Автоматизированные системы обучения
Традиционные методы обучения специалистов в различных областях профессиональной деятельности складывались многими десятилетиями, в течение которых накоплен большой опыт.
Однако, как свидетельствуют многочисленные исследования, традиционные методы обучения обладают рядом недостатков. К таким недостаткам следует отнести пассивный характер устного изложения, трудность организации активной работы студентов, невозможность учета в полной мере индивидуальных особенностей отдельных обучаемых и т.д.
Одним из возможных путей преодоления этих трудностей является создание АСО.
АСО – это автоматизированные информационные системы, предназначенные для автоматизации подготовки специалистов с участием или без участия преподавателя и обеспечивающих обучение, подготовку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов.
Основными видами АСО являются автоматизированные системы программированного обучения (АСПО), системы обеспечения деловых игр (АСОДИ), тренажеры и тренажерные комплексы (ТиТК).
АСПО ориентированы на, обучение в основном по теоретическим разделам курсов и дисциплин.
В рамках АСПО реализуются заранее подготовленные квалифицированными преподавателями «компьютерные курсы». При этом учебный материал разделяется на порции (дозы) и для каждой порции материала указывается возможная реакция обучаемого. В зависимости от действий обучаемого и его ответов на поставленные вопросы АСПО формирует очередную дозу представляемой информации.
Наибольшую сложность при создании АСПО составляет разработка «компьютерного курса» для конкретной дисциплины. Именно поэтому в настоящее время наибольшее распространение получили «компьютерные курсы» по традиционным, отра6отанным в методическом плане дисциплинам (физике, элементарной математике, программированию и т.д.).
АСОДИ предназначена для подготовки и проведения деловых игр, сущность которых заключается в имитации принятия должностными лицами индивидуальных и групповых решений в различных проблемных ситуациях путем игры по заданным правилам.
В ходе деловой игры на АСОДИ возлагаются следующие задачи:
хранение и предоставление обучаемым и руководителям игры текущей информации о проблемной среде в процессе деловой игры в соответствии с их компетенцией;
формирование по заданным правилам реакции проблемной среды на действия обучаемых;
обмен информацией между участниками игры (обучаемыми и руководителями игры);
контроль и обобщение действий обучаемых в процессе деловой игры;
предоставление руководителям игры возможности вмешательства в ход игры, например, для смены обстановки.
Технической базой АСОДИ являются высокопроизводительные ЭВМ или локальные вычислительные сети. Методологической базой АСОДИ, как правило, является имитационное моделирование на ЭВМ.
ТиТК предназначены для обучения практическим навыкам работы на конкретных рабочих местах (боевых постах).
Они являются средствами индивидуального (тренажеры) и группового (тренажерные комплексы) обучения.
ТиТК являются достаточно дорогостоящими средствами обучения, а их создание требует больших затрат времени. Однако их чрезвычайно высокая эффективность при обучении таких специалистов, как летчики, водители, операторы систем управления и т.д., позволяет считать их достаточно перспективными видами АСО.
- Оглавление
- Тема: «основные понятия и положения защиты информации в информационных системах»
- 3. Ценность информации изменяется во времени.
- 4. Информация покупается и продается.
