logo
Презентации по лекциям 1- 13

Лекция №9 методология научных исследований

«Что такое методология?» Казалось бы, всем ученым это понятно, так как в каждой диссертации – как кандидатской, так и докторской – они говорят о методологических основах их исследования. На самом деле во многих областях науки исследователи довольно часто проявляют удивительно малую осведомленность или вовсе девственную неосведомленность о науке вообще и о методологии в частности. Нередко бытует предубеждение против методологии, понимаемой весьма упрощенно – как некоторой абстрактной области философии, не имеющей прямого отношения ни к научным исследованиям, ни к потребностям практики.

«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» .

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» .

В последние годы среди программистов распространился термин «методология» совсем в новом «звучании». Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ .

Так, по сути дела, наряду с методологией научно- исследовательской деятельности стало формироваться новое направление – методология практической деятельности. А их необходимо рассматривать в одном ключе, с единых позиций. Теперь, когда мы рассмотрели причины расплывчатости и неоднозначности предмета методологии, зададимся вопросом – а чем принципиально методология науки (методология научной деятельности, методология научного исследования ) отличается от методологии любой другой человеческой деятельности?

Трудно выделить отдельно какие-либо сугубо специфические для какой-либо конкретной науки методы, принципы или средства исследования. Так, особенности научной деятельности, принципы познания и т.д. едины для всей науки вообще, науки в целом. Требования, например, к эксперименту одинаковы и для физики, и для биологии и для любой другой отрасли научного знания.