Характеристика информационных систем
В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические информационные системы.
Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.
Автоматизированные ИС – часть функций (подсистем) управления или обработке данных осуществляется автоматически, а часть – человеком.
Автоматические ИС – все функции управления и обработки данных осуществляется техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).
По сфере применения можно выделить следующие классы информационных систем:
-
научные исследования;
-
автоматизированное проектирование;
-
организационное управление;
-
управление технологическими процессами.
Научные ИС предназначены для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом.
ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии). Такие ИС помогают осуществлять:
-
разработку новых изделий и технологий их производства;
-
различные инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм - трудовых, материальных и т.д.);
-
создание графической документации (чертежей, схем, планировок);
-
моделирование проектируемых объектов;
-
создание управляющих программ для станков с числовым программным управлением.
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т. д.) и отдельными офисами (офисные системы).
ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т. п.).
Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов.
Характеристика автоматизированных информационных систем
Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
Автоматизированная информационная система управления организацией – есть взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.
Как правило, это система поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию, и персонал, взаимодействующий с компьютерами и телекоммуникациями.
Технология работы в компьютеризированной информационной системе должна быть доступна для понимания специалистом для некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.
Автоматизированная информационная система имеет обеспечивающую и функциональную части.
Обеспечивающая часть состоит из информационного, технического, математического, программного, методического организационного и лингвистического обеспечения.
Информационное обеспечение – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных. Включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы и кодификаторы информации, унифицированные системы документации, информацию на носителях и т.д.
В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинные данные.
Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств – наряды, акты, накладные и т.п.
Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (нарядов, накладных и т.п.), или как база данных. В последнем случае файлы будут зависимыми и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, структуры файлов базы данных не будут соответствовать структуре управленческих документов.
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Включает в себя:
-
технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, передачи, отображения, вывода, размножения информации;
-
компьютеры любых моделей (персональные компьютеры и высокопроизводительные компьютеры); компьютеры могут объединяться в сети;
-
оргтехнику и т.д.;
-
устройства автоматического съема информации;
-
эксплуатационные материалы и др.
Документация по техническим средствам. Предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение оформляются документацией. Документацию можно условно разделить на три группы:
-
общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
-
специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
-
нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).
К средствам математического обеспечения относятся:
-
средства моделирования процессов управления;
-
типовые задачи управления;
-
методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Программное обеспечение – совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Методическое обеспечение и организационное обеспечение – совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектное обследование технического задания, технико-экономическое обоснования, разработка проектных решений, выбор автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
-
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
-
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
-
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Эргономические условия – документация, содержащая различные эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализации. Цель – обеспечение высокой эффективности работы персонала.
Обучение и сертификация персонала – учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
Лингвистическое обеспечение – совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.
Лингвистическое обеспечение включает в себя:
-
информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;
-
языки управления и манипулирования данными;
-
языковые средства информационно-поисковых систем автоматизации проектирования;
-
систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы и т.п.
Функциональная часть информационной системы обеспечивает выполнение задач и назначение информационной системы. Фактически здесь содержится модель системы управления организацией. В рамках этой части происходит трансформация целей управления в функции, функций – в подсистему информационной системы. Подсистемы реализуют задачи. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:
-
уровень управления (высший, средний, низший);
-
вид управляемого ресурса (материальные, трудовые, финансовые и т.п.);
-
функции управления и период управления.
Следующая таблица иллюстрирует функции информационных систем.
Таблица 5
- Содержание
- Глава 1. Информация. Информационные процессы в экономике______________________________________________________8
- Глава 2. Информационные технологии____________________14
- Глава 3. Информационные системы_______________________22
- Глава 4. Компьютерные сети________________________________36
- Глава 5. Прикладное программное обеспечение_________77
- Глава 6. Internet и intranet – компьютерные сети XXI века_____________________________________________________________82
- Глава 7. Финансово-экономические расчеты
- Введение
- Глава 1. Информация. Информационные процессы в экономике
- Виды экономической информации
- Структура экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии Основные понятия информационных технологий
- Возникновение и развитие информационных технологий
- Структура информационных технологий
- Глава 3. Информационные системы
- Распределение информации по уровням управления
- Связь типов информационных систем и уровней управления
- Характеристика информационных систем
- Функции информационных систем
- Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления аис подразделяются на:
- Развитие информационных систем
- Рынок информационных систем и тенденции его развития
- Задание 1
- Задание 2
- Глава 4. Компьютерные сети
- Преимущества работы в сети
- Классификация сетей
- Территориальность
- Уровень развития и особенности архитектуры
- Целевое назначение
- Топология
- Принципы устройства и работы компьютерных сетей
- Каналы связи вычислительных сетей
- Топология компьютерных сетей
- Протоколы
- Корпоративные сети
- Устройство рабочей станции Системная плата
- Центральный процессор
- Основные типы микросхем памяти
- Жесткие диски
- Сетевые адаптеры
- Серверы Назначение и виды сетевых серверов
- Оборудование серверов
- Сетевые операционные системы
- Одноранговые операционные системы – Windows 95/98
- Операционная система Windows nt
- Операционные системы – Novell NetWare / IntranetWare
- Безопасность в NetWare
- Операционная система unix
- Безопасность в unix
- Глава 5. Прикладное программное обеспечение
- Офисные программы
- Программное обеспечение для рабочей группы
- Дополнительное сетевое программное обеспечение
- Глава 6. Internet и intranet – компьютерные сети XXI века История создания internet
- Принципы работы internet
- Провайдеры услуг
- Информация, доступная в Internet
- Броузеры
- Электронная почта (e-mail)
- Телеконференции UseNet
- Телеконференции и их тематика
- Перспективы развития internet
- Задание 3
- Рекомендуемая литературы
- Глава 7. Финансово-экономические расчеты с помощью microsoft excel Основные категории финансово-экономических расчетов
- Решение:
- Расчет процентов с использование процентных чисел
- Решение:
- Финансовые функции ехсеl как основа практических расчетов в современных условиях Сущность финансовых функций
- Операции наращения
- Простые проценты
- Решение:
- Решение:
- Сложные проценты
- Решение:
- Решение:
- Финансовые ренты
- Решение:
- Операции дисконтирования
- Решение:
- Решение:
- Решение:
- Определение срока финансовой операции
- Определение процентной ставки
- Задания