Историческая справка
Самым известным устройством для защиты информации, над вскрытием которого бились криптоаналитики всего мира, является шифровальная машина Enigma (Тайна), созданная немецким инженером Артуром Шербиусом.
По принципу действия шифратор Enigma напоминал автомобильный одометр: три съемных зубчатых ротора (шифродиска) со сквозными электрическими контактами располагались друг за другом. Когда оператор нажимал клавишу с буквой открытого текста, сигнал проходил через путаницу контактов на трех шифродисках, после чего попадал на перемычку рефлектора и отправлялся в обратном направлении (уже по другому «электрическому пути»). Затем первый диск поворачивался на одну позицию — и кодирование следующей буквы производилось уже по совершенно иному закону.
Как только оператор вводил через клавиатуру 26 знаков, первый диск возвращался в исходное положение, а вот второй проворачивался на позицию вперед. Чтобы быстро зашифровать и передать текст с помощью Энигмы, требовалась бригада из четырех человек: один зачитывал вслух открытый текст, второй набивал его на клавиатуре, третий считывал зашифрованную информацию с индикаторов, а четвертый передавал ее в телефонную или телеграфную линию.
Ключами к шифрмашине Enigma служили начальное расположение роторов и электрическая коммутация цепей — количество возможных ключевых комбинаций выражалось числом с 92 нулями.
Считалось, что если Enigma используется правильно, то вскрыть зашифрованную информацию невозможно. Однако при невнимательности связистов шифр терял свою стойкость. Первым, кому удалось «расколоть» Энигму, используя человеческий фактор, стал английский криптоаналитик Алан Тьюринг.
Вот так выглядело устройство ввода с перфоленты машины Colossus
Скорость ввода была огромной: 50 000 знаков в секунду. На такой скорости летящая лента из плотной тонкой бумаги может разрезать человеческое тело не хуже бритвы. После окончания второй мировой войны компьютеры Colossus были уничтожены, секретность была полнейшая.
Первая информация об этих машинах появилась только в 1970 году, после рассекречивания ряда американских документов. В 1994 году было создано общество по восстановлению этих компьютеров, через два года была запущена двухразрядном режиме, а через десять лет, в 2004 году она заработала на полную мощность!
В 1946 году выдающийся американский ученый-статистик Джон Тьюки (советник пяти президентов Соединенных Штатов) предложил название БИТ (BIT - аббревиатура от BInary digiT). Тьюки избрал бит для обозначения одного двоичного разряда, способного принимать значение 0 или 1.
Вэннивер Буш (Vannevar Bush , 11.03.1890-30.06.1974) впервые изложил идею создания гипертекста в статье "Пока мы мыслим", которая была напечатана в журнале "The Atlantic Monthly".
- Лекция №1 история развития вычислительной техники
- Вильгельм Шиккард
- Блез паскаль
- Арифметическая машина Паскаля (1642 г.)
- Готфрид Вильгельм лейбниц
- Чарльз бэббидж
- Ада Лавлейс (1815-1842)
- Жозеф Мари Жаккард
- Герман Холлерит
- Зиновий Яковлевич Слонимский
- Эрнст Эдуард Куммер
- Виктор Яковлевич Буняко́вский
- Джордж Буль
- Алан Тьюринг
- Конрад Цузе (22 июня 1910 - 18 декабря 1995)
- Говард Айкен
- Дж. Стибиц
- Лекция №2 первые компьютеры
- Историческая справка
- Клод Эльвуд Шеннон
- Первое поколение компьютеров
- Лекция №3
- Лекция №4 второе поколение компьютеров
- Лекция №5 третье поколение компьютеров
- Четвертое поколение компьютеров
- Модели параллельных компьютеров (классификация Флинна)
- Закон Амдала
- Необходимость параллельных вычислений:
- Суперкомпьютеры
- Примеры параллельных вычислительных систем
- Лекция №7
- Суперкомпьютеры
- Кластеры
- Сферы применения суперкомпьютеров
- Значимость параллельных вычислений
- Практические преимущества использования суперкомпьютеров
- Лекция №8 квантовые компьютеры
- Оптический компьютер
- Лекция №9 методология научных исследований
- Особенности научной деятельности:
- Нормы научной этики.
- Методы научных исследований
- Теоретические методы (методы-операции) .
- Эмпирические методы (методы-операции) .
- Виды измерений
- Лекция №10
- Эмпирические методы (методы-действия) .
- Лекция №11
- Этап определения цели исследования.
- Этап формирования (выбора) критериев оценки достоверности результатов исследования.
- Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования.
- Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования.
- Лекция №12
- Стадия построения гипотезы исследования
- Стадия конструирования исследования
- Стадия технологической подготовки исследования
- Опытно-экспериментальная работа
- Лекция №13 средства и методы практической деятельности Прогнозирование.
- Методы моделирования.