, которые под силу человеку-эксперту. Они работают таким образом, что имитируют образ действий человека-эксперта, и существенно отличаются от точных, хорошо аргументированных алгоритмов и не похожи на математические процедуры большинства традиционных разработок.
Предметом нашего изучения являются информационные технологии, которые реализуются на практике в автоматизированных информационных системах (АИС) различного назначения.
В качестве основных средств (инструмента) автоматизации профессиональной деятельности людей сегодня выступают средства ЭВТ и связи.
В качестве основного классификационного признака АИС целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности – процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системой.
В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие классы АИС:
автоматизированные системы управления (АСУ);
системы поддержки принятия решения (СППР);
автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);
автоматизированные системы обучения (АСО);
автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС).
Рассмотрим особенности каждого класса АИС и характеристики возможных видов АИС в составе каждого класса.
- Оглавление
- Тема: «основные понятия и положения защиты информации в информационных системах»
- 3. Ценность информации изменяется во времени.
- 4. Информация покупается и продается.
- Лекция 02 (2 часа) «понятие сложной системы: элементы и подсистемы, управление и информация, самоорганизация»
- Лекция 03(2 часа) «информационные системы и их классификации» Основные понятия
- Автоматизированные системы управления
- Системы поддержки принятия решений
- Автоматизированные информационно-вычислительные системы
- Проблемно-ориентированные имитационные системы
- Моделирующее центры
- Автоматизированные системы обучения
- Автоматизированные информационно-справочные
- Лекция 04(2 часа) Тема: «угрозы безопасности информации в компьютерных системах»
- Случайные угрозы
- Преднамеренные угрозы
- 1) Традиционный шпионаж и диверсии
- 2) Несанкционированный доступ к информации
- 3) Электромагнитные излучения и наводки
- 4) Несанкционированная модификация структур
- 5) Вредительские программы
- 6) Классификация злоумышленников
- Лекция 05(2 часа)
- 1 Дублирование информации
- 2. Повышение надежности кс
- 3. Создание отказоустойчивых кс
- 4. Блокировка ошибочных операций
- 5. Оптимизация взаимодействия пользователей и обслуживающего персонала с кс
- 6. Минимизация ущерба от аварий и стихийных бедствий
- Лекция 06(4 часа)
- §1. Система охраны объекта кс
- 1.1. Инженерные конструкции
- 1.2. Охранная сигнализация
- 1.3. Средства наблюдения
- 1.4. Подсистема доступа на объект
- 1.5. Дежурная смена охраны
- §2. Организация работ с конфиденциальными информационными ресурсами на объектах кс
- §3. Противодействие наблюдению в оптическом диапазоне
- §4. Противодействие подслушиванию
- §5. Средства борьбы с закладными подслушивающими устройствами
- 5.1. Средства радиоконтроля помещений
- 5.2. Средства поиска неизлучающих закладок
- 5.3. Средства подавления закладных устройств
- §6. Защита от злоумышленных действий обслуживающего персонала и пользователей
- Лекция 07(2 часа) Тема: «методы защиты от несанкционированного изменения структур ас»
- §1. Общие требования к защищённости ас от несанкционированного изменения структур
- §2. Защита от закладок при разработке программ
- 2.1. Современные технологии программирования
- 2.2 Автоматизированная система разработки программных средств
- 2.3. Контрольно-испытательный стенд
- 2.4 Представление готовых программ на языках высокого уровня
- 2.5 Наличие трансляторов для обнаружения закладок
- §3 Защита от внедрения аппаратных закладок на этапе разработки и производства
- §4 Защита от несанкционированного изменения структур ас в процессе эксплуатации
- 4.1 Разграничение доступа к оборудованию
- 4.2 Противодействие несанкционированному подключению устройств
- 4.3 Защита внутреннего монтажа, средств управления и коммутации от несанкционированного вмешательства
- 4.4 Контроль целостности программной структуры в процессе эксплуатации
- Лекция 08(2 часа) Тема: «защита информации в ас от несанкционированного доступа»
- §1. Система разграничения доступа к информации в ас
- 1.1. Управление доступом
- 1.2. Состав системы разграничения доступа
- 1.3. Концепция построения систем разграничения доступа
- 1.4. Современные системы защиты пэвм от несанкционированного доступа к информации
- §2. Система защиты программных средств от копирования и исследования
- 2.1. Методы, затрудняющие считывание скопированной информации
- 2.2. Методы, препятствующие использованию скопированной информации
- 2.3. Защита программных средств от исследования
- Лекция 09(2 часа) Тема: «защита компьютерных систем от силовых деструктивных воздействий «
- 1. Каналы силового деструктивного воздействия на компьютерные системы
- Классификация средств силового деструктивного воздействия Технические средства сдв по сетям питания
- Технические средства сдв по проводным каналам
- Технические средства сдв по эфиру
- Рекомендации по защите компьютерных систем от силового деструктивного воздействия
- Заключение