- Лекция 02 (2 часа) «понятие сложной системы: элементы и подсистемы, управление и информация, самоорганизация»
- Лекция 03(2 часа) «информационные системы и их классификации» Основные понятия
- Автоматизированные системы управления
- Системы поддержки принятия решений
- Автоматизированные информационно-вычислительные системы
- Проблемно-ориентированные имитационные системы
- Моделирующее центры
- Автоматизированные системы обучения
- Автоматизированные информационно-справочные
- Лекция 04(2 часа) Тема: «угрозы безопасности информации в компьютерных системах»
- Случайные угрозы
- Преднамеренные угрозы
- 1) Традиционный шпионаж и диверсии
- 2) Несанкционированный доступ к информации
- 3) Электромагнитные излучения и наводки
- 4) Несанкционированная модификация структур
- 5) Вредительские программы
- 6) Классификация злоумышленников
- Лекция 05(2 часа)
- 1 Дублирование информации
- 2. Повышение надежности кс
- 3. Создание отказоустойчивых кс
- 4. Блокировка ошибочных операций
- 5. Оптимизация взаимодействия пользователей и обслуживающего персонала с кс
- 6. Минимизация ущерба от аварий и стихийных бедствий
- Лекция 06(4 часа)
- §1. Система охраны объекта кс
- 1.1. Инженерные конструкции
- 1.2. Охранная сигнализация
- 1.3. Средства наблюдения
- 1.4. Подсистема доступа на объект
- 1.5. Дежурная смена охраны
- §2. Организация работ с конфиденциальными информационными ресурсами на объектах кс
- §3. Противодействие наблюдению в оптическом диапазоне
- §4. Противодействие подслушиванию
- §5. Средства борьбы с закладными подслушивающими устройствами
- 5.1. Средства радиоконтроля помещений
- 5.2. Средства поиска неизлучающих закладок
- 5.3. Средства подавления закладных устройств
- §6. Защита от злоумышленных действий обслуживающего персонала и пользователей
- Лекция 07(2 часа) Тема: «методы защиты от несанкционированного изменения структур ас»
- §1. Общие требования к защищённости ас от несанкционированного изменения структур
- §2. Защита от закладок при разработке программ
- 2.1. Современные технологии программирования
- 2.2 Автоматизированная система разработки программных средств
- 2.3. Контрольно-испытательный стенд
- 2.4 Представление готовых программ на языках высокого уровня
- 2.5 Наличие трансляторов для обнаружения закладок
- §3 Защита от внедрения аппаратных закладок на этапе разработки и производства
- §4 Защита от несанкционированного изменения структур ас в процессе эксплуатации
- 4.1 Разграничение доступа к оборудованию
- 4.2 Противодействие несанкционированному подключению устройств
- 4.3 Защита внутреннего монтажа, средств управления и коммутации от несанкционированного вмешательства
- 4.4 Контроль целостности программной структуры в процессе эксплуатации
- Лекция 08(2 часа) Тема: «защита информации в ас от несанкционированного доступа»
- §1. Система разграничения доступа к информации в ас
- 1.1. Управление доступом
- 1.2. Состав системы разграничения доступа
- 1.3. Концепция построения систем разграничения доступа
- 1.4. Современные системы защиты пэвм от несанкционированного доступа к информации
- §2. Система защиты программных средств от копирования и исследования
- 2.1. Методы, затрудняющие считывание скопированной информации
- 2.2. Методы, препятствующие использованию скопированной информации
- 2.3. Защита программных средств от исследования
- Лекция 09(2 часа) Тема: «защита компьютерных систем от силовых деструктивных воздействий «
- 1. Каналы силового деструктивного воздействия на компьютерные системы
- Классификация средств силового деструктивного воздействия Технические средства сдв по сетям питания
- Технические средства сдв по проводным каналам
- Технические средства сдв по эфиру
- Рекомендации по защите компьютерных систем от силового деструктивного воздействия
- Заключение
- Лекция 10(4 часа) Тема: «защита информации в распределённых компьютерных системах»
- §1. Архитектура распределённых кс
- §2. Особенности защиты информации в ркс
- §3. Обеспечение безопасности информации в пользовательской подсистеме и специализированных коммуникационных кс
- §4. Защита информации на уровне подсистемы управления ркс
- Семиуровневая модель osi
- §5. Защита информации в каналах связи
- 5.1. Межсетевое экранирование
- 5.2. Подтверждение подлинности взаимодействующих процессов
- А. Проверка подлинности процессов при распределении ключей с использованием црк
- Б. Проверка подлинности взаимодействующих процессов при прямом обмене сеансовыми ключами
- §6. Подтверждение подлинности информации, получаемой по коммуникационной подсети
- §7. Особенности защиты информации в базах данных
- Лекция 11(2 часа) Тема: «эффективность защищенной ас. Управление рисками»
- §1. Методики оценки рисков
- 1.1 Модель качественной оценки
- 1.2. Количественная модель рисков
- 1.3. Наиболее вероятные атаки
- I Методологические ошибки:
- II Windows – системы:
- III Unix – системы:
- Лекция 12(3 часа) Тема: «основы построения комплексных систем защиты информации автоматизированых систем»
- §1 Концепция создания защищённых ас
- §2 Этапы создания комплексной системы защиты информации
- §3 Научно-исследовательская разработка ксзи
- §4 Моделирование ксзи
- §4.1. Специальные методы неформального моделирования
- §4.2 Декомпозиция общей задачи оценки эффективности функционирования ксзи
- §4.3 Макромоделирование
- §5 Выбор показателей эффективности и критериев оптимальности ксзи
- §6. Математическая постановка задачи разработки комплексной системы защиты информации
- §7 Подходы к оценке эффективности ксзи
- §7.1 Классический подход
- §7.2 Официальный подход
- §7.3 Экспериментальный подход
- §8 Создание организационной структуры ксзи
- Лекция 13(2 часа) Тема «средства контроля эффективности защиты информации в автоматизированных системах»
- 1. Классификация методов и средств контроля эффективности зи в ас
- 2. Сканеры безопасности ас
- 3. Система контроля защищённости и соответствия стандартам maxpatrol
- 3.1. Контроль защищённости и соответствия стандартам
- 3.2. Сетевой сканер xSpider
- 4. Решения компании Internet Security Systems (iss)
- Лекция 14(2 часа)
- 1.2. Обеспечение целостности и доступности информации в ас
- 2. Техническая эксплуатация ксзи
- Лекция 15(2 часа) «принципы системного проектирования автоматизированных систем»
- 1. Понятие информационного конфликта
- 2. Принцип целостности
- 3. Принцип рациональной декомпозиции
- 4. Принцип автономности
- 5. Принципы дополнительности и действия
- 6. Принципы консервативности и базовой точки
- 7. Принципы ограниченности целенаправленности поведения и неопределённости
- Лекция 16(2 часа) «общая характеристика процесса проектирования автоматизированных систем»
- 1. Основные стадии проектирования систем защиты информации
- I вариант: проектирование сзи для новой ас
- 1) Предпроектная стадия
- 2) Разработка проекта сзи
- 3) Ввод в действие сзи
- 2. Типовое содержание работ по этапам создания ас в защищённом исполнении по гост 34.601
- 2.1. Предпроектная стадия
- «Обследование объекта и обоснование необходимости создания сзи»
- «Формирование требований пользователя к сзи»
- 2.2 Разработка проекта сзи
- 4. Задачи по защите информации
- Определение стратегии осуществляется на основе выбранной цели защиты.
- II варинт: проектирование сзи для функционирующей системы в ходе её модернизации.
- Заключение
- Лекция 17 (2 часа) «разработка технического задания»
- 1. Общие положения
- 2. Состав технического задания
- 3. Содержание технического задания
- 3.1 Раздел «Общие положения»
- 3.2 Раздел «Назначение и цели создания системы»
- 5.2. Подраздел «Требования к структуре и функционированию системы»
- 5.3. Подраздел «Требования к численности и квалификации персонала системы»
- 5.5. Подраздел «Требования к надёжности»
- 5.6. Подраздел «Требования к безопасности»
- 5.7. Подраздел «Требования к эргономике и технической эстетике»
- 5.8. Подраздел «Требования к транспортабельности для подвижных ас»
- 5.9. Подраздел «Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы»
- 5.10. Подраздел «Требования к защите информации от несанкционированного доступа»
- 5.15. Подраздел «Дополнительные требования»
- 5.16. Подраздел «Требования к функциям (задачам), выполняемым системой»
- 5.17. Подраздел «Требования к видам обеспечения»
- 5.18. Подраздел «Требования к математическому обеспечению системы»
- 5.19. Подраздел «Требования информационному обеспечению системы»
- 5.20. Подраздел «Требования к лингвистическому обеспечению системы»
- 5.21. Подраздел «Требования к программному обеспечению системы»
- 5.22. Подраздел «Требования к техническому обеспечению»
- 5.23. Подраздел «Требования к метрологическому обеспечению»
- 5.24. Подраздел «Требования к организационному обеспечению»
- 5.25. Подраздел «Требования к методическому обеспечению»
- 6. Раздел «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы»
- 7. Раздел «Порядок контроля и приёмки системы»
- 8. Раздел «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие»
- 9. Раздел «Требования к документированию»
- 10. Раздел «Источники разработки»