logo search
КОМЕРЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Будущее платежных систем

Системы онлайн-оплаты выполняют очень нужную функцию — они обеспечивают возможность платежей через Интернет, которые, во-первых, моментальные, а во-вторых, достаточно небольшие, то есть платежные системы проводят операции, которые банки провести не могут. На этом поле, как уже отмечалось, с платежными системами конкурируют пластиковые (кредитные и дебетовые) карты, которые обеспечивают те же самые функции. К сожалению, пластиковые карты в России распространены очень слабо, и нет серьезных предпосылок для их масштабного распространения.

К тому же у систем онлайн-оплаты есть несколько определенных преимуществ перед кредитными картами — с ними связаны меньшие риски использования и они предоставляют возможность анонимных платежей. Учитывая, что страх кражи номера кредитной карты является, судя по всему, основным стопором перед покупка

ми через Интернет, это более чем важное преимущество.

Вторым конкурентом платежных систем являются собственно банки — действительно, многие товары или услуги можно оплатить через банковскую систему, включая и Сбербанк, который имеет филиалы на каждом углу и в последнее время осваивает новые технологии. Конечно, давление банковской системы как конкурента на платежные системы существенно меньше, нежели давление расчетных карт, но банковская система может быть куда более опасным конкурентом — ее внутренние резервы и возможности по настройке новых финансовых услуг больше.

Основным сдерживающим фактором здесь является отсутствие привычки населения пользоваться банками. В тот момент, когда люди понесут свои деньги в банки, им будет куда легче заплатить за товары в Интернете через тот же банк (сейчас, кстати, уже многие банки предлагают физическим лицам управление счетом через Интернет), нежели мучаться с покупкой предоплаченных карт.

С другой стороны, развитие платежных систем подстегивает все время растущий спрос на подобного рода услуги. К примеру, доля платежей не банковским переводом (через платежные системы и кредитными картами) в системе SpyLOG за 2002 год выросла более чем в 1,5 раза. Все большее количество людей готовы пользоваться интернет-магазинами, все большее количество магазинов готовы принимать платежи через системы онлайн-оплаты.

Одновременно развитие платежных систем подталкивается PR-активностью участников рынка и в первую очередь Яndex, которая в той или иной форме владеет системой PayCash («Яndex. Деньги»). Учитывая, что Яndexпривлекает на свои страницы более 70% аудитории Рунета, это очень и очень мощный рекламный инструмент.

Зная основные конкурентные факторы и преимущества платежных систем, очень легко понять, что будет с ними в будущем. Скорее всего, все платежные системы, не выбившиеся в лидеры, отомрут. Одна-две оставшиеся будут иметь возможность пополнения счета любым способом, включая и скретч-карты, перевода между счетами, получения квитанций и документального подтверждения платежей. Это означает, что в ближайшие 2-3 года нам предстоит увидеть серию локальных слияний и поглощений платежных систем.

Кроме систем вышеуказанного рода появится некоторое количество систем оплаты со счетов провайдеров и сотовых операторов. Эти системы, скорее всего, инициированы самими операторами и не будут иметь большого распространения.»[8]