- Лекция 10(4 часа) Тема: «защита информации в распределённых компьютерных системах»
- §1. Архитектура распределённых кс
- §2. Особенности защиты информации в ркс
- §3. Обеспечение безопасности информации в пользовательской подсистеме и специализированных коммуникационных кс
- §4. Защита информации на уровне подсистемы управления ркс
- Семиуровневая модель osi
- §5. Защита информации в каналах связи
- 5.1. Межсетевое экранирование
- 5.2. Подтверждение подлинности взаимодействующих процессов
- А. Проверка подлинности процессов при распределении ключей с использованием црк
- Б. Проверка подлинности взаимодействующих процессов при прямом обмене сеансовыми ключами
- §6. Подтверждение подлинности информации, получаемой по коммуникационной подсети
- §7. Особенности защиты информации в базах данных
- Лекция 11(2 часа) Тема: «эффективность защищенной ас. Управление рисками»
- §1. Методики оценки рисков
- 1.1 Модель качественной оценки
- 1.2. Количественная модель рисков
- 1.3. Наиболее вероятные атаки
- I Методологические ошибки:
- II Windows – системы:
- III Unix – системы:
- Лекция 12(3 часа) Тема: «основы построения комплексных систем защиты информации автоматизированых систем»
- §1 Концепция создания защищённых ас
- §2 Этапы создания комплексной системы защиты информации
- §3 Научно-исследовательская разработка ксзи
- §4 Моделирование ксзи
- §4.1. Специальные методы неформального моделирования
- §4.2 Декомпозиция общей задачи оценки эффективности функционирования ксзи
- §4.3 Макромоделирование
- §5 Выбор показателей эффективности и критериев оптимальности ксзи
- §6. Математическая постановка задачи разработки комплексной системы защиты информации
- §7 Подходы к оценке эффективности ксзи
- §7.1 Классический подход
- §7.2 Официальный подход
- §7.3 Экспериментальный подход
- §8 Создание организационной структуры ксзи
- Лекция 13(2 часа) Тема «средства контроля эффективности защиты информации в автоматизированных системах»
- 1. Классификация методов и средств контроля эффективности зи в ас
- 2. Сканеры безопасности ас
- 3. Система контроля защищённости и соответствия стандартам maxpatrol
- 3.1. Контроль защищённости и соответствия стандартам
- 3.2. Сетевой сканер xSpider
- 4. Решения компании Internet Security Systems (iss)
- Лекция 14(2 часа)
- 1.2. Обеспечение целостности и доступности информации в ас
- 2. Техническая эксплуатация ксзи
- Лекция 15(2 часа) «принципы системного проектирования автоматизированных систем»
- 1. Понятие информационного конфликта
- 2. Принцип целостности
- 3. Принцип рациональной декомпозиции
- 4. Принцип автономности
- 5. Принципы дополнительности и действия
- 6. Принципы консервативности и базовой точки
- 7. Принципы ограниченности целенаправленности поведения и неопределённости
- Лекция 16(2 часа) «общая характеристика процесса проектирования автоматизированных систем»
- 1. Основные стадии проектирования систем защиты информации
- I вариант: проектирование сзи для новой ас
- 1) Предпроектная стадия
- 2) Разработка проекта сзи
- 3) Ввод в действие сзи
- 2. Типовое содержание работ по этапам создания ас в защищённом исполнении по гост 34.601
- 2.1. Предпроектная стадия
- «Обследование объекта и обоснование необходимости создания сзи»
- «Формирование требований пользователя к сзи»
- 2.2 Разработка проекта сзи
- 4. Задачи по защите информации
- Определение стратегии осуществляется на основе выбранной цели защиты.
- II варинт: проектирование сзи для функционирующей системы в ходе её модернизации.
- Заключение
- Лекция 17 (2 часа) «разработка технического задания»
- 1. Общие положения
- 2. Состав технического задания
- 3. Содержание технического задания
- 3.1 Раздел «Общие положения»
- 3.2 Раздел «Назначение и цели создания системы»
- 5.2. Подраздел «Требования к структуре и функционированию системы»
- 5.3. Подраздел «Требования к численности и квалификации персонала системы»
- 5.5. Подраздел «Требования к надёжности»
- 5.6. Подраздел «Требования к безопасности»
- 5.7. Подраздел «Требования к эргономике и технической эстетике»
- 5.8. Подраздел «Требования к транспортабельности для подвижных ас»
- 5.9. Подраздел «Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы»
- 5.10. Подраздел «Требования к защите информации от несанкционированного доступа»
- 5.15. Подраздел «Дополнительные требования»
- 5.16. Подраздел «Требования к функциям (задачам), выполняемым системой»
- 5.17. Подраздел «Требования к видам обеспечения»
- 5.18. Подраздел «Требования к математическому обеспечению системы»
- 5.19. Подраздел «Требования информационному обеспечению системы»
- 5.20. Подраздел «Требования к лингвистическому обеспечению системы»
- 5.21. Подраздел «Требования к программному обеспечению системы»
- 5.22. Подраздел «Требования к техническому обеспечению»
- 5.23. Подраздел «Требования к метрологическому обеспечению»
- 5.24. Подраздел «Требования к организационному обеспечению»
- 5.25. Подраздел «Требования к методическому обеспечению»
- 6. Раздел «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы»
- 7. Раздел «Порядок контроля и приёмки системы»
- 8. Раздел «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие»
- 9. Раздел «Требования к документированию»
- 10. Раздел «Источники разработки»