logo search
Otvety_k_ekzamenatsionnym_biletam_Informatika_1

Истории развития средств информационного труда.

Задачи накопления (хранения), обработки и передачи инфор­мации стояли перед человечеством на всех этапах его развития. Каждому этапу соответствовал определенный уровень развития средств информационного труда. Долгое время средства хранения, обработки и передачи информации развивались независимо друг от друга.

Направления развития средств информационного труда

Хранение

Передача

Обработка

Наскальная живопись. Древние изображения (20—25 тыс. лет назад) на стенах пещер, на скалах и камнях, вы­полненные краской, резьбой, рель­ефом и пр.

Пергаментные свитки. Пергамент (от названия г. Пергам), служивший материалом для письма, начали изго­тавливать во II в. до н. э. Делался из ко­жи животных.

Бумага. Впервые получена в Китае во II в. н. э., Состоит преимущественно из растительных волокон. В Европе распространилась в XI в. До XV в. письма, документы, книги писались вручную кисточками, перьями птиц, позже — металлическими перьями.

Книгопечатание. Первый печат­ный станок изобретен в середине XV в. немцем Иоганном Гуттенбергом. На Руси книгопечатание основал Иван Федоров в середине XVI в.

Фотография. Получение видимого изображения объектов на светочув­ствительных фотографических матери­алах (галагено-серебряных и бессереб­ряных). Основоположники фотогра­фии - Л. Дагер и Ж. Ньене (1839 г., Франция) и У. Голбот (1841 г., Вели­кобритания).

Кино. Съемка на кинопленку дви­жущихся объектов для последующего воспроизведения полученных снимков путем проецирования их на экран. Год рождения — 1895 год, когда французы братья Люмьер продемонстрировали в Париже первый в мире кинофильм, используя аппарат собственного изоб­ретения.

Магнитофон. Устройство для маг­нитной записи звука (обычно на маг­нитной ленте) и его воспроизведения.

Видеомагнитофон. Устройство для записи на магнитной ленте электричес­ких сигналов изображения (со звуко­вым сопровождением) и их воспроиз­ведения.

Речь, слух, зрение — первые сред­ства связи человека (средства ближ­ней связи).

Почта — первое средство дальней связи.

Костровая связь. Сигнальные огни (дымы) издавна использовались для увеличения скорости передачи важных сведений.

Оптический телеграф. Между городами возводили башни с семафо­рами (сигнальными устройствами), которые находились друг от друга на расстоянии прямой видимости. Теле­графист принимал сообщение и тут же передавал его дальше, переключая се­мафор. Первый оптический телеграф был построен в 1794 г. Во Франции. Самая длинная линия — 1200 км — действо­вала в середине XIX в. между Петер­бургом и Варшавой. Сигнал по линии проходил из конца в конец за 15 мин.

Электросвязь. Широко распрост­ранена с XX столетия — передача ин­формации посредством электрических сигналов или электромагнитных волн. Основные способы электросвязи — те­леграф, телефон, радио, телевидение.

Электрический телеграф. Переда­ча на расстояние дискретных (буквен­но-цифровых) сообщений — теле­грамм с обязательной записью их в пункте приема. Изобретен в 1832 г. в России П.Л. Шеллингом. В 1837 г. аме­риканцем С. Морзе создан электромаг­нитный аппарат. Он же придумал спе­циальный телеграфный код — азбуку, которая носит его имя.

Телефонная связь. Передача на расстояние речевой информации. Осу­ществляется путем преобразования звуковых колебаний в электрические сигналы в микрофоне телефонного ап­парата говорящего абонента, передачи этих сигналов по телефонным каналам связи и их обратного преобразования в телефонном аппарате слушающего абонента. Телефонный аппарат изобре­тен в 1876 г. американцем А. Беллом.

Радиосвязь. Передача сообщений при помощи радиопередатчика (где формируется радиосигнал, несущий передаваемую информацию) и переда­ющей антенны (излучающей сигнал в пространство), а прием — посредством приемной антенны (улавливающей радиосигнал) и радиоприемника (уси­ливающего сигнал и преобразующего его в адекватный исходный сигнал). Впервые осуществлена в 1895 г. рус­ским изобретателем А.С. Поповым.

Телевидение. Передача на расстоя­ние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных средств. В телевидении принят принцип после­довательной передачи элементов изоб­ражения, согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последова­тельность электрических сигналов с последующей передачей этих сигналов в пункт приема, где осуществляют их об­ратное преобразование.

Пальцы — первые счетные сред­ства человека.

Абак. Доска, разделенная на поло­сы, где передвигались камешки, кости, для арифметических вычислений. По­лучил распространение в древней Гре­ции, Риме, затем в западной Европе до 18 века. -«Потомком» абака можно на­звать и русские счеты. В России они появились на рубеже XVI—XVII в.

Таблицы логарифмов. Ввел поня­тие логарифма и опубликовал табли­цы логарифмов в начале XVII в. шот­ландский математик Дж. Непер. Лога­рифмы позволяют свести трудоемкие арифметические операции — умноже­ние и деление к более простым — сло­жению и вычитанию. На основе этой математической функции в течение двух веков развивались вычислитель­ные инструменты. В результате появи­лась логарифмическая линейка.

Логарифмическая линейка. Счет­ный инструмент для упрощения вычис­лений, с помощью которого операции над числами заменяются операциями над логарифмами этих чисел. Приме­нялась при инженерных расчетах, ког­да достаточна точность в 2—3 знака.

Машина Паскаля — первая счет­ная машина, созданная в 1645 г. фран­цузским математиком Близ Паскалем. Позволяла быстро выполнять сложе­ние многозначных чисел.

Арифмометр. Механическая вы­числительная машина для выполнения сложения, вычитания, умножения и де­ления, в которой установка чисел и приведение счетного механизма в дей­ствие осуществляется вручную. Пер­вый арифмометр — счетная машина — создана немецким ученым Лейбницем. На нем можно было выполнять все че­тыре арифметические операции с мно­гозначными числами. Позднее арифмо­метр многократно совершенствовался, в том числе и русскими изобретателя­ми П.Л. Чебышевым и В.Т. Однером.

Микрокалькулятор. Электронное устройство с помощью которого мож­но выполнять арифметические опера­ции над числами, вводимыми с клавиа­туры. Окончательные и промежуточ­ные результаты выводятся на индикатор.

В течение долгого времени основными инструментами для ре­шения задач обработки и передачи информации были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с при­ходом письменности (по мнению ученых, речь возникла более ты­сячи веков назад, изобретение письменности относится к III тыс. до н. э.). Это привело к гигантскому качественному и количествен­ному скачку в развитии общества, появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Изобретение книгопечатания (середина XV в.) радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Эти два этапа (письменность и книгопечатание) создали прин­ципиально новую технологию накопления и распространения (пе­редачи) информации, избавившую человечество от необходимости всецело полагаться на такой зыбкий и ненадежный инструмент, ка­ким является человеческая память.

Конец XIX в. ознаменован изобретением электричества, бла­годаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволя­ющие оперативно передавать и накапливать информацию в лю­бом объеме.

Бурное развитие науки и промышленности в XX в., неудержи­мый рост объемов поступающей информации привели к тому, что человек оказался не в состоянии воспринимать и перерабатывать все ему предназначенное. Возникла необходимость классифициро­вать поступления по темам, организовать их хранение, доступ к ним, понять закономерности движения информации в различных изда­ниях и т. д. Исследования, позволяющие разрешить возникшие про­блемы, стали называть информатикой. В этом смысле информати­ка — научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности всех процессов на­учной коммуникации.

Информатика, являясь базой библиотечного дела, многие годы так и занималась изучением структуры и общих свойств научной информации, передаваемой посредством научной литературы. По­становка вопроса о завладении информатикой всем кругом вопро­сов, который связан с разработкой эффективных методов сбора, хранения, обработки и преобразования имеющейся информации в знания, прежде была неправомерной, так как не существовало по­чти ничего общего в методах сбора и обработки информации у ме­диков, географов, психологов, физиков, филологов и т. д. С этой точки зрения много общего между собой имели математика и фи­зика, химия и медицина. Примеров отдельных связей было много, но общего стержня, вокруг которого объединились бы все науки, не было.