13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
В американском законодательстве проводится разграничение между издательскими компаниями, вещательными компаниями и компаниями связи.
В соответствии с Первой поправкой к американской Конституции издательские компании освобождаются от лицензирования и преимущественно от регулирования в части, касающейся содержания публикаций. Пределы применения права на свободное самовыражение и права на свободную печать устанавливаются решениями Верховного суда США.
У вещательных компаний и компаний связи в США другой юридический статус. До самого последнего времени они подлежали лицензированию и действовали по правилам служебной регламентации и тарифам на услуги. Что касается вещательных компаний, то основным доводом в пользу их регулирования служило то, что для свободного вещания не хватает частот. Что же касается компаний связи, то здесь основным доводом служило то, что они являются естественными монополиями. Начиная с 70-х гг. оба этих аргумента стали все больше ставиться под сомнение. В конце концов, движение за отмену государственного регулирования завершилось принятием в 1996 г. Закона о телекоммуникациях, по которому государственный контроль за вещанием и связью значительно сокращался. Между тем возникла новая отрасль вещания — кабельное телевидение, а затем — Интернет, который привлек всеобщее внимание как дополнение и возможная замена старых средств коммуникации.
Исторически сложилось так, что Интернет сам по себе никогда, ни в США, ни в Западной Европе, не был предметом государственного контроля. Чтобы установить связь с сетью Интернет, не требуется лицензии. Сама сеть устроена так, что, подключившись к ней, каждый получает возможность пользоваться большинством предоставляемых ею услуг. Иными словами, пользователю необходимо только подсоединение. Пользуясь одним и тем же подсоединением, можно предоставлять другим свои услуги, как в виде информации, так и в виде подсоединения к различным источникам. В этом — отличие Интернет от всех прочих технологий связи и информации. Имея только радио или телевизионный приемник, невозможно вести радио- или телепередачи; имея телефонный аппарат, невозможно играть роль телефонной станции; имея кабельное подсоединение, невозможно предоставлять услуги кабельной связи; имея подписку на газету, невозможно самому издавать газету.
Новые технологии (например, Интернет) не только стирают различия между потребителями и поставщиками коммуникационных услуг, но также размывают границы между содержанием информации и средством связи. Работая из какого-нибудь пункта (сайта) всемирной паутины информации, можно одновременно предоставлять средство коммуникации для соединений и сделок по всей сети и распространять информацию определенного содержания.
Если пользоваться традиционным (установленным Федеральной комиссией по связи) критерием отличия услуг связи, находящихся под государственным контролем, от информационных услуг, свободных от такого контроля, то относительно малое количество услуг, предоставляемых сетью Интернет, можно квалифицировать как чисто коммуникационные.
Итьель Десола Пул, профессор политологии Массачусетского технологического института, в свой книге «Технологии свободы» предсказал то время, когда основные доводы в пользу государственного регулирования издательской, вещательной и коммуникативной деятельности окажутся несостоятельными. Профессор, однако, не мог предвидеть, что благодаря технологическим и экономическим особенностям Интернет эти традиционные доводы еще больше потеряют смысл.
Единственным доводом в пользу контроля за новыми технологиями остается необходимость контроля за распространяемым содержанием (для защиты несовершеннолетних и других уязвимых групп от порнографической, непристойной или подстрекающей информации).
При рассмотрении вопроса о наилучшей защите нрав журналистов на сбор информации и сохранение конфиденциальности источников и неопубликованных материалов законодателям приходится сталкиваться со следующей дилеммой.
С одной стороны (американская точка зрения), наилучший закон о средствах массовой информации — отсутствие закона вообще, поскольку в Конституции ясно сказано, что государство не вправе ограничивать свободу слова и печати. Утверждая это, исходят из того, что в тех случаях, когда по общеприменяемым правовым нормам пресса пользуется такой же защитой и подвергается только тем же ограничениям, что и любой гражданин страны, только тогда наилучшим образом обеспечиваются интересы демократического общества.
С другой стороны, государству, может быть, было бы целесообразно конкретными законодательными актами закрепить уникальную, ценную роль журналистов в демократическом обществе — роль основного канала, по которому общественность получает информацию. Иными словами, может быть, действительно есть необходимость закрепить особые «права»: право на доступ к информации и право на доступ к фактам и событиям информационного характера, или даже свидетельский иммунитет (право журналистов на отказ от дачи показаний в суде). В особенности это относится к странам, где права только тогда имеют законную силу, когда они закреплены законом.
Таким образом, по мнению специалистов США, наилучший закон о печати — это отсутствие закона вообще, ибо в любом конфликте со средствами массовой информации власть, как правило, на стороне правительства. Любой закон, какими бы благостными намерениями он ни руководствовался, можно превратить в оружие против средств массовой информации.
В эпоху, когда у власти стоят демократы, более эффективным орудием управления становится то, что теперь именуется «экономической цензурой». Под «экономической цензурой» здесь понимается использование рыночных механизмов лицензирования, налогообложения и административного регулирования для достижения властями своих целей там, где грубая сила неуместна.
Ясно, что там, где правительство владеет средствами связи, всегда существует возможность того, что правительственным станциям или каналам будет отдаваться предпочтение по сравнению с частными средствами массовой информации, особенно, когда центральное правительство испытывает затруднения.
Экономические механизмы издавна брались на вооружение для управления средствами массовой информации.
К числу такого рода экономических механизмов, в целях предварительного контроля, относятся:
монополия на материально-производственные ресурсы (печатную краску, газетную бумагу, передатчики);
лицензии на печатные СМИ;
лицензии на занятие журналистикой;
требования в отношении гарантии безопасности или гарантии выполнения контракта;
ограничительное трудовое законодательство;
ограничения или субсидии на сбор информации;
правительственная реклама.
В число экономических мер, применяемых для контроля после публикации, входят:
конфискация;
судебные тяжбы с преднамеренной целью препятствовать нормальной работе;
штрафы;
налогообложение;
требования или субсидии как средства контроля за распространением печатной продукции.
Некоторые из перечисленных мер (например, правительственные субсидии или разглашения правительственной рекламы) как будто рассчитаны на поддержку средств массовой информации. На самом же деле субсидия — обоюдоострый меч. Субсидия делает средства массовой информации зависящими от правительства.
- Глава 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования 16
- Глава 3 предмет, метод и система информационного права 31
- Глава 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения 47
- Глава 5 источники информационного права 55
- Глава 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет 91
- Глава 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности 100
- Глава 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации 112
- Глава 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела 136
- Глава 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов 141
- Глава 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны 145
- Глава 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны 154
- Глава 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных 158
- Глава 1 информационное общество и право
- 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления
- 1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- 1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества
- 1.4. Цель настоящего учебника
- Глава 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования
- 2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права
- 2.1.1. Определение понятия «информация»
- 2.1.2. Информация в актах действующего законодательства
- 2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает
- В правовой системе
- 2.1.4. Классификация информации по доступу к ней
- 2.1.5. Юридические особенности и свойства информации
- 2.2. Модель информационной сферы
- 2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации
- 2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации
- 2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг
- 2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Общая часть
- Глава 3 предмет, метод и система информационного права
- 3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права
- 3.2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- 3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- 3.4. Методы информационного права
- 3.5. Принципы информационного права
- 3.6. Субъекты информационного права
- 3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права
- 3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
- 3.8.1. Информационное право как наука
- 3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- 3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина
- 3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере
- Глава 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика
- 4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- 4.3. Классификация информационных правоотношений
- 4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
- 4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
- 4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
- Глава 5 источники информационного права
- 5.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права
- Раздел 120.000.000 «информация и информатизация»:
- 5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации
- 5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства
- 5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей
- Глава 6 право на поиск, получение и использование информации
- 6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации
- 6.2. Основные субъекты правоотношений
- 6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов
- Глава 7. Информация как объект самостоятельного оборота
- 7.1. Вопросы информационной собственности
- 7.2. Модель гражданского оборота информации
- 7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации
- Глава 8 документированная информация как объект информационных правоотношений
- 8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
- 8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов
- 8.3. Правовой режим документированной информации
- 8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации
- 8.5. Документированная информация в международном информационном обмене
- Глава 9 инфорих обеспечения как объекты информационных правоотношений
- 9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- 9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.4. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- 9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»1
- Глава 10 правовые проблемы информационной безопасности
- 10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- 10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации
- 10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- 10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- 10.4. Защита прав и свобод в информ. Сфере в условиях информатизации
- 10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- 1. Область поиска, получения и потребления информации.
- 2. Область создания (производство) исходной и производной информации.
- 3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки и предоставления пользователям информационных продуктов, информационных услуг.
- 4. Область создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
- Глава 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет
- 11.1. Интернет и правовая система
- 11.1.1. Интернет как виртуальная среда
- 11.1.2. Правовые аспекты Интернет
- 11.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет
- 11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- 11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет
- 11.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- 11.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Особенная часть
- Глава 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности
- 2.1. Основные источники института интеллектуальной собственности
- 12.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права
- 12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства
- 12.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для эвм и баз данных
- 12.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- 12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- 12.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
- Глава 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации
- 13.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации
- 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
- 13.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации
- 13.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации
- 13.2.2. Организация деятельности средства массовой информации
- 13.2.3. Распространение массовой информации
- 13.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- 13.2.5. Правовой статус журналиста
- 13.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- 13.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- 13.3. Государственная поддержка средств массовой информации
- 13.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации
- 13.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов
- 13.6. Реклама
- 13.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации
- 13.8. Средства массовой информации и Интернет
- 13.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- 13.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в сша
- 13.10.1. Свобода самовыражения
- 13.10.2. Диффамация
- 13.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности
- 13.10.4. Защита истопников информации
- 13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
- Глава 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела
- 14.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации
- 14.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела
- 14.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание.
- 14.4. Обязанности государства в области библиотечного дела
- 14.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела
- 14.6. Организация взаимодействия библиотек
- 14.7. Экономические аспекты библиотечного дела
- 14.8. Авторское право в деятельности библиотек1
- Глава 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов
- 15.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации
- 15.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов
- 15.3. Правовой режим архивов
- 15.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации
- 15.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов
- 15.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов
- 15.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах
- 15.8. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Глава 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны
- 16.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну
- 16.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
- 1. Палаты Федерального Собрания:
- 2. Президент рф:
- 3. Правительство рф:
- 5. Органы судебной власти:
- 16.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне
- 16.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
- 16.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- 16.6. Рассекречивание сведений и их носителей
- 16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
- 16.8. Защита государственной тайны
- 16.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
- Глава 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны
- 17.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну
- 17.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 17.3. Правовой режим коммерческой тайны
- 17.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
- 17.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны
- 17.6. Защита прав на коммерческую тайну
- Глава 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных
- 18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных
- 18.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 18.3. Правовые основы работы с персональными данными
- 18.4. Права субъекта персональных данных
- 18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
- 18.6. Государственное регулирование работы с персональными данными
- 18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных
- Приложение словарь терминов, используемых в актах информационного законодательства1
- 1. Законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации
- 2. Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг Федеральные законы
- 3. Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения Федеральные законы
- 4. Законодательство об информационной безопасности Федеральные законы
- 5. Законодательство об интеллектуальной собственности Федеральные законы
- 6. Законодательство о средствах массовой информации Федеральные законы
- 7. Законодательство о библиотечном деле Федеральные законы
- 8. Законодательство об архивном фонде и архивах Федеральные законы
- 9. Законодательство о государственной тайне Федеральные законы
- 10. Законодательство о коммерческой тайне Федеральные законы
- 11. Законодательство о персональных данных Федеральные законы
- 12. Отдельные информационно-правовые нормы в составе гк рф
- 13. Законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере
- Рекомендуемая литература