logo
информ_сист_в экономике

Виды экономической информации

Экономическую информацию принято подразделять по следующим основным признакам:

По функциям управления экономическая информация разделяется на: планово-учетную, нормативно-справочную, отчетно-статистическую информацию.

Плановая (директивная) информация включает в себя директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (пятилетка, год, квартал, месяц, сутки).

Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемые спрос на продукцию и прибыл от ее реализации и т.д.

Учетная информация отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведен анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению фирмой. В качестве учетной информации выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского учета, финансового учета.

Например, учетной информацией являются: количество деталей данного наименования, изготовленных рабочим за смену (оперативный учет), заработная плата рабочего за изготовление детали (бухгалтерский учет), фактическая себестоимость изготовления изделия (бухгалтерский и финансовый учет).

Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями. Это самый объемный и разнообразный вид информации. Достаточно отметить, что в общем, объеме циркулирующей на фирме информации нормативно-справочная информация составляет 50-60%.

Примерами нормативно-справочной информации могут служить: технологические нормативы изготовления деталей, узлов, изделия в целом; стоимостные нормативы (расценки, тарифы, цены); справочные данные по поставщикам и потребителям продукции и т.д.

В фирме количество нормативов может достигать нескольких миллионов, а объем нормативно- справочной информации сотен мегабайт.

Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции и т. д., например, годовой бухгалтерский отчет о деятельности фирмы.

Классификация экономической информации по уровням управления (по месту возникновения) включает в себя входную и выходную информацию.

Входная информация - это информация, поступающая в фирму (структурное подразделение) извне и используемая как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.

Выходная информация - это информация, поступающая из одной системы управления в другую. Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения, как ее потребителя, так и выходной - для подразделения ее вырабатывающего, при этом форма представления экономической информации может быть: алфавитно-цифровая (текстовая) - в виде совокупностей алфавитных, цифровых и специальных символов и графическая - в виде графиков, схем, рисунков; а физическим носителем информации - бумага, диски, изображение на экране дисплея, дополнительная память.

Откуда организация получает информацию? В зависимости от ее характера из разных источников. Приведем ряд примеров.

  1. Общая информация о состоянии экономики. Источник: информационно-аналитические материалы, специализированные журналы, газеты, ресурсы Internet. Например, сервер «РосБизнесКонсалдинга» (www.rbc.ru), предоставляющий следующую информацию:

  1. Специализированная экономическая информация. Например, на сервере Центробанка (www.crb.ru) можно найти всю информацию по финансовому рынку (межбанковский кредитный рынок, ставки привлечения рублевых депозитов, рынок облигаций Банка России, рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, курсы валют на заданную дату, динамика курса заданной валюты, кросс-курсы валют).

  2. Информация по ценам на товары. Источник: специализированные журналы и бюллетени, каталоги, базы данных в Internet.

  3. Специфическая информация. Различные источники, в том числе и Internet. При поиске такой специфической информации, по которой сложно найти специализированные серверы, используются поисковые системы. Одной из самых больших (по количеству известных ей документов) российских поисковых систем является Rambler (www.rambler.ru). Он выполняет поиск документов в Internet по ключевым словам с учетом морфологии русского языка. Кроме того, любой крупный поисковый сервер содержит информацию о серверах по определенным тематическим группам. Например, тот же Rambler содержит, кроме всего прочего, разделы: бизнес/финансы, работа, законы, реклама, компании, товары/услуги, недвижимость, образование, экспертиза.

  4. Информация из государственных органов и органов управления (законы, постановления, сообщения налоговых органов и т.п.